» » » Любовь Мищенко - Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender


Авторские права

Любовь Мищенко - Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender

Здесь можно купить и скачать "Любовь Мищенко - Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Любовь Мищенко - Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender
Рейтинг:
Название:
Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4475-3737-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender"

Описание и краткое содержание "Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender" читать бесплатно онлайн.



В монографии предложены новые теоретические и практические подходы к рассмотрению интегрального пологендерного развития человека (на примере подросткового возрастного периода). В монографии раскрываются методологические основания для системного исследования индивидуальности подростков с позиций пола и гендера; обосновываются принципы познания пологендерного развития индивидуальности подростков. Предлагается научно-организационное обеспечение системных исследований индивидуальности подростков; дается подробное описание и интерпретация результатов исследования интегральной индивидуальности подростков с учетом пологендерного аспекта. Исследование выполнено в рамках научного проекта «Системные исследования развития индивидуальности человека с позиций пола и гендера в условиях образовательного процесса», поддержанного грантом Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы (номер соглашения 14.B37.21.0543).






Раскрывая понятие гендерной идентификации ученые подчеркивают ее обусловленность традициями и изменениями социокультурной ситуации на каждом историческом этапе общественного развития. Любая культура стремится к постоянству, но вместе с тем ее движение неизбежно. Как и другие элементы культуры, образы мужчины и женщины постепенно изменяют свои прежние константы, и это не может не отразиться на характере гендерной идентификации подростка, – утверждают представители гендерной психологии. Становление гендерной идентичности подростка происходит в условиях социализации с акцентом на воспроизводство доминирующей гендерной культуры, поэтому следует говорить не столько о стихийном развитии гендерной идентичности, сколько о ее социокультурном формировании.

Н.К. Радина, Е.Ю. Терешенкова56 исследовали возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков. Испытуемыми были 254 школьника от 11 (младший подростковый возраст) до 16–17 лет (старший подростковый возраст) из различных социокультурных сред (промышленного центра – большого города, малого города, села и интерната), представляемых в рамках следующих конструктов: «городская среда – сельская среда», а также «открытая социальная среда – депривационная (закрытая) социальная среда». В качестве основной методики был использован подростковый вариант опросника С. Хартер в сочетании с другими методиками, направленными на изучение персональной и социальной идентичности личности. Кроме того, для более детального понимания процесса гендерной социализации в подростковом возрасте были проведены десять фокус-групп с подростками, их родителями и педагогами, в которых приняли участие 86 человек. Таким образом, всего в исследовании принимало участие 340 человек.

Были выделены две основные линии анализа результатов проведенного исследования: сопоставление изменений персональной идентичности мальчиков и девочек от младшего подросткового возраста к старшему (аспекты возрастной динамики идентичности); анализ того, отражается ли специфика социокультурной среды на развитии гендерной идентичности. В результате авторы пришли к следующим выводам.

В целом гендерная идентичность подростков обоего пола соответствует социальным нормам (ориентация на эмоционально-экспрессивный стиль жизни, на межличностные взаимоотношения). Однако на протяжении всего подросткового возраста гендерная идентичность девочки в отличие от мальчика представлена в контексте «отсутствия» какой-либо компетентности: превосходство в романтической сфере у младших подростков-девочек сглаживается к старшему подростковому возрасту. Данный факт авторы связывают с особенностью развития личности женщины в патриархатной культуре, где женщинам, по данным ряда исследований, присуще ощущение собственной вторичности по отношению к мужчине, проявляющееся в заниженной самооценке, низком уровне притязаний, пассивности, отсутствии стремления к самореализации в профессиональной сфере. Тем не менее, именно в рамках «женской культуры», обладающей более «плавающими» границами и менее контролируемой со стороны агентов социализации, возможен нестандартный гендерный опыт, который в дальнейшем приводит к социальному творчеству, расшатывает привычные представления о гендерном устройстве мира.

По мнению авторов исследования57, существует разрыв между знаниями, которые имеют подростки относительно нормативных моделей мужского и женского поведения, и реализацией идентичности. В промышленном центре наблюдаются различные формы гендерных сценариев и нежесткие гендерные стереотипы, что можно рассматривать как потенциал для разрушения патриархатной картины мира. В малом городе более жесткая гендерная социализация обусловливает патриархатные представления о гендерном порядке и более традиционное формирование гендерной идентичности подростков Патриархатная картина мира вполне устойчива. Более индивидуализированные представления о себе, выраженные в отсутствии явных гендерных различий в Я-концепции, наблюдались в проведенном исследовании у сельских подростков. Однако, поскольку некоторые социологические исследования свидетельствуют в пользу более жесткой патриархатной картины мира у сельских жителей, авторы считают, что развитие гендерной идентичности сельских школьников нуждается в самостоятельном и более детальном исследовании.

Обыденная социальная среда интерната характеризуется, с одной стороны, воспроизводством наиболее консервативных гендерных стереотипов подростков, с другой – формированием несколько «стертой», но в целом стандартной гендерной идентичностью (для мальчика – физическая сила, эмоциональная твердость, профессиональная успешность, компетентность и пр., для девочки – чувствительность, пассивность, высокая эмпатичность, направленность на межличностные отношения и т.д.)58.

Н.Ю. Рымарев59 в Кубанском государственном университет провел исследование личностных особенности подростков с различной гендерной идентичностью. При всем многообразии компонентов, которые могут быть включены в структуру гендерной идентичности, наиболее часто повторяющимися являются два компонента: биологический пол (мужчина/женщина) и маскулинность/феминность, как конструкты культуры и интериоризированные психологические черты6061.

Сложность изучения особенностей маскулинности/феминности подростков, как, впрочем, и других компонентов гендерной идентичности личности, связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образцы маскулинности/феминности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Испытуемыми в исследовании Н.Ю. Рымарева выступили учащиеся восьмых-девятых классов школы-гимназии № 71 Краснодара. Общий объём выборки – 121 подросток в возрасте от 13 до 15 лет (62 девочки, 59 мальчиков). В работе использовались следующие психодиагностические методы: методика определения психологического пола О.Г. Лопуховой; методика Т. Лири (направленная на изучение маскулинных и феминных характеристик образов-Я); тест уровня субъективного контроля Дж. Роттера; методика диагностики индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Понамарёвой.

В результате проведенного исследования автор приходит к следующим выводам. Личностные особенности подростков, такие, как уровень субъективного контроля и рассогласование характеристик образов-Я, связаны с типом гендерной идентичности. При изучении особенностей развития подростков продуктивно выделять четыре типа гендерной идентичности: мужской маскулинный, мужской андрогинный, женский феминный, женский андрогинный. Характеристики образов-Я у представителей всех типов гендерной идентичности отличаются следующими противоречиями62: – подростки с мужским маскулинным и мужским андрогинным типами гендерной идентичности, актуализируя образ Я-мужчина (гендерный аспект идентичности), стремятся к меньшему проявлению части маскулинных характеристик; – в развитии гендерных характеристик личности (в образе Я-идеальный мужчина) подростки с мужским маскулинным типом ориентированы на снижение проявлений части маскулинных характеристик; – подростки с мужским андрогинным типом гендерной идентичности в развитии гендерных характеристик (образ Я-идеальный мужчина) ориентированы на снижение проявления части маскулинных и феминных характеристик; – подростки с женским феминным и женским андрогинным типами гендерной идентичности, актуализируя образ Я-женщина (гендерный аспект идентичности), стремятся к снижению проявлений части феминных и маскулинных характеристик; – в развитии гендерных характеристик (образ Яидеальная женщина) подростки с женским феминным типом гендерной идентичности ориентированы на снижение проявлений части феминных характеристик и изменение всех маскулинных характеристик, причём изменение маскулинных характеристик имеет противоречивый характер: выражено стремление снижения проявлений одной части маскулинных характеристик и увеличения проявлений другой; – подростки с женским андрогинным типом гендерной идентичности в развитии гендерных характеристик (образ Я-идеальная женщина) ориентированы на изменение всех маскулинных и части феминных характеристик, причём эти изменения носят противоречивый характер: выражено стремление снижения проявлений одной части маскулинных и феминных характеристик и увеличения проявлений другой63.

В научной литературе есть много примеров исследований динамики формирования гендерной идентичности подростков. По сути, это поиск ответа на вопрос о том, как наши подрастающие дети становятся взрослыми – мужчинами и женщинами, как меняется их индивидуальность, обретая черты соответствующей социальной группы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender"

Книги похожие на "Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Любовь Мищенко

Любовь Мищенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Любовь Мищенко - Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender"

Отзывы читателей о книге "Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и gender", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.