» » » » Евгения Осиночкина - История учений о государстве и праве


Авторские права

Евгения Осиночкина - История учений о государстве и праве

Здесь можно купить и скачать "Евгения Осиночкина - История учений о государстве и праве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История учений о государстве и праве
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История учений о государстве и праве"

Описание и краткое содержание "История учений о государстве и праве" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматриваются история политических и правовых учений о государстве и праве, начиная с изучения политико-правовых доктрин Древнего мира и заканчивая политико-правовыми учениями ХХ века как за рубежом, так и в России.






Обе системы мировоззрения отразили общественный и политический строй, базирующийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность государства на землю, сохранение крестьянской общины и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ. Этот способ производства обнаружил поразительную живучесть и сохранился во многих странах Востока до Х в. Но слабое развитие частной собственности сковывало инициативу, тормозило развитие и привело уже на рубеже старой и новой эры к застойным явлениям.

Типичной государственной формой для Древнего Востока была восточная деспотия. Господствовали патерналистские представления о власти. Правитель – отец подданных, он обязан заботиться об общем благе. Но подданные не вправе предъявлять ему какие-либо требования. Правитель ответственен не перед людьми, а перед богами. Политическая мысль стран Востока проникнута верой в мудрость и совершенство старых установлений и обычаев.

Политическая мысль каждой из двух великих азиатских стран отличалась своеобразием. Для Индии характерна особо тесная связь с религией и мифологией. Эпоха Древнего мира подразделяется применительно к Индии на два этапа: от пришествия ариев до VI в. до н. э. и от VI в. до н. э. специальные Законоведческие трактаты, развивалась всецело в рамках религиозных систем – брахманизма, буддизма, индуизма. Исключение составляет только один жанр древнеиндийской литературы, так называемые артхашастры – трактаты об искусстве управления, для которых характерен в основном светский характер.

В Китае политическая мысль рано обособляется от религии, становится рационалистичной. Уживаясь с религией и опираясь на нее.

2.1.2 Политико-правовая мысль Древней Индии

Наслоение социальной дифференциации на родоплеменную организацию и сложные отношения ариев с покоренными народностями привели к формированию сословно-кастового строя.

Общество распадалось на четыре сословия (варны) со строгой эндогамностью, утвердившейся к концу I тысячелетия до н. э., и четко определенным родом занятий: брахманов (священнослужителей), кшатриев (правителей и воинов), вайшьев (земледельцев, торговцев) и шудр (лиц физического труда, слуг). В последствии в ведха будут описаны четыре касты, вторая из которых будет называться раджанья. Вопрос о кшатриях (светские властители) решался в ведах таким образом. Кшатрии или созданы богом или избраны людьми. Впоследствии в рамках варн возникли более мелкие, но столь же замкнутые группы – касты (джати).

Господствующее положение занимали варны брахманов и кшатриев, сосредоточившие в своих руках духовную и светскую власть. Религиознофилософская система, воплощенная в Ведах и более поздних священных книгах, была детищем варны священнослужителей и получила название брахманизма по имени верховного бога Брахмы (Брахмана).

В области управления делами общества процесс разложения родоплеменного строя выражался в возвышении вождя над племенем, в превращении его в царя и расширении царской власти в ущерб традиционному самоуправлению. Царская власть становилась наследственной.

Первыми источниками зарождающейся политической мысли явились священные Веды. Они представляют собой сборники религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения. Таких сборников четыре. Для изучения политической мысли наибольший интерес представляют «Ригведа» (собрание гимнов) – первый памятник древнеиндийской литературы и первое выражение мировоззрения ведийской эпохи (дошедший до нас текст сложился к Х в. до н. э.) и «Атхарваведа» – сборник заговоров и заклинаний («Атхарваведа» составлена на несколько веков позже «Ригведы»).

Веды послужили основой для многочисленных более поздних комментариев. Среди них особенно значительны и знамениты упанишады – религиозно-философские трактаты. Они относятся к последующим эпохам (самые ранние упанишады датируются VI – III вв. до н. э., а самые поздние – XIV – XV вв. н. э.) и свидетельствуют о смещении центра тяжести с обрядовой стороны религии, характерной для брахманизма, к нравственным и интеллектуальным поискам.

Брахманизм – политеистическая религия. Но среди ведийских богов выделяется один верховный. Его называли по-разному – Индра, Пуруша (первочеловек, существовавший изначально, ему приписывается сотворение мира). Наиболее общим обозначением высшего божества стало слово «брахман». Оно может пониматься и как верховный бог, наделенный личностными свойствами, и как абстрактное духовное начало, абсолют, источник всего сущего.

Исходный пункт ведийского мировоззрения – мысль о божественном создании мира и общественного строя. С «Ригведы» берет начало концепция всемогущего космического или божественного закона – риты. Рита – порядок, установленный изначально на земле и на небесах высшей силой и требующий от человека определенного поведения. За его нарушение человека ждет кара, но не социального, судебного, а божественного порядка. Этим занимается бог Варуна. Наряду с ритой в Ведах употребляется понятие «дхарма». Постепенно оно вытеснило риту в качестве общего определения нормы поведения.

Дхарма – понятие, включающее весь круг обязанностей и ответственности человека. В этот круг входит и то, что мы называем правовыми обязанностями и ответственностью. Право, закон, распоряжение – дхарма.

Но вместе с тем мораль, ритуал, знание Вед, правила гигиены, очищения и приема пищи, образ жизни в зависимости от возраста и варны – тоже дхарма. Это свидетельствует об отсутствии специальных категорий права и закона. В представлении древних индийцев они еще не выделились из общей массы правил, регулирующих жизнь человека. Дхарма – это кодекс поведения человека, определяемый его общественным положением. В нем есть правила, обязательные для всех, а есть правила, связанные с происхождением, родом занятий, возрастом и т. п.

Дхарма – прежде всего обязанность. Понятие прав личности остается не разработанным индийской политической мыслью, это свойственно всем странам Востока. Личность не ощущает своей самостоятельности, не противопоставляет себя обществу, она – органическая часть целого – пользуется благами не по праву, а в награду за нравственное поведение, за соблюдение дхармы. Эта мысль выражена в «законе кармы». Он заключается в том, что жизнь человека, его сегодняшнее состояние, его будущее определяются не слепой судьбой, а его поведением.

«Данда» – наука о наказании (переводится как кнут, посох царя, наказание).

Впоследствии они получили более подробную разработку. История общества до возникновения политической власти делилась на два этапа. Сначала этого была счастливая жизнь в довольстве и согласии, когда все соблюдали дхарму по собственной воле. Но нарушали проснувшиеся в людях эгоистические стремления. Вторая стадия до государственного общества – анархия, внутренняя борьба, каждый думает только о себе, и сильные торжествуют над слабыми. Царит так называемый закон рыб (соответствует нашему «закону джунглей»): крупные рыбы пожирают мелких. Именно наступление анархии делает необходимым установление политической власти. Ее цель была двоякой: защита слабых и создание условий для соблюдения дхармы.

Особенностью индийской мысли является то, что оба варианта происхождения власти – и создание правителя богами, и его избрание, т. е. соглашение между правителем и подданными (вариант договорной теории), – за редкими исключениями сочетаются. Боги всегда одобряют, санкционируют результат народного выбора, выражают свою волю и как бы берут власть под свою опеку.

Избирая правителя, подданные не связывают его определенными условиями, они не вправе расторгнуть договор, если правитель действует не в соответствии со своим назначением. Мысль о долге правителя перед подданными проводится постоянно. Но основа этого долга – дхарма правителя, а не договор. Несмотря на рудименты договорной теории, господствует патриархальная концепция власти, столь характерная для древнего и средневекового общества, особенно на Востоке; правитель, царь – отец подданных, он должен о них заботиться, но ответственность несет не перед ними, а перед Богом.

Общая характеристика брахманизма:

4 касты («варны»):

– брахманы – из уст мирового бога (воспитание);

– кшатрии – из рук (управление государством, война);

– вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло);

– шудры – из ступней (обслуга, грязный труд). Рабы – не люди, а орудия труда.

Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» – палка).

Буддизм возник как своеобразный бунт против религии брахманизма, переживавшей упадок, погрязшей в суевериях, обрядности и корысти высших сословий. Основатель Сиддхартха Гаутамма Будда отверг священный характер Вед и противопоставил им попытки рационалистического объяснения природы и общества. Он стремился десакрализировать и политическое сознание, отвергая теорию божественного происхождения каст, и царской власти. Отказывался от ритуалов. Провозглашал духовное равенство между людьми, но с оговоркой на то, что данное равенство не распространяется на социальную сферу. Власть есть гарантия моральных устоев, их сохранности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История учений о государстве и праве"

Книги похожие на "История учений о государстве и праве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Осиночкина

Евгения Осиночкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Осиночкина - История учений о государстве и праве"

Отзывы читателей о книге "История учений о государстве и праве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.