» » » » Михаил Хурчак - Криминология. Общая часть: Конспект лекций


Авторские права

Михаил Хурчак - Криминология. Общая часть: Конспект лекций

Здесь можно купить и скачать "Михаил Хурчак - Криминология. Общая часть: Конспект лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Хурчак - Криминология. Общая часть: Конспект лекций
Рейтинг:
Название:
Криминология. Общая часть: Конспект лекций
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4475-3628-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Криминология. Общая часть: Конспект лекций"

Описание и краткое содержание "Криминология. Общая часть: Конспект лекций" читать бесплатно онлайн.



В конспекте лекций рассматривается комплекс теоретических проблем изучения преступности – этого наиболее опасного явления на современном этапе человеческой истории. Особое внимание уделяется становлению криминологии как самостоятельной науки, пониманию природы преступности. Подробно анализируются причинный комплекс преступности в современной России, особенности личности преступника, проблема психических аномалий, а также главное направление в борьбе с преступностью – ее предупреждение. Пособие рекомендовано методической комиссией юридического факультета ТвГУ 14.03.2014 для студентов III курса дневного отделения юридического факультета Тверского государственного университета.






Криминология не ограничивается изучением общего понятия личности преступника. В настоящее время криминологи большое значение придают изучению личности преступника с учетом характера совершенного преступления, отдельного региона, а также личности преступника, принадлежащего к определенным социальным группам (рецидивисты, «беловоротничковые» преступники и т.д.), личности несовершеннолетнего преступника, личности преступника с аномалиями психики. В условиях современных социальных, экономических и политических преобразований особую актуальность приобретают такие проблемы, как преступник в свете социальной адаптации, характеристика лиц, совершивших неосторожные преступления, и другие.

Важной частью предмета криминологии является предупреждение преступности. Предупреждение преступности и профилактика преступлений рассматриваются большинством стран как важная практическая и социально-политическая задача, как главное направление в борьбе с преступностью.

Меры предупреждения преступлений, их содержание и характер всецело зависят от того, как определяются причины преступности. Большинство криминологов, рассматривая преступность как социальное явление, подчеркивало и подчеркивает, что главным в её предупреждении является проведение социально-ориентированной политики государства. Предупреждение преступности должно выступать как разновидность социального управления, включающее в себя научное прогнозирование изменения преступности и тех явлений, которые выступают в качестве причины, а также планирование и координирование профилактической работы.

В условиях современной российской действительности первостепенное значение имеют ликвидация бедственного положения значительной части российских граждан, укрепление роли государства как политической организации всех российских граждан, идеологическое обоснование проводимых преобразований в стране и др. Наряду с этим немаловажное значение имеют и специальные криминологические мероприятия, связанные с изучением причин и условий совершения преступлений и разработкой превентивных мер, в особенности, возврат к ранее существовавшим наработкам в профилактической деятельности правоохранительных и других государственных органов и общественных организаций. Как было указано выше, криминология – наука, занимающаяся изучением преступности, причин и закономерностей ее развития, личности преступника и разработкой мер по предупреждению преступности. Успешное решение названных проблем в определяющей степени зависит от методологии исследования.

Общепризнанным является положение, что метод определяется предметом и задачами исследования. Вместе с тем к исследованию того или иного явления может быть неодинаковый подход, и, следовательно, неодинаковыми могут быть методы.

Многое зависит не только от предмета, но и от его понимания, вернее, от теории предмета. Поэтому не случайно говорят, что каждой теории присущ свой метод, что метод – это не только способ исследования, но и теория. Это можно проиллюстрировать на личности преступника. Ее можно изучать с разных позиций. И, как свидетельствует история криминологии, способы такого изучения были самыми различными. Представители антропологического направления, родоначальником которого был итальянский врач Ломброзо, рассматривая личность как чисто биологическое явление, главным образом применяли физиологический метод при изучении личности преступника. Социологи использовали в этих целях как биологический, так и социологический методы. Эти методы широко применяются в западной криминологии и в настоящее время.

Следовательно, метод исследования в решающей степени определяется теорией личности преступника, иначе говоря, зависит от того, как понимается ее сущность, структура, детерминистическая природа преступного поведения. Данное замечание полностью относится и ко всем другим проблемам криминологии.

Для того чтобы обеспечить эффективность их разработки, необходимо сначала наметить общий методологический подход, определяющий направление и содержание научных исследований. В соответствии с общим методологическим подходом должны разрабатываться конкретно-научные методы исследования.

Под методологией понимается совокупность принципов, идей, с помощью которых раскрывается закономерность изучаемого явления.

Методологической основой отечественной криминологии является диалектический и исторический материализм. Именно восстановление в правах подлинного диалектического метода помогает отечественной криминологии познавать действительные закономерности развития преступности, ее причин и условий, а также ее предупреждения.

Диалектический и исторический материализм позволяет ответить на ряд вопросов, имеющих для криминологии основополагающее значение: о происхождении, социальной природе преступности, ее причинах, о сущности человеческой личности и др. Признание того факта, что материальные условия лежат в основе человеческого общества, является исходным пунктом криминологии. В целях научного анализа криминология использует законы и категории диалектического материализма. Так, закон единства и борьбы противоположностей служит методологической базой для изучения личности преступника, в которой сочетаются и позитивные, и негативные качества. Закон перехода количественных изменений в качественные объясняет новые качественные характеристики преступности (появление в 1990 гг. организованной преступности), являющиеся результатом роста некоторых видов преступлений и существенных изменений в структуре преступности.

Такие категории диалектического материализма, как необходимость и случайность, причина и условие, общее, особенное и единичное, сущность и явление, способствуют раскрытию содержания одноименных понятий в криминологии. На их основе становятся возможными классификация причин преступности, преступников, мотивов преступлений, прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения.

Диалектико-материалистический метод ориентирует исследователя на необходимость рассматривать преступность и другие криминологические явления в сравнительно-историческом аспекте: в развитии и изменении, в социальных связях и обусловленностях, предостерегает от субъективизма и одностороннего подхода к изучению социальных явлений, обеспечивает всесторонность изучения.

Однако неправильно было бы полагать, что только на основе общих философских положений можно объяснить все те явления и противоречия в жизни, с которыми сталкивается криминология. Задача любого криминологического исследования заключается в том, чтобы с помощью общих положений материалистической диалектики избрать такой метод исследования, который бы давал возможность раскрыть социальную сущность явления, установить закономерности его развития, формы выражения вовне и т. д.

Диалектико-материалистический метод не исключает, а предполагает разработку других общих и частнонаучных методов, в частности, таких, как конкретно-социологический, историко-сравнительный, психологический, статистический, системный, математический и другие, которые в настоящее время широко используются во многих странах. Они не являются чисто криминологическими, но свою специфику приобретают в криминологии в силу особенностей предмета и задач исследования.

Термин «методика» чаще всего употребляется для характеристики разнообразных технических приемов, применяемых в криминологических исследованиях, различных по своей направленности и целям. Методика – это средство и способ познания конкретного участка действительности, необходимые для решения задач исследования.

Особенно широко применяется конкретно-социологический метод, наиболее распространенными приемами которого являются анкетирование, интервьюирование и другие. Он дает возможность более глубоко познать социологический аспект изучаемых явлений, их детерминистическую природу. С помощью этого метода криминологами накоплен большой фактический материал, характеризующий как состояние и динамику преступности в целом, так и отдельные преступления, и позволяющий более предметно решать проблемы изучения причин преступности и совершенствовать меры по ее предупреждению.

Часто используется и историко-сравнительный метод, дающий возможность определить преобладающие тенденции развития преступности, ее динамику, изменение состояния и структуры за тот или иной период времени, без чего невозможно разработать профилактические меры.

Преступление, как отмечалось, выступает в качестве волевого целенаправленного акта. Для понимания его природы весьма важное значение приобретает проблема соотношения объективного и субъективного в конкретном человеческом поведении. Решается она с помощью психологических методов, применяемых в общей психологии при изучении различных аспектов человеческого поведения. Это позволяет определить диалектику соотношения объективных условий среды и субъективных свойств при формировании личности, возникновении преступного намерения, его реализации, мотивации преступлений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Криминология. Общая часть: Конспект лекций"

Книги похожие на "Криминология. Общая часть: Конспект лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Хурчак

Михаил Хурчак - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Хурчак - Криминология. Общая часть: Конспект лекций"

Отзывы читателей о книге "Криминология. Общая часть: Конспект лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.