Любовь Мищенко - Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender"
Описание и краткое содержание "Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender" читать бесплатно онлайн.
В монографии предложены новые теоретические и практические подходы к рассмотрению интегрального пологендерного развития человека (на примере подросткового возрастного периода). В монографии раскрываются методологические основания для системного исследования индивидуальности подростков с позиций пола и гендера; обосновываются принципы познания пологендерного развития индивидуальности подростков. Предлагается научно-организационное обеспечение системных исследований индивидуальности подростков; дается подробное описание и интерпретация результатов исследования интегральной индивидуальности подростков с учетом пологендерного аспекта. Исследование выполнено в рамках научного проекта «Системные исследования развития индивидуальности человека с позиций пола и гендера в условиях образовательного процесса», поддержанного грантом Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы (номер соглашения 14.B37.21.0543).
Следовательно, спортивная деятельность является важным фактором, формирующим уникальность пологендерных структур интегральной индивидуальности подростков. Об этом свидетельствует межгрупповое сравнение пологендерных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек подростков-спортсменов. Данные внутриуровнего анализа свидетельствуют о высокой приспособительной значимости нейродинамического и социально-психологического уровней в структурах интегральной индивидуальности спортсменов мальчиков, а у девочек – нейродинамического. По плотности межуровневых связей, характеризующих степень пластичности интегральной индивидуальности, мальчики опережают девочек. Разницу в факторных моделях мальчиков и девочек выявляет так же роль высших и низших уровней; у мальчиков организующую роль в структурах интегральной индивидуальности играют низшие уровни, а у девочек – высшие уровни. В пологендерных структурах индивидуальности девочек особо ощутима роль ортогональных зависимостей, что ограничивает их приспособительные возможности к реальной деятельности. Выявлено более тесное взаимодействие природных и социальных уровней интегральной индивидуальности у мальчиков по сравнению с девочками.
В рамках Пятигорской научной школы под руководством Ю.В. Павличенко были исследованы структуры интегральной индивидуальности подростков (218 мальчиков 14–15 и 17— 18 лет) и старшеклассников (230 девочек 14–15 и 17— 18 лет) различных этнических групп (русские, карачаевцы, черкесы и ногайцы), проживающие в Карачаево-Черкессии7172. В основу исследования структур интегральной индивидуальности было положено изучение взаимосвязей разноуровневых свойств. Была проведена диагностика свойств четырех уровней интегральной индивидуальности: нейродинамического (Я. Стреляу); психодинамического (В.М. Русалов); личностного (тест Мельникова-Ямпольского, опросник Кеттела, опросник Смекала и Кучера и УСК по Бажину и др.); социально-психологического (опросник Томаса).
В исследовании Ф.О. Семеновой73раскрываются особенности структур интегральной индивидуальности мальчиков различных этнических групп. С этой целью были отобраны 101 подросток мальчик четырех этносов: 30 русских; 26 карачаевцев; 22 черкеса; 23 ногайца. Характеристика структур интегральной индивидуальности старших подростков мальчиков различных этнических групп производилась по данным поэлементного (по t-критерию Стьюдента) анализа и факторного анализа.
У мальчиков 14–15 лет различных этнических групп в структурах интегральной индивидуальности межэтническая общность составляет 64 %, межэтническая уникальность – 36 %. Характеристика структур интегральной индивидуальности мальчиков 14–15 лет различных этнических групп по уровням в отдельности показывает, что межэтническая общность у подростков на нейродинамическом уровне достигает 77,8 %; на психодинамическом уровне – 60,5 %; на личностном уровне – 64,6 %; на социально-психологическом уровне – 56,7 %. Межэтническая уникальность на нейродинамическом уровне -22,2 %; на психодинамическом – 39,5; на личностном – 35,4 %; на социально-психологическом уровне – 43,3 %.
Результаты распределения общего и уникального у мальчиков 14–15 лет различных этнических групп по уровням интегральной индивидуальности в отдельности выглядят следующим образом:
Самая высокая этническая общность на нейродинамическом уровне интегральной индивидуальности мальчиков наблюдается у карачаевцев – 100 %; у черкесов – 77,8 %; у русских и ногайцев – по 66,7 %. Самая высокая этническая уникальность на нейродинамическом уровне у русских и ногайцев – по 33,3 %; у черкесов – 22,2 %; у карачаевцев – 0. На психодинамическом уровне самая высокая этническая общность у карачаевцев и ногайцев – по 62,5 %; у русских и черкесов – по 58,4 %. Самая высокая этническая уникальность у русских и черкесов – по 41,6 %; у карачаевцев и ногайцев – по 37,5 %. На личностном уровне самая высокая этническая общность у ногайцев – 67,5 %; у карачаевцев и черкесов – по 64,2 %; у русских – 62,5 %. Самая высокая этническая уникальность у русских – 37,5 %; у карачаевцев и черкесов – по 35,8 %; у ногайцев – 32,5 %. На социально-психологическом уровне самая высокая этническая общность у русских и черкесов – по 60 %; у карачаевцев и ногайцев – по 53,4 %. Самая высокая этническая уникальность у карачаевцев и ногайцев – по 46,6 %; у русских и черкесов – по 40 %.
Факторный анализ структур интегральной индивидуальности мальчиков подростков позволил извлечь три значимых факторных образования.
Русская выборка. У русских мальчиков подростков первый фактор организуется по линии «личность – социально-психологический блок – темперамент». Ведущую роль играет личностный уровень. Становление второго фактора идет по линии «социально-психологический блок (ключевой уровень) – организм – личность – темперамент». Третий фактор конструируется по линии «темперамент (стержневой блок) – личность – социально-психологический блок».
Карачаевская выборка. Первый фактор у мальчиков 14–15 лет является «биосоциальным» и развивается по линии «темперамент – личность – организм – социально-психологический блок». Второй фактор именуется «социально-личностным» и характеризуется связкой «социально-психологический блок – личность – темперамент». Третий фактор у карачаевцев мальчиков подростков обозначается «социально-психологическим». Его становление идет по линии «социально-психологический блок – темперамент – личность».
Черкесская выборка. Первый фактор у мальчиков 14–15 лет – «психофизиологический» и раскрывается по линии «организм -темперамент – личность». Второй фактор – «социально-психологический» и выражается связкой «социально-психологический блок – организм – темперамент – личность». Третий фактор у мальчиков черкесов 14–15 лет – «биосоциальный», содержащий приблизительно в одинаковой пропорции природное (организм и темперамент) и социальное (личность и социально-психологический блок).
Ногайская выборка. Первый фактор называется «психодинамическим» и наполнен связкой «темперамент – личность». Второй фактор «социально-личностный» и развивается по линии «организм – личность – социально-психологический блок» Третий фактор «социально-психологический».
Итак, этнические структуры интегральной индивидуальности мальчиков подростков уникальны не только по взаимосвязи разноуровневых свойств природного и социального происхождения, они уникальны и по характеру межфакторных отношений и могут выражаться либо облическими, либо ортогональными зависимостями. У каждого этноса соотношение облических и ортогональных зависимостей неповторимо: у русских мальчиков 14–15 лет облических зависимостей выявлено 10, ортогональных – 46; у карачаевцев соответственно 13 и 43; у черкесов 14 и 42; у ногайцев – 4 и 52. В целом мальчики 14–15 лет имеют 41 облическую зависимость и 183 ортогональных зависимостей. Облические зависимости – случайны, ортогональные – закономерны. И хотя каждая этническая структура интегральной индивидуальности отличается соотношением случайного и закономерного, однако эти различия по формальным признакам не дают никаких преимуществ в социальной ценности ни одной этнической общности. Они лишь еще раз подчеркивают уникальность этнических структур интегральной индивидуальности в изменившейся социальной ситуации.
В работе И.К. Герюговой74 исследованы структуры интегральной индивидуальности девочек подростков представительниц различных этнических сообществ (русские, карачаевки, черкешенки и ногайки). Испытуемыми были девочки 14–15 (8 кл.) В исследовании приняло участие 112 девочек: из них 27 русских девочек; 27 карачаевок; черкешенок 23; ногаек 35.
Характеристика структур интегральной индивидуальности школьниц 14–15 лет различных этнических групп производилась по данным: поэлементного (по t-критерию Стьюдента) анализа, корреляционного (внутриуровневого и межуровневого) и факторного анализов.
Статистическое сравнение свойств интегральной индивидуальности у девочек 14–15 лет различных этнических групп по отдельным показателям демонстрируют, что на нейродинамическом уровне общее достигает 94,5 %, уникальное – 5,5 %; на психодинамическом уровне общее составляет 45,8 %, уникальное – 54,2 %; на личностном уровне общее равно 67,1 %, уникальное – 32,9 %; на социально-психологическом уровне общее имеет 73,4 %, уникальное – 26,6 %. Следовательно, в структурах интегральной индивидуальности девочек 14–15 лет различных этнических групп значительно больше общего (67,6 %), чем уникального (32,4 %).
С учетом этнической принадлежности общее и уникальное распределяется следующим образом. Самая высокая этническая общность на нейродинамическом уровне выражена у черкешенок и ногаек – по 100 %; у русских и карачаевок – по 88,9 %. Наибольшая этническая уникальность представлена у русских и карачаевок – по 11,1 %; у черкешенок и ногаек – 0%. На психодинамическом уровне наибольшая этническая общность выявлена у черкешенок – 66,7 %, у русских -58,4 %, у карачаевок – 50 % и у ногаек – 41,7 %. Самая высокая этническая уникальность преобладает у ногаек – 58,3 %; у карачаевок – 50 %, у русских – 41,6 %, у черкешенок – 33,3 %. На личностном уровне наибольшая этническая общность зафиксирована у русских – 74,2 %; у ногаек -66,7 %, у карачаевок и черкешенок – по 64,2 %. Наибольшая уникальность выявлена у карачаевок и черкешенок – 35,8 %; у ногаек – 33,3 %, у русских – 25,8 %. Самая высокая этническая общность на социально-психологическом уровне у карачаевок – 86,6 %; у русских -80 %, у черкешенок – 73,3 %, у ногаек – 53,3 %. Самая высокая этническая уникальность у ногаек – 46,7 %; у черкешенок – 26,7 %, у русских 20 % и у карачаевок -13,4 %.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender"
Книги похожие на "Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Любовь Мищенко - Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender"
Отзывы читателей о книге "Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender", комментарии и мнения людей о произведении.