» » » Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества


Авторские права

Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества

Здесь можно купить и скачать "Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества
Рейтинг:
Название:
Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-3293-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества"

Описание и краткое содержание "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена исследованию институциональных, социокультурных и функциональных характеристик ювенальной инвалидности в Российской Федерации как проблемы, обусловленной противоречием между потребностью в полноценной социализации, социальной интеграции и самореализации детей, подростков и молодых инвалидов, с одной стороны, и инститтшюнальным полем, призванным на практике обеспечить успешное осуществление указанных процессов, с другой. Книга предназначена для научных работников, специалистов социальной сферы, занимающихся проблемами инвалидности и разработкой программ по социальной интеграции детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, а также преподавателей, студентов и всех интересующихся данной проблемой. Ряд положений и выводов могут быть использованы в учебном процессе.






Определение института, данное Гербертом Спенсером, делает акцент не на структурных элементах социального института, ана роли и функциях этого образования в обществе. Г. Спенсер подразделял институты на шесть основных групп: домашние, обрядовые, профессиональные, промышленные, политические, церковные. Говоря о социальной организации и порядке человеческого сотрудничества, Г. Спенсер предполагает не сознательное, планируемое и целенаправленное сотрудничество индивидов, групп и институтов, а тот естественный спонтанный макропорядок, масштабы которого и сроки эволюционного формирования выходят за пределы восприятия отдельных людей и не зависят от них.53

В отличие от Г. Спенсера, Т. Парсонс в своей концепции обосновывает структурированность и функциональную определенность социальных институтов как составляющих базовых элементов общественного макропорядка, т. е. структурированность социальной реальности.«Общество должно предоставлять индивидам набор ролевых возможностей, – указывает Толкотт Парсонс, – достаточный как для реализации их фундаментальных личностных потребностей на всех этапах жизненного цикла без выхода за рамки общества, так и для реализации потребностей самого общества».54

3. Различия в занимаемых индивидами объектно-субъектных позициях в рамках конкретных социальных институтов или категория роли, относительно понимания социального института (П. Сорокин, Ч. Миллс).

Чарльз Миллс отмечал, что «институтом будет называться комплекс институциональных ролевых интегрантов, который имеет стратегическое структурное значение в данной социальной системе».55

В данной связи необходимо отметить, что в сложившихся российских условиях лицам с инвалидностью приходится играть пассивные роли. В значительной степени это зависит от успешности функционирования институтов, отвечающих за адаптацию и интеграцию людей с ограниченными возможностями в социальную среду. Ролевые требования-ожидания по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья со стороны полноценных членов общества связаны с явлением социальной стигматизации. Роль инвалида в таком случае свидетельствует об определенной социальной недостаточности, т.е. неспособности индивида полностью или частично выполнять «обычные» функции полноценного члена общества или отдельного социального института (например, в рамках экономических институтов через трудовую деятельность).56

Таким образом, социальные институты представляют собой: а) социальные установления (ценности, нормы, правила, обычаи и традиции); б) функциональную структуру социальных позиций, закрепленных за ними статусов и ролей; в) формальную или неформальную организацию; г) систему контроля.

Рассмотренные выше институциональные концепции формируют институциональную методологию изучения проблемы инвалидности и в совокупности позволяют сформировать системное представление об этом социальном явлении. Проблема инвалидности представляется как многоуровневое явление, включая в себя следующие уровни: инвалидность как социальная проблема, инвалидность как предмет социальной политики, инвалидность как социальный институт, инвалидность в контексте институциональной структуры общества.57

Исследование феномена инвалидности с позиции институционального подхода имеет двойственную ориентацию. С одной стороны, инвалидность как социальное явление или проблема вписана в институциональную структуру общества, с другой стороны, она сама представляет собой частично формализованный социальный институт. Инвалидность как социальный институт обеспечивает интеграцию инвалидов в систему основных социальных институтов и общество в целом посредством здравоохранения, социальной реабилитации, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и т. д., составляющих целую социальную систему (институциональную матрицу).

Инвалидность является интегральным социальным институтом, состоящим из совокупности институтов, учреждений, организаций, выполняющими как специфические функции, так и системообразующие функции. Основными компонентами данного института является, во-первых, наличие определенных материальных средств, которые, с одной стороны, представлены в виде денег, материальных и нематериальных активов, с другой стороны, в виде специальных устройств, сооружений, транспорта, средств связи, компьютеров и т. д. Второй компонент инвалидности как социального института – это способы действия и поведения индивидов, образующих группы и организации, призванные осуществлять специфические институциональные функции. Данные группы руководствуются правомочиями или полномочиями, которые определяются в форме закона или подзаконных актов и определяют не только легитимность самого социального института, но и формы его деятельности. Эта деятельность осуществляется, прежде всего, посредством государственных служб признания граждан инвалидами и служб предоставления для них социальных услуг, а также негосударственных общественных объединений инвалидов, в рамках которых создаются благоприятные условия для их социальной интеграции. Третий компонент в структуре социального института – это индивиды, реализующие социальные цели института: обеспечивающие социальную защиту, обучение, трудовую занятость и т.п. лиц с инвалидностью, а также сами лица с инвалидностью.

Выделим основные функции инвалидности как социального института: 1) установление группы инвалидности и определение потребности граждан в мерах социальной защиты, в том числе в социальной реабилитации; 2) удовлетворение специфических потребностей лиц со стойкими нарушениями здоровья; 3) поддержание определенного уровня благосостояния лиц с инвалидностью, исходя из конкретных социально-экономических условий общества; 4) аккумуляция и распределение средств для социальной защиты лиц с инвалидностью из различных источников легитимно определенными способами; 5) разработка и осуществление мер по социальной интеграции и адаптации лиц с инвалидностью.

Теоретической посылкой понимания значения институциональной организации инвалидности выступает представление о том, что различные институты в своей структуре имеют функциональные возможности, ресурсы и потенциал для удовлетворения специфических потребностей людей, принадлежащих к этой социальной группе.

Социальные потребности представляют собой особый вид потребностей, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизнедеятельности социальной личности, социальных групп, общества в целом. Это потребности в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни. Базовые социальные потребности инвалида не отличаются от потребностей здоровых людей. Однако лица с инвалидностью имеют также специфические потребности, связанные с поддержанием здоровья и особой организацией пространства своей жизнедеятельности.

Социальные институты и группы – два ключевых элемента социальной структуры, необходимые для удовлетворения как социальных потребностей самих групп, так и социетальной потребности в поддержании устойчивости социального порядка, классифицирующие и закрепляющие за группами их статусные позиции и роли. Однако представляют ли инвалиды социальную группу? По Р. Мертону, группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.58 Социальная группа с этой точки зрения – совокупность людей, обладающих чертами сходства по объективному положению в системе общественных отношений.

Статус, или социальная позиция является ключевым понятием, раскрывающим место личности в социальной структуре. Социальные позиции представляют собой относительно устойчивые, регулярно повторяющиеся образцы социальных действий. Статус инвалидности квалифицируется как приобретенный, поскольку его освидетельствуют и подтверждают, его можно приобрести или лишиться. Структурные условия, в которых происходит эта статусная динамика, не являются раз и навсегда определенными или общепринятыми, но должны рассматриваться в сравнительной перспективе, варьируясь от одной модели социальной политики к другой, в зависимости от социальных определений инвалидности, уровня развития здравоохранения, социального обеспечения, образования, нормативов строительства и транспорта. Вытекающие из статуса социальные роли инвалида являются специфическими, на них накладывает отпечаток характерный для социальной среды лиц с инвалидностью способ действий, связанные с данным социальным статусом убеждения, взгляды, предрассудки.

Понятие статуса связано с нормативным порядком. Социальные нормы делают человеческое поведение достаточно прогнозируемым, снижают неопределенность. Нормы основываются на ценностях общества, на том, что для членов социума представляется важным или неважным, привлекательным или отталкивающим, должным или недолжным. При этом социальные нормы и нормативное поведение составляют не только инструмент культуры и выражение системы ценностей, но и сами являются объектом ценностной регуляции.59


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества"

Книги похожие на "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Жигунова

Галина Жигунова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества"

Отзывы читателей о книге "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.