» » » Наталья Мехтиханова - Психологическая оценка персонала


Авторские права

Наталья Мехтиханова - Психологическая оценка персонала

Здесь можно купить и скачать "Наталья Мехтиханова - Психологическая оценка персонала" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Психологическая оценка персонала
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическая оценка персонала"

Описание и краткое содержание "Психологическая оценка персонала" читать бесплатно онлайн.



В работе анализируется современное состояние проблемы оценки персонала. Рассматривается понимание и использование категории «оценка» в различных отраслях психологии. Особое внимание уделяется аттестации персонала. Предлагается обзор возможных подходов к формированию содержания оценки и методов ее реализации, описана теория и практика использования метода экспертных оценок как одного из важнейших инструментов деятельности психологов-практиков.






В работе В. Н. Машкова продемонстрирована зависимость специфики набора профессионально важных качеств от вида профессиональной деятельности26.


Таблица 1

Профессионально важные качества, необходимые для осуществления некоторых видов руководящей деятельности

(++ – качество требуется в ярко выраженной форме, + – требуется, 0 – не является необходимым)


В результате обследования 1 500 менеджеров американские исследователи выделили следующие качества:

– выраженная способность к стратегическому планированию;

– принятие оптимальных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении работников и ресурсов;

– стремление увеличить число своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;

– умение принимать решения творчески и рационально в условиях повышенного риска;

– исключительная уверенность в собственных силах;

– стремление иметь значительные права и нести большую ответственность; смелое принятие решений, требующих определенных жертв;

– стремление к самообучению в контактах и общении;

– склонность к интуитивному предвидению и абстрактному анализу хода развития сложных процессов и критических ситуаций;

– отношение к работе как к главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы;

– концентрация внимания на решение проблем, а не выявлении виновников, желание работать с подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;

– собственническое отношение к реализуемым идеям и результатам их внедрения.

По итогам опроса президентов 41 крупной японской компании был получен свой набор качеств, которые должны быть присущи менеджерам высшего звена:

А. Концептуальные способности и стандарты поведения:

– широта взглядов, масштабный подход;

– долгосрочное предвидение и гибкость;

– энергичная инициативность и решительность, в том числе и в условиях риска;

– упорная работа и непрерывная учеба.

Б. Личностные качества:

– умение четко формулировать цели и установки;

– готовность выслушивать мнение других;

– беспристрастие, бескорыстие и лояльность;

– способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций;

– личное обаяние;

– способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем.

В. Здоровье.

Несмотря на действенность факторов, препятствующих созданию универсально набора профессионально важных качеств руководителя, только к началу 1950-х гг. было проведено более ста исследований, нацеленных на выявление индивидуальных характеристик, позволяющих человеку проявлять себя хорошим руководителей практически в любом виде деятельности. Но при обобщении данных оказалось, что только 5 % выделенных качеств были общими для всех исследований. Чаще всего выделяют следующие черты:

– интеллект, прежде всего как способность решать сложные и абстрактные проблемы, должен быть выше среднего, но не на самом высоком уровне;

– инициатива, способность осознавать потребность к действию и соответствующие мотивы;

– уверенность в себе, высокая оценка компетентности и уровня притязаний27.

В последние годы возник новый – компетентностный – подход в работе с кадрами. В практике оценки появился новый термин – компетентность. Насчитывается несколько сотен исследований компетентностей в различных сферах, поэтому полный анализ проблемы не представляется возможным и целесообразным в рамках данной работы. В различных науках ведутся споры об определении понятия компетентности. К сожалению, ученые все еще не пришли к однозначному пониманию термина и зачастую подменяют его поведенческими характеристиками, способностями и т. д. Успех нового термина обусловлен, на наш взгляд, тем, что эти, по сути, личностно-профессиональные характеристики действительно являются особыми – системными.

Они отражают включенность личности профессионала в систему более высокого порядка – в метасистему деятельности, являются новыми образованиями более высокого уровня, чем просто знания, квалификация, опыт, способности и т. д. Разработка проблемы компетенций должна вестись с системных позиций.

Именно такой подход реализован в работах В. Д. Шадрикова. Он пишет, что «компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств. В каждой деятельности вес этих компонентов и их сочетания могут существенно различаться. В образовательном процессе наблюдается определенная диалектика в формировании компетенций. Компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, но сами эти знания и др. во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для формирования компетенций. Было бы большой ошибкой (которая намечается), если при реализации компетентностного подхода мы противопоставим его знаниям, умениям, способностям, личностным качествам»28. Термин «компетенция» понимается В. Д. Шадриковым как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. «Таким образом, мы видим, что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции – это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится с субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи»29. Под руководством В. Д. Шадрикова была разработана «Модель специалиста с высшим профессиональным образованием».

В современных исследованиях по педагогике, психологии и акмеологии категория «компетентность» широко используется отечественными и зарубежными учеными (Е. А. Климов, 2006. № 1. С. 15–16. Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Ю. Г. Татур, В. Г. Первухинский, В. Д. Шадриков, Н. Хомский, Дж. Равен, Ф. Цивели и др.).

В зарубежной литературе компетентность (от лат. competentia – принадлежность по праву, соответствие) понимается как осведомленность, знание и понимание сущности какой-либо сферы деятельности, жизни, способность адекватно использовать, применять полученные знания и навыки. В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», вышедшей в Лондоне в 1984 г., компетентность «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, … некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной … эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения»30. При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности»31. Компетентность рассматривается как специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

В нашей стране психологические исследования по проблеме компетентности начались в 1970–1980-е гг. Как показывает анализ многочисленной научной педагогической и психологической литературы, компетентность – это сложное, многокомпонентное междисциплинарное понятие.

Так, А. К. Марковой профессиональная компетентность понимается как совокупность пяти сторон трудовой деятельности учителя32. В ряде работ (Н. В. Кузьмина, Е. С. Кузьмин, Ю. Емельянов, З. Ф. Есарева и др.) профессионально-педагогическая компетентность также представляет собой совокупность умений педагога. И. А. Зимняя пишет, что компетентность – это актуальное, формируемое личностное качество, это социальнопрофессиональная характеристика человека, основанная на знаниях33. Р. Х. Шакуров и др. также трактуют компетентность как качество личности. Т. Г. Браже, Н. И. Запрудский и др. рассматривают профессиональную компетентность как систему качеств, умений. По Б. С. Гершунскому, А. Д. Щекатуновой и др., компетентность – определенный уровень образованности специалиста. А. С. Пугачев связывает компетентность с качеством подготовки специалиста, потенциалом эффективности трудовой деятельности. А. И. Мищенко определяет профессиональную компетентность как «единство его теоретической готовности педагогически мыслить и практической готовности педагогически действовать». Е. М. Павлютенков трактует профессиональную компетентность как форму осуществления педагогической деятельности. М. А. Холодная считает, что компетентность – это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности34.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическая оценка персонала"

Книги похожие на "Психологическая оценка персонала" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Мехтиханова

Наталья Мехтиханова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Мехтиханова - Психологическая оценка персонала"

Отзывы читателей о книге "Психологическая оценка персонала", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.