Александр Шамардин - Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I"
Описание и краткое содержание "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I" читать бесплатно онлайн.
В Энциклопедическом словаре содержатся управленческие, маркетинговые, экономические и предпринимательские термины и категории, имеющие как общеэкономическое содержание, так и носящие сугубо рыночный характер. При этом крен сделан в сторону понятий, терминов и категорий рыночной экономики, и это понятно, поскольку процесс вхождения в рынок весьма сложен и сопряжен с большими социальными издержками и потерями. Исходя из этого, мы пришли к выводу о необходимости подготовить настоящее издание, чтобы датьвозможность читателю ознакомиться с управленческими и экономическими терминами, которые находят все более широкое применение в многоукладной экономике Российской Федерации. Предлагаемый словарь является справочным изданием, в котором даны определения, характеризующие конкретные социальные и связанные с ними экономические явления и процессы. В отличие от опубликованных в последние годы справочников, словарей, в которых содержатся толькотермины рыночной экономики, данное издание имеет свои отличительные особенности и свое «лицо». Во-первых, большое внимание уделено раскрытию экономического содержания общеэкономических категорий.Во-вторых, изложение терминов и категорий сочетается с их практической значимостью. В-третьих, трактовка многих терминов и категорий по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству осуществлена не только с точки зрения российской действительности, но и зарубежной практики. При подготовке издания были использованы энциклопедические и экономические словари на русскоми иностранных языках, периодическая печать, собственные труды авторов. Авторы словаря не претендуют на исчерпывающее и окончательное определение содержания терминов, по которым продолжаются научные дискуссии, и выражают надежду, что читатель с пониманием отнесется к трудностям, которые пришлось преодолеть разработчикам в ходе подготовки данного издания.
БАНКИ (англ. bank) – особые экономические институты, осуществляющие аккумуляцию денежных средств и накоплений, предоставление кредитов, проведение денежных расчетов, эмиссию денег, ценных бумаг, осуществление посредничества во взаимных платежах и расчетах между государствами, предприятиями (фирмами), учреждениями и отдельными лицами. Б. возникают и развиваются в обществе на основе товарно-денежных отношений и, следовательно, функционируют при различных способах производства. Б. – финансовые организации, производящие, хранящие, предоставляющие, распределяющие, обменивающие, контролирующие денежные средства и обращение денег и ценных бумаг. Вместе с тем есть и Б., особенно в зарубежных странах, которые специализируются на определенных видах операций – депозитные, инвестиционные, ипотечные, коммерческие, торговые, промышленные, Б. идей, Б., финансирующие развивающиеся страны, и др. Вся совокупность Б. составляет банковскую систему. В зависимости от форм собственности различают государственные, акционерные, кооперативные, муниципальные, смешанные и международные Б. Б. – юридическое лицо, учреждаемое и осуществляющее свою деятельность в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Законодательное обеспечение бизнеса в России предполагает особые отношения между банками, а также банков с клиентурой (на договорной основе). Отношения между банками состоят в привлечении и размещении друг у друга денежных средств на договорных началах в форме депозитов, кредитов, других операций, предусмотренных уставами; кредитовании в Банке России при недостатке средств для осуществления кредитования клиентуры и выполнения принятых обязательств. Банкам запрещается использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций, на ограничение конкуренции в банковском деле (установление процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения). В отношениях с клиентурой (на договорной основе) банки самостоятельно устанавливают процентные ставки и величину комиссионного вознаграждения по своим операциям (с учетом требований со стороны Банка России); осуществляют расчеты в формах, установленных Банком России и принятых в международной практике; представляют кредиты под следующее обеспечение: залог имущества, гарантии, поручительства, обязательства, другие формы в соответствии с законодательством РФ; могут объявить заемщика, не выполняющего обязательства, неплатежеспособным (банкротом) с опубликованием соответствующего извещения в печати; гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов; выдают справки по операциям и счетам юридических лиц: самим клиентам (организациям), их вышестоящим организациям, судам, следственным органам, органам арбитража, аудиторским организациям, финансовым органам (по вопросам налогообложения). Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания. В отношении заемщиков – юридических лиц, объявленных неплатежеспособными (банкротами), могут быть приняты следующие меры: а) реорганизация долга; б) передача оперативного управления временной администрации, назначенной с участием банка-кредитора; в) реорганизация учреждения-заемщика; г) ликвидация учреждения-заемщика с последующей реализацией заложенного в банке имущества. Предложенные банком-кредитором меры осуществляются в зависимости от правового статуса заемщика его вышестоящим органом, учредителями (участниками). На средства клиентов, находящихся в банке, может быть наложен арест (по решению суда, следственных органов) и обращено взыскание (по исполнительным листам суда и арбитража, по требованию финансовых органов и других организаций). У нас спорят о том, кому должен подчиняться Центральный банк России. А каковы отношения банка с правительством и законодательной властью в странах с рыночной экономикой? В подобных дискуссиях часто ссылаются на пример Немецкого федерального банка (НФБ) – авторитета в финансовом мире, внесшего важнейший вклад в послевоенное возрождение Германии. Определяя движение процентных ставок по всей Европе, НФБ пользуется влиянием, далеко выходящим за пределы ФРГ. Следовать своей уставной цели – «охраны национальной валюты» – банку помогает его независимый статус. «Банк обладает полным суверенитетом в отношениях с правительством: он несет ответственность только перед самим собой. Мы имеем такую инстанцию, которая не отвечает ни перед кем – ни перед парламентом, ни перед правительством», – заявил в 1956 г. канцлер Конрад Аденауэр. Следует учитывать, что такое положение банк смог обрести благодаря уникальным историческим условиям. Он был учрежден союзниками в 1948 г. под названием «Банк германских земель» и стал независимым от германского правительства отчасти и потому, что такого правительства тогда еще не было, а США стремились сломить централизованный аппарат нацистской власти. Однако опыт оказался удачным, и закон о НФБ, принятый в 1957 г., подтвердил независимый статус банка, управляемого Центральным советом в составе 18 человек. Успехи НФБ в борьбе с инфляцией служат образцом для многих стран, однако его отношения с властями отнюдь не безоблачны. Принятое 35 лет назад в Германии решение возложить ответственность за эмиссию на независимое учреждение вызвало политическую баталию. Строгая антиинфляционная политика банка и в дальнейшем вызывала трения с исполнительной властью. Три канцлера ФРГ – Эрхард, Кизингер и Шмидт – обязаны своим падением кредитно-денежной политике НФБ. Авторитет банка основан не столько на его не подконтрольности, сколько на репутации стабильного и отчасти даже консервативного учреждения. «Наша независимость зависит от нашей способности не преступать пределы компетенции», – признает президент НФБ Хельмут Шлезингер. Различают эмиссионные, коммерческие, инвестиционные, сберегательные, ипотечные банки.
БАНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ (англ. investment banks) – в Великобритании – эмиссионные дома, во Франции – деловые банки. Выполняют следующие операции: по поручению государства и предприятий определяют размеры, условия, сроки эмиссии, выбор типа ценных бумаг, организуют их размещение и вторичное обращение; гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет либо создавая для этого банковские синдикаты; предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды; выполняют и другие функции, сходные с функциями коммерческих банков. Некоторые Б. и. выпускают собственные акции. Несмотря на то, что удельный вес Б. и. в активах кредитной системы относительно невелик, они, располагая богатой информацией и учредительскими связями, выполняют крупную роль в экономике.
БАНКИ ИННОВАЦИОННЫЕ – осуществляют кредитование (в основном венчурное, т. е. связанное с определенным риском) на всех этапах и стадиях инновационного процесса создания и внедрения различных нововведений и научно-технических разработок.
БАНКИ ИПОТЕЧНЫЕ (англ. mortgage/hy-pothecary banks) – учреждения, специализирующиеся на выдаче долгосрочного кредита под залог недвижимости: земли, зданий, сооружений и других построек. Ссуды выдаются на жилищное и производственное строительство под высокий процент (10–12 %). Б. и. осуществляют и пассивные операции, в частности, выпускают ипотечные облигации. И. б. специализируются на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости.
БАНКИ КОММЕРЧЕСКИЕ (англ. commercial banks) – наиболее универсальный тип банков, занимающихся широким кругом операций, в том числе предоставлением кредитов промышленным, торговым и другим предприятиям преимущественно за счет денежных средств, привлеченных в виде депозитов (вкладов). Такие банки осуществляют различные коммерческие услуги и операции. Обычно это негосударственные банки. Б. к. являются центром финансовой системы, который сосредотачивает вклады правительства, деловых кругов и частных лиц. Ссудные инвестиционные операции Б. к. предоставляют значительную долю средств обращения и одновременно выступают средством регулирования количества денег в обращении. Б. к., как показывает мировая практика их деятельности, являются многофункциональными, т. к. не ограничиваются лишь кредитно- расчетными операциями, а выполняют целый ряд услуг, причем разнообразие услуг и их качество играют не последнюю роль в конкурентной борьбе за клиентов. Важным средством функционирования Б. к. является дифференцированная процентная политика. Она позволяет не только сохранить и расширить круг клиентов, но и в форме «процентов» получить большую часть своих доходов. И наконец, когда контроль со стороны правительства и Центрального банка будет осуществляться не административными, а экономическими методами, когда Б. к. будут на деле самостоятельными контрагентами кредитной системы, тогда возможна эффективная деятельность банков, их непосредственное влияние на развитие экономических процессов в государстве. Коммерческие банки различаются: 1) по принадлежности уставного капитала и по способу его формирования – акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и др.; 2) по видам совершаемых операций – универсальные и специализированные; 3) по территориальному признаку – республиканские, региональные; 4) по отраслевой ориентации – для промышленности, строительства, сельского хозяйства, социальной инфраструктуры. Б. к. образуются либо самостоятельно, либо путем преобразования ведомственных банков с сохранением определенного пакета акций у государства. Они могут гибко маневрировать на рынке кредитных ресурсов, облегчая доступ к кредитам и тем самым способствуя ускорению развития производства. Обязательным требованием, предъявляемым к коммерческим банкам, является резервирование ими части своих ресурсов в Центральном банке. Средства, находящиеся на резервных счетах, не могут использоваться для кредитных операций коммерческих банков. Для обеспечения доступа к банковской информации и контроля за положением дел у различных банков и заемщиков создается специальная государственная ревизионная аудиторская служба. Зарубежный опыт показывает, что, кроме Б. к., образованных за счет внутренних ресурсов государства, создаются Б. к. с участием иностранного капитала. По своей организационной форме это могут быть не только различного рода банки, но и финансовые и финансово-консультативные компании, отдельные фирмы, специализирующиеся на предоставлении различного рода финансовых услуг, и т. д. Б. к. создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации (например, агробанки, инновационные банки), по территории деятельности, видам совершаемых операций и т. д. Средства Б. к. делятся на собственные и привлеченные.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I"
Книги похожие на "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Шамардин - Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.