» » » Владимир Строгецкий - Основы культурологии


Авторские права

Владимир Строгецкий - Основы культурологии

Здесь можно купить и скачать "Владимир Строгецкий - Основы культурологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Строгецкий - Основы культурологии
Рейтинг:
Название:
Основы культурологии
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-2596-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы культурологии"

Описание и краткое содержание "Основы культурологии" читать бесплатно онлайн.



В пособии рассматриваются вопросы возникновения науки культурологии в США, в Европе и в России на основе изучения проблемы межкультурных отношений. Исследуется культурология как междисциплинарная наука; выясняются проблемы взаимоотношения человека и природы, место мифологии и искусства в контексте культурологии; характеризуется соотношение культуры и цивилизации, нравственности и культуры; выявляются сущность политической культуры и соотношение культуры и науки. Пособие предназначено для студентов бакалавриата. Издание подготовлено в рамках государственного задания на выполнение проекта 6.4957.2011 «Стратегии межкультурной коммуникации и этноконфессиональная безопасность России».






1. В чем заключаются достоинства и недостатки определения понятия «культура», данного Н. А. Бердяевым?

2. Каковы недостатки следующего определения понятия «культура»: «культура – это совокупность созданных тем или иным народом материальных и духовных ценностей»?

3. Чем обусловлено множество определений понятия «культура», и каковы особенности и в чем сущность авторского определения этого понятия?

4. Что такое адаптивная функция культуры и какова ее связь с многообразием форм культуры?

5. Расскажите про функции хранения и передачи знаний?

6. Что собой представляет функция целеполагания культуры?

7. Расскажите про коммуникативную функцию культуры?

8. Социализирующая функция культуры и ее значение.

9. Что собой представляет досуг как функция культуры? 10. Каково содержание игровой функции культуры?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Мамонтов С. П. Основы культурологи М., 1966, С. 96–104.

2. Кармин А. Культурология. Санкт-Петербург, 2001. С. 25–З1.

3. Садохин А. П. Культурология. М., 2012. С. 196–207.

Дополнительная литература

1. Строгецкий В. М. Теоретические основы культурологи. Часть 1: Античность и проблемы мировой культуры: Учебное пособие. Н. Новгород, 2009. С.16–26.

2. Садохин А. П., Толстикова И. И. Культурология: Учебное пособие. М., 2011. С. 15–18.

Тема II

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ

1. Античность – колыбель мировой культуры

Каждая эпоха вбирает в себя из прошлого иногда осознанно, иногда стихийно традиции, близкие ей по духу, служащие коррелятом опыта. Правильность этого наблюдения подтверждается многочисленными фактами. Так, римляне искали и находили соответствующие их опыту идеи в Греции в классическом и эллинистическом человеке и его культуре. Идеологам Возрождения и Просвещения эталоном служил опять-таки человек классической античности; романтики начала XIX в. в поисках идеала обращались к миру раннего средневековья, идеализируя рыцарство и рыцарскую честь; уверенный в торжестве разума, эволюции и прогресса, человек, начиная с середины XIX в., вновь стал вдохновляться античностью; люди же XX в., в поисках идеала разошлись во взглядах: одни обращались к античному наследию, другие к древневосточному.

Но интерес людей XX в. и их проникновение в глубины духовной культуры были затруднены идеологическим и политическим противостоянием тоталитаризма и демократии, технократизмом и разрушительным бесконтрольным воздействием на природу, поставившими человечество на грань ядерной войны, экологической катастрофы и разрушения культуры и образования.

Все возрастающие потребности объединения человечества, развитие его экологической культуры и преодоление кризиса в системе образования и культуры стали стимулом нового обращения человека XX в. к духовным ценностям античной цивилизации и христианской гуманистической культуры.

Что же такое «античность» и «античная культура»? Термин «античность», «античный» происходит от латинского имени прилагательного antiquus – древний. Античность можно рассматривать как европейскую, так и региональную цивилизацию, состоящую из локальных цивилизаций древнегреческой и римской. Промежуточной между ними была эллинистическая цивилизация. Хронологические рамки древнегреческой цивилизации: VIII–II вв. до Р.Х. Греческая культура VIII в. до Р.Х. открывается всемирно известными поэмами «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Во II в до Р.Х. Греция, будучи завоеванной римлянами, стала провинцией Римской республики, получившей название «Ахайя».

Хронологические рамки эллинистической цивилизации: конец IV в. до Р.Х. (правление македонского царя Филиппа II и его сына, будущего Александра Великого) – 31 г. до Р.Х. (завоевание Октавианом Августом Птолемеевского Египта, последнего крупного независимого эллинистического царства, возникшего на развалинах империи Александра Великого).

Хронологические рамки римской цивилизации 753/752 г. до Р.Х. (Основание Рима Ромулом и Ремом) – 476 г. от Р.Х. (завоевание западной Римской империи германцами). Таким образом, античность как региональная цивилизация просуществовала с VIII в. до Р.Х. до V в от Р.Х. За время ее существования были достигнуты великолепные успехи в интеллектуальной и художественной деятельности. С полным основанием можно говорить об успехах в развитии философии, наук, поэзии, литературы, искусства, архитектуры и права. Именно поэтому античная цивилизация и культура – это колыбель культуры и цивилизации европейской. Это подтверждают следующие важнейшие черты античной культуры, составляющие ее содержание.

Прежде всего, следует отметить ее светский характер и секулярное мышление. Греки и римляне безусловно верили в своих богов, но их мышление было акцентировано на достижение индивидуального успеха в земной жизни. Это, по-видимому, объяснялось географическими условиями их жизни, этнопсихологическими особенностями их менталитета (то есть образа их жизни и способа мышления), отличными от семитских народов. Для этого достаточно сопоставить содержание хеттских и вавилонских или древнегреческих памятников и вспомнить сатирические сцены описания жизни и быта богов, представленные Гомером в его поэмах, а позже Лукианом («Диалоги или разговоры богов»), смелые высказывания Ксенофана, а затем Лукреция Кара о происхождении богов.

«Наиболее важным подтверждением светского и секулярного мышления греков служат суждения Протагора о том, что «человек (а не божество – В. С.) есть мера всего, что существует и не существует)» или о том, что «о богах трудно сказать существуют они или не существуют, так как жизнь человеческая слишком коротка, а проблема эта весьма сложна».

а. Другим своеобразием античной культуры являлся ее агональный дух, состязательность (в спорте: атлетика, олимпийские игры; в интеллектуальной сфере: философские школы и науки, музыкальное и художественно-изобразительное искусство, политика и право, суд и ораторское искусство). Детальную характеристику агонального духа античной цивилизации дал А. И. Зайцев8.

б. Следующая особенность античной культуры заключалась в ее досужем характере. Досуг являлся неотъемлемой чертой свободного эллина и римлянина. Понятие досуг выражалось словом (schole) , которое обозначало и свободное время, и интеллектуальные занятия свободного человека (отсюда происходит и слово школа). Детальную характеристику античного досуга дал Э. Д. Фролов9.

a. Античную цивилизацию характеризовали также рационализм и приоритет разума. Важнейшим содержанием античного рационализма, как уже отмечено выше, была секуляризация сознания и возникновение противостоящих религии философии и науки, утверждение представления о космическом порядке, определяемом не волею бога-властителя, а властью закона. Эта мысль была впервые выражена древнегреческим философом Гераклитом Эфесским (VI в до Р.Х.), который утверждал, что «мир (космос) един, не создан никем из людей и никем из богов; он есть огонь, закономерно воскресающий и закономерно потухающий». В V в. до Р.Х. еще более отчетливо высказал мысль о приоритете разума афинский философ Анаксагор, выдвинув теорию «всемирного разума (nous), которую взял за основу своих фантастических сочинений Станислав Лем. Об античном рационализме подробно говорит в своих работах Э. Д. Фролов10.

в. Характерными чертами античной цивилизации были признание индивидуальной свободы личности гражданина, священное право частной собственности, верховенство законов, наличие гражданского общества и правового государства прежде всего в демократических Афинах и в республиканском Риме. Ренессанс – это возрождение античной культуры в Европе.

2. Возрождение античного культурного наследия в Европе и развитие классического образования. Ценности классического образования

Традиции античной культуры возродились в Европе, начиная с XIV–XV вв., то есть в эпоху Возрождения. Со времени итальянского Возрождения и эпохи Гуманизма (XIV–XVI вв.) в Европе античность, включавшая древние языки (прежде всего древнегреческий и латинский), античную литературу, историю, философию, право, изобразительное искусство и получившая название классическая филология в широком смысле слова, стала важнейшей основой гуманитарного образования средней и высшей школы европейских государств. Это во многом определило высокий уровень культуры и цивилизации европейских стран. Здесь возродились гимназии, освободившиеся от господства католической церкви. С XVI в. утвердился набор учебных дисциплин, среди которых классическая филология занимала ведущее положение. Греческое слово гимназия происходит от глагола (gymnazo), что значит тренировать дух (душу) и тело. Повсеместно в европейских гимназиях изучались древнегреческий и латинский языки, а также другие предметы, составлявшие содержание понятия классическая филология.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы культурологии"

Книги похожие на "Основы культурологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Строгецкий

Владимир Строгецкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Строгецкий - Основы культурологии"

Отзывы читателей о книге "Основы культурологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.