» » » » Евгения Осиночкина - История учений о государстве и праве


Авторские права

Евгения Осиночкина - История учений о государстве и праве

Здесь можно купить и скачать "Евгения Осиночкина - История учений о государстве и праве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История учений о государстве и праве
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История учений о государстве и праве"

Описание и краткое содержание "История учений о государстве и праве" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматриваются история политических и правовых учений о государстве и праве, начиная с изучения политико-правовых доктрин Древнего мира и заканчивая политико-правовыми учениями ХХ века как за рубежом, так и в России.






Их советы адвокатам: вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно. Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов.

Старший софист Протагор: золотой век человечества – в будущем: люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери.

Справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого), мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).

Сократ

По решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким способом – ядом.

Идеи: управлять должны знающие, закон и справедливость – понятия тождественные.

Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционного строя и за развращение молодежи.

Причина такого решения суда: занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники), жеребьевка – основной конституционный принцип Афин, жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм – совращение молодежи.

Платон (ученик Сократа).

Учеником и последователем Сократа был Платон. Государство трактуется им как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе.

В своём диалоге «Государство» Платон, конструируя идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует и иерархической соподчинённости этих начал во имя целого: способности рассуждать подобает господствовать; яростному началу – быть вооружённой защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим, которое «по своей природе жаждет богатства».

Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.

Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало.

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика – Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики.

Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней.

Платон о государстве и государственном строе о формах правления: иерархия в порядке ухудшения:

– аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия);

– олигархия (власть немногих богатых; поскольку бедных больше, то существует недолго, превращается в демократию);

– демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает в охлократию);

– охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия);

– тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание в тиранию);

– тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат к аристократии).

Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека:

разумность – стремление думать;

честолюбие – стремление к славе;

вожделение – необходимость физиологического комфорта.

Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы, воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека).

Принципы жизни философов и стражей:

– общность имущества и запрет прикасаться к деньгам;

– общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества);

– общественное воспитание детей.

2.2.4 Характеристика политико-правовых идей периода эллинизма

Кризис древнегреческой государственности проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода.

В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий.

Политико-правовая мысль этого периода нашла своё выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

По своим философским воззрениям Эпикур был продолжателем атомистического учения Демокрита. Природа, по его мнению, развивается по своим собственным законам, без участия богов. Этика – связующее звено между его физическими и политико-правовыми представлениями. Этика Эпикура носит индивидуалистический характер. Свобода человека – это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.

Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, не причинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы.

Исходя из этого, государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе – взаимной безопасности. Основателем стоицизма был Зенон. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой.

Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно «разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании».

Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона», который имеет в то же время божественный характер и смысл.

В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.

Отталкиваясь от универсального характера естественного закона, стоики обосновывали представление о том, что все люди – граждане единого мирового государства и что человек – гражданин вселенной.

Учение стоиков оказало сильное влияние на взгляды Полибия – греческого историка и политического деятеля.

Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.

Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону природы».

Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Обычаи и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчёркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.

Мы видим, что уже в Древней Греции были созданы социальнополитические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

3 Политико-правовые идеи Средневековья

3.1 Учения о государстве и праве в период раннего Средневековья в Европе

План лекции

3.1.1 Социально-политические идеи раннего христианства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История учений о государстве и праве"

Книги похожие на "История учений о государстве и праве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Осиночкина

Евгения Осиночкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Осиночкина - История учений о государстве и праве"

Отзывы читателей о книге "История учений о государстве и праве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.