» » » » Сергей Лобанов - О природе философии


Авторские права

Сергей Лобанов - О природе философии

Здесь можно купить и скачать "Сергей Лобанов - О природе философии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
О природе философии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О природе философии"

Описание и краткое содержание "О природе философии" читать бесплатно онлайн.



В монографии анализу подвергается природа философии. Цель исследования заключается в раскрытии возможности философии, реального содержания (определения) философии. Для достижения этой цели в исследовании ставятся задачи дать аналитику системы определений философии, которую образуют отношения философии и мировоззрения, философии и науки, философии и образа жизни и т.д. Логика исследования образует его структуру, а именно: (общее) введение в философию, анализ философии как вопрошания (проблемного мышления) и отношение к научному познанию в виде «философии науки». Анализ вопроса, как возможна философия, данный в монографии, имеет принципиальную направленность на доказательство пользы философии для мировоззренческих поисков, создания (научной) картины мира и понимания современной философии науки. Монография предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей, а также всем интересующимся современной философией.






Задача Предисловия заключалась в том, чтобы показать трудности, с неизбежностью возникающие при ответе на вопрос, что такое философия, и дать некую систему взаимосвязанных определений философии, которая является открытой и гибкой, поскольку вполне возможны её дополнения, уточнения или же построение систем других определений. Например, в современной философии распространенным является понимание философии как логики науки. Построение определений философии, и, следовательно, самой философии, будет исходить в этом случае от понятий логики, языка, науки, сознания и т.д. Это означает, что допустимы различные философии (логики) науки.

Другой путь состоит в построении системы всех возможных определений философии. Такая система будет интересна своим богатством, которое образуют высказывания философов о философии. Определение Платона:

«Философия – это стремление к чистому познанию, которое возможно при освобождении души от тела, т.е. смерти», которое иногда истолковывают в виде утверждения: «философия – это искусство умирания», слова Ф. М. Достоевского, что «философия – это высший градус поэзии», предсмертное признание великого авантюриста Джиакомо Казанова: «Я жил философом», и многие другие составят сумму философии, в которой будет невероятно трудно найти связующее звено, а именно саму философию. Это не будет системой философии, поскольку невозможно в таком случае найти основание такой системы.

Хорошим примером для системного понима- ния философии служит работа «Что такое филосо- фия?» немецкого философа Вильгельма Виндельбанда (1848–1915), в которой показано, что системообразующим признаком философии, позволяющим охватить все возможные подходы к философии, является наука. Смысл и понятия философии, по Виндельбанду, образуют отношения между наукой и философии. В истории философии имеют место период служения, когда философия подчиняется жизни, мировоззрению, религии, науке, искусству. Для нахождения собственного предмета и метода философии, т.е. само-стоятельности, по Виндельбанду, необходимо рассмотреть отношение философии и науки с точки зрения ценностей, или культуры. Основанием системы философии являются общезначимые ценности. Это объясняет, почему философия обращается и к вненаучному материалу (жизни, искусства, мифологии и т.д.). Философия исследует ценности научных достижений, религиозных догматов точки зрения истины, и является наукой о нормативном сознании, поэтому «история названия «философия» есть история культурного значения науки»16. Главное, это вывод, который делает Виндельбанд:

«Философия как наука о нормативном сознании есть идеальное понятие, которое не реализовано»17.

Можно принимать или нет собственную (неокантианскую) позицию Виндельбанда, однако она открывает подход к понятию философии как идеала, который заключает в себе постоянную необходимость философии, а именно: стремление к философии, которое никогда не может быть завершено.

Переход к пониманию философии как науки об (общезначимых) ценностях означает переход к определению философии через реальные признаки (реальные определения). Это путь к пониманию философии чечерез её отношения к реальным явлениям, например, искусству, религии, политике, здравому смыслу, праву и т.д. В данном Введении предлагается весьма кратко рассмотреть существенные черты отношения философии к мировоззрению, науке и собственному делению, т.е. делению философии, отражающему реальное положение философии.

1.1. Понятие и виды мировоззрения

Для анализа понятия мировоззрения необходимо рассмотреть само слово-термин «мировоззрение». Следует заметить, что в свою очередь слово «термин», образованное от латинского terminus – «предел», «конец», предполагает обозначение границы явления или понятия. Это обозначение является указанием смысла, в прямом значении операции о-предел-ения. Где такое обозначение не производится, явление или понятие остается неопределенным, лишенным значения или смысла. Более того, можно провести обозначения понятий «определенность», «значение» и «смысл», и тогда станут видны различия между ними: это будут различные понятия. Такая, казалось бы, банальная, больше похожая на игру, работа со словами имеет важнейшие последствия для понимания их реального смысла. Например, разбивка широко употребляемого в повседневной жизни слова «спаси-бо» открывает его древний, первоначальный смысл, а именно: спаси Бог, и подсказывает, что буква г исчезла при написании полууставом (точнее, писалась над буквой о). Современный американский философ Генри Нельсон Гудмен (1906–1998) образовал слово «зелубой» для обозначения возможности перехода зеленого в голубое, и наоборот. Сейчас мы утверждаем «это – зеленое», однако мы не уверены в том, что «это» во время восприятия не окажется голубым.

Слово «мировоззрение» является составным, образованным из двух слов: мир и воззрение. Кроме того, «мировоззрение» имеет целый ряд слов, близких ему по смыслу, это – «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Смысловые различия между ними зависят от отправных точек отношения к миру, т.е. от простого ощущения (легкости, тяжести и т.д.), эмоций, настроений (радости или грусти) до понимания, отстраняющегося от эмоциональной окрашенности и, главное, поверхностного и случайного («Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен»).

Выбор слова «мировоззрение» из указанного ряда оправдывается («хорошо обоснован», как говорят философы) тем, что мировоззрение является общим для родственных ему явлений, между которыми имеется семейное родство (одно из основных понятий в учении о языке австрийского философа Людвига Витгенштейна (1889–1951)), где не существенно различие между событиями и словами.

В качестве исходного можно принять следующее определение: мировоззрение – это совокупность, система взглядов, представлений человека на мир.

Под понятием «мир» имеется в виду все существующее в определенном порядке. Понятие «мир» хорошо раскрывается на примере представлений древних греков о мире. По-гречески, мир – это космос, возникающий из хаоса посредством времени-Кроноса. Человек есть образ и подобие мира, малый мир, микрокосмос.

Понятие мира хорошо объясняется через его происхождение от действия, а именно: украшать, приводить в порядок. Греческий космос образован от глагола «космео» – украшать (отсюда – косметика), латинская природа, натура – от «орнаре» (отсюда «орнамент»), где корень «-на» очевиден, а русская «природа», можно предположить, от слова «порождающий порядок». Для древних греков мир – это красота, и этим мировоззрением можно объяснить расцвет искусства в Древней Греции. Это было своего рода детским очарованием устройством мира, мировым строем, в котором все было одушевлено, и порядок жизни определялся прекрасной душой мира и человека, что нашло отражение в принципе калокагатии (от греч. kalos – прекрасное и agathos – доброе), или принципом единства истины, добра и красоты. Позднее этот принцип стал основополагающим для русской философии и глубинных устремлений отечественного мировоззрения. Следует заметить, что в православном богословии есть раздел под названием «Иринология», название которого образовано от греческого слова иринос, что означает «мир». Здесь иринология – это учение о мире, об отношении божественного и мирского.

Мир как порядок имеет значение согласия: с собой, природой, другими людьми, которому противопоставляется вражда, война. Здесь уместно вспомнить название романа Льва Толстого «Война и мир».

Позднее усиливается внимание к временному порядку мира, в котором, под влиянием иудеохристианства и немецкого романтизма, мир становится историей.

Представления, взгляды человека на мир непосредственно проявляются в поступках и оценках людей, т.е. в общем, в отношениях к миру. Отношения людей к миру условно можно разделить на три типа (здесь «тип» означает общую, чистую форму):

1) оптимизм (от лат. optimus – наилучший), который хорошо выражается формулой: мир устроен разумно, в нем есть смысл, место и предназначение для каждого человека, его счастья (доли), справедливости. Здесь человек открыт миру, принимает его таким, какой он есть, а мир открывает человеку возможности для достижения его целей и такое измерение жизни, как будущее. Такое отношение к миру и людям основано на доверии и ожиданиях. Немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646–1716) показал, что «этот мир есть наилучший из всех возможных миров».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О природе философии"

Книги похожие на "О природе философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Лобанов

Сергей Лобанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Лобанов - О природе философии"

Отзывы читателей о книге "О природе философии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.