» » » » Михаил Хурчак - Криминология. Общая часть: Конспект лекций


Авторские права

Михаил Хурчак - Криминология. Общая часть: Конспект лекций

Здесь можно купить и скачать "Михаил Хурчак - Криминология. Общая часть: Конспект лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Хурчак - Криминология. Общая часть: Конспект лекций
Рейтинг:
Название:
Криминология. Общая часть: Конспект лекций
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4475-3628-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Криминология. Общая часть: Конспект лекций"

Описание и краткое содержание "Криминология. Общая часть: Конспект лекций" читать бесплатно онлайн.



В конспекте лекций рассматривается комплекс теоретических проблем изучения преступности – этого наиболее опасного явления на современном этапе человеческой истории. Особое внимание уделяется становлению криминологии как самостоятельной науки, пониманию природы преступности. Подробно анализируются причинный комплекс преступности в современной России, особенности личности преступника, проблема психических аномалий, а также главное направление в борьбе с преступностью – ее предупреждение. Пособие рекомендовано методической комиссией юридического факультета ТвГУ 14.03.2014 для студентов III курса дневного отделения юридического факультета Тверского государственного университета.






В основе идей «антропологической» и «социологической» школ лежали самые различные философские, социологические и общеюридические теории.

«Антропологи» заимствовали некоторые мысли философов Бюхнера, Фогга, Молешотта, в которых те отождествляли законы природы с законами общества. «Антропологи» трактовали преступление как биологическое явление, присущее не только человеческому обществу, но и животным и даже растениям.

Другим учителем «антропологов» и «социологов» был философ позитивист Конт, объявивший, что он своим методом «позитивного» изучения общественных явлений преодолел противоположность материализма и идеализма, якобы поднявшись над ними.

Особенно сильное влияние философии позитивизма испытали на себе сторонники «социологической» школы, хотя они и объявили себя независимыми от какого-либо направления в философии.

Большую роль в формировании и обосновании взглядов «антропологической» школы сыграло учение философа и социолога Спенсера. Согласно Спенсеру человеческое общество, подобно животному организму, подчинено биологическим законам. На этом основании Спенсер делал вывод о естественном и вечном характере человеческого общества и присущих ему явлений. Положениями Спенсера обосновывали «антропологи» свой подход к преступлению как биологическому явлению.

Взгляды «антропологов» и «социологов» находятся также под сильным влиянием социал-дарвинизма – направления в социологии, которое пыталось использовать учение Дарвина о борьбе за существование в мире животных и растений при объяснении закономерностей общественного развития. Опираясь на положения социал-дарвинизма, «антропологи» и «социологи» рассматривали преступность как проявление борьбы за существование между преступником и обществом и поэтому обосновывали право общества наказывать вредных ему лиц, независимо от их вины, правом всякого организма на существование, на самозащиту. Из того же теоретического источника питается положение «антропологов» и «социологов» о том, что преступники представляют собой людей, не приспособленных к жизни в обществе, поэтому их необходимо уничтожить или, по крайней мере, изолировать от общества.

Мальтузианская теория народонаселения также была использована «антропологической»» школой. Опираясь на ее положения, «антропологи»» требовали принятия мер к тому, чтобы ликвидировать якобы существующую «расу преступников». Лучшим способом для достижения этой цели они объявили стерилизацию и физическое уничтожение преступников. В работах «антропологов» учение Мальтуса было связано с положениями известной теории о якобы «полноценных» и «неполноценных» расах, поэтому «антропологическая» школа пытается доказать существование рас, предрасположенных к преступности или к отдельным видам преступлений. Эта сторона учения «антропологической» школы в дальнейшем была широко использована германским фашизмом, поставившим цель уничтожить целые расы и народы.

«Антропологическая» школа возникла первоначально в Италии, где у нее оказалось большое число приверженцев (эту школу иногда называют «итальянской»). Основателем новой школы стал итальянский врач Чезаре Ломброзо, опубликовавший в 1876 г. работу «Преступный человек в его соотношении с антропологией, юриспруденцией и тюрьмоведением». В 1881 г. была опубликована «Криминология» итальянского юриста Гарофало, и в том же 1881 г. под названием «Новые горизонты уголовного права и процесса» вышла в свет основная работа итальянца Ферри «Уголовная социология».

С 1880 г. Ломброзо, Гарофало, Ферри и их единомышленники начали издавать свой журнал «Архив уголовной психиатрии и уголовной антропологии». С этого же времени начинают собираться международные конгрессы уголовной антропологии, организуемые Ломброзо и его сторонниками.

Прежде чем перейти к изложению взглядов Ломброзо и его единомышленников, надо сказать, что эти взгляды не представляли собой чего-то абсолютно нового ни в антропологии, ни в уголовном праве. Так, еще в конце XVIII – начале XIX в. широкое распространение получила френология – теория австрийца Галля о происхождении психических свойств человека из строения его мозга, которое находит свое отражение в конфигурации черепа. Согласно Галлю существуют люди с дурной организацией мозга – преступники, которых можно выявить по строению их черепа. Галль предлагал уничтожать таких людей, изучив их череп и убедившись в том, что они представляют собой врожденных неисправимых преступников.

Одним из предшественников «антропологической» школы является французский психиатр Деспин. По его мнению, преступники представляют собой людей «нравственно помешанных», т.е. со здоровым, но «порочным» состоянием мозга. Это «нравственное помешательство» выражается во врожденном отсутствии нравственного чувства, сильнейшей нравственной нечувствительности, в отсутствии раскаяния и угрызений совести и в крайней непредусмотрительности.

Важнейшим источником «антропологической» школы послужило также учение французского психиатра Мореля, выдвинувшего теорию прогрессирующего вырождения человеческой расы, которое находит свое выражение в передающихся по наследству душевных болезнях и преступности.

Таким образом, многие исходные положения «антропологической» школы были сформулированы задолго до Ломброзо, Ферри и Гарофало. В работах Ломброзо и его сторонников эти положения были уже возведены в ранг «основополагающей» криминологической теории, и из них были сделаны радикальные выводы для организации уголовной репрессии. В отличие от своих предшественников, «опередивших» события, Ломброзо выступил в такое время, когда государство начало осознавать необходимость отказа от «обременительного» наследия «классической» школы.

Одним из важнейших постулатов «антропологической» школы является трактовка преступления в качестве вечного и естественного явления. Так, Ломброзо утверждал, что преступление является естественным и необходимым феноменом, как зачатие, рождение, смерть, душевные болезни.

Для «антропологов» преступление свойственно всякому обществу, на любой стадии развития человечества. Через все произведения «антропологов» красной нитью проходит мысль о том, что человеческое общество не в состоянии избавиться от язвы преступности, а может только в той или иной мере ослабить тот вред, который причиняется преступлением.

Более того, для сторонников «антропологической» школы преступление есть явление, свойственное не только человеческому обществу, но и животному и даже растительному миру. В своей работе «Преступный человек» Ломброзо совершенно серьезно исследовал самые различные «преступления», совершаемые животными и растениями. В частности, у животных он обнаружил существование 22 видов убийств: из корысти, ради пропитания, «детоубийство» и т. п. Ломброзо «удалось» выявить «прирожденных преступников» среди животных, отмеченных аномалиями черепа. Например, к числу «преступных» он относил норовистых, злых лошадей с узким убегающим лбом. Ломброзо широко использовал и проведенное Дарвином изучение насекомоядных растений, рассматривая их как «преступников». Данная Ломброзо биологическая трактовка преступления полностью игнорировала принципиальную противоположность между характером отношений, складывающихся в человеческом обществе во взаимоотношениях людей, и той борьбой за существование, которая имеет место в условиях животного и растительного мира.

Исходя из этой ложной установки о биологической сущности преступления Ломброзо выдвинул утверждение о существовании особого типа человека, «прирожденного преступника», отличающегося по своим физическим и психическим данным от обычных людей. «Антропологи» рассматривали «прирожденных преступников» как совершенно самостоятельную расу людей, резко отличающуюся от остального человечества. В этом отношении характерно высказывание Куреллы, немецкого последователя Ломброзо, который заявил, что превращение нормального организованного человека в преступника так же невозможно, как невозможно превращение шимпанзе в гориллу.

Подвергнув сравнительному исследованию заключенных в тюрьмах и обычных граждан (солдат, пожарных, студентов), Ломброзо заявил, что им обнаружен тип «прирожденного преступника» (примерно 40 % из всех заключенных), которого легко обнаружить по определенным физическим признакам («стигматам»). К таким признакам Ломброзо относил, прежде всего, особенности черепа: глубокие лобные пазухи, очень объемистые скулы, громадные глазные орбиты, многочисленные затылочные углубления, птицевидный тип носового отверстия, так называемый «лемуров» придаток челюсти и т. п. Лицо «прирожденного преступника», согласно Ломброзо, имеет следующие признаки: отвислые уши, косые глаза, кривой нос, скошенный лоб, узкие губы, богатая шевелюра на голове и жидкая борода.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Криминология. Общая часть: Конспект лекций"

Книги похожие на "Криминология. Общая часть: Конспект лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Хурчак

Михаил Хурчак - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Хурчак - Криминология. Общая часть: Конспект лекций"

Отзывы читателей о книге "Криминология. Общая часть: Конспект лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.