» » » » Ольга Миролюбова - Ребенок как субъект права: актуальные цивилистические аспекты


Авторские права

Ольга Миролюбова - Ребенок как субъект права: актуальные цивилистические аспекты

Здесь можно купить и скачать "Ольга Миролюбова - Ребенок как субъект права: актуальные цивилистические аспекты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Ребенок как субъект права: актуальные цивилистические аспекты
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ребенок как субъект права: актуальные цивилистические аспекты"

Описание и краткое содержание "Ребенок как субъект права: актуальные цивилистические аспекты" читать бесплатно онлайн.



В книге исследуются вопросы детского права как комплексной отрасли законодательства, семейная и гражданско-процессуальная правосубъектность ребенка, семейно-правовой статус, а также обобщается зарубежное законодательство и практика о статусе однополых родителей (преимущественно на примере Великобритании и США). Работа издана в авторской редакции.






Помимо перечисленных выше в соответствии с действующим законодательством за ребенком признается также ряд специфических прав, реализация которых влечет кардинальное изменение его статуса: право на эмансипацию (ст. 27 ГК РФ), на вступление в брак до достижения 18-летнего возраста (ст. 13 СК РФ и ст. 21 ГК РФ), несовершеннолетнее родительство (ст. 62 РФ), при этом, если «первые два акта превращают его в условно совершеннолетнего и дееспособного, то последний в рамках действующего законодательства, ведет … к правовому и фактическому усложнению ситуации, выстраиванию «пирамиды» опекунства и попечения»62.

Анализ действующего законодательства, регулирующего отношения с участием ребенка, свидетельствует о том, что объектом охраны семейного, трудового, гражданского, медицинского, образовательного и иных отраслей права не только субъективные права, но и интересы ребенка. Именно с обеспечением интересов ребенка связаны, на наш взгляд: наличие запрета в ст. 265 ТК РФ привлечения несовершеннолетних к работам, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию; необходимость получения согласия законных представителей на совершение несовершеннолетним в возрасте с 14 до 18 лет (п. 1 ст. 26 ГК РФ) гражданско-правовых сделок, т.к. в силу отсутствия жизненного опыта ребенок может не осознавать в полной мере последствий совершения таких актов; в сфере образования можно сформулировать такой интерес ребенка как получение образования, соответствующего уровню его развития и возрастным потребностям. В семейной сфере имущественные интересы ребенка обеспечиваются с помощью правил ст. 39 СК РФ об отступлении от равенства долей с учетом интересов несовершеннолетних детей, а также положений п. 5 ст. 38 СК РФ, определяющих судьбу «детских вещей» при разделе общего имущества супругов. На обеспечение интересов ребенка направлены также нормы п. 1 ст. 21 и ст. 24 СК РФ, устанавливающие особенности рассмотрения бракоразводных дел, в силу которых предполагается судебный порядок их разрешения и необходимость определения в этом же производстве по вопросам о месте жительства ребенка и о взыскании алиментов на его содержание.

Объектом особой охраны со стороны законодателя являются жилищные права ребенка. Это объясняется не только важностью такого социального блага, как жилье, для любого человека, но и тем, что «вне жилища трудно представить возможность реализации таких жизненно важных личных прав ребенка, как его право на выживание, на развитие, жить и воспитываться в семье»63. В частности, на защиту интересов ребенка в создании благоприятных условий для его нравственного, психического и физического развития направлена норма ст. 91 ЖК РФ, предусматривающая выселение из жилого помещения, занимаемого на праве социального найма, лиц, лишенных родительских прав, если совместное проживание ребенка с ними признано судом невозможным.

Социально значимой является проблема обеспечения прав и интересов ребенка, являющегося членом семьи собственника жилого помещения, если при расторжении брака его родителями он остается с тем из них, кто собственником жилого помещения не является. Правоприменительная по этому вопросу, основанная на толковании положений ст. 31 ЖК РФ Верховным Судом РФ, складывалась неоднозначно: от абсолютизации права родителя (собственника) определять, кто относится к членом его семьи64, до утверждения, что в соответствии с семейным законодательством ребенок не может стать для родителя «бывшим членом его семьи»65. В этой связи представляется обоснованным мнение О.Г. Миролюбовой о том, что в данной ситуации интересам ребенка больше соответствует статус члена семьи и сохранение права пользования жильем (с предоставлением права пользования помещением матери ребенка до достижения им определенного возраста)66. Вытекающие из п. 4 ст. 31 ЖК РФ обязанности родителя предоставить ребенку (бывшему члену семьи) проживание в своем жилом помещении, обеспечить иным жилым помещением основываются, на наш взгляд, на обозначенной в п. 1 ст. 8 °CК РФ обязанности по материальному содержанию ребенка67.

Обобщение действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка и Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ребенок наделяется комплексами специфических прав в рамках трудовых, жилищных, гражданских правоотношений, в сфере образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения, а также правами на ассоциации, на информацию, на неприкосновенность личной жизни, жилища, тайну переписки.

Отличные по своему типу, виду, правоотношения, в которых участвует ребенок, имеют различную отраслевую принадлежность, соответственно, с точки зрения режима правового регулирования на них распространяются общие положения той отрасли, к предмету регулирования которой они относятся. Однако анализ отраслевых норм, посвященных особенностям правового статуса несовершеннолетних, свидетельствует об их определенной межотраслевой общности, которая, прежде всего, проявляется в том, что они ориентированы на решение таких специфических задач как охрана детства, обеспечение детям особой заботы и помощи, создание благоприятных условий для их гармоничного развития, предоставление надлежащей правовой защиты (преамбула Конвенции о правах ребенка). Наряду с этим закрепленные данными нормами правовые предписания сконструированы с использованием единого понятийного аппарата («ребенок», «интересы ребенка», используются схожие возрастные градации и т.п.). Специфика регулируемых данными нормами отношений проявляется в своеобразии юридических фактов, влекущих их возникновение, изменение и прекращение (рождение, взросление, достижение совершеннолетия, вступление в брак, эмансипация). Особенности субъектного состава данных правоотношений заключаются в том, что наряду с признанием ребенка субъектом права нормы о защите прав и интересов ребенка адресованы не только его родителям (иным попечителям), а также различным государственным структурам, должностным лицам организаций, гражданам (п. 1, 3 ст. 56 СК РФ, положения Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»), а также государству в смысле создания нормативных и административных предпосылок для осуществления прав ребенка (ст. 4 Конвенции).

В теории права возникновение особого правового режима (в нашем случае в сфере обеспечения и защиты прав и интересов ребенка) на основе взаимодействия норм различной отраслевой принадлежности рассматривается в качестве основания для выделения в системе права комплексной отрасли законодательства68. В свете сказанного вполне обоснованной представляется позиция Тарусиной Н.Н. о наличии на сегодняшний день определенного количества методологических факторов для выделения в системе российского законодательства такой комплексной отрасли как «детское право»69. При этом центростремительные силы межотраслевого принципа приоритетного обеспечения, охраны и защиты прав и интересов ребенка будут способствовать «энергоемкости» данного комплексного образования, содержательно влиять на те отрасли права, откуда оно извлекло соответствующие нормативно-правовые элементы.

2. Ребенок: понятие, семейная правосубъектность

Очевидно, что одно лишь дефинирование не мостит дорогу в «рай понятий», но оно, тем не менее, определяет ее направление и создает краеугольные камни ее надежности, а также придает «букетам» конструкций меж которых и ради которых она и проторена, завершенность линий и ясность предназначения. В то же время дефиниции, как правило, носят условный характер, нередко приноровлены к реализации специальных целей, не могут охватить своим описанием признаков, пусть и существенных, всю многогранность объектов70. Как порождения интеллекта, его креативности и ограниченности, как результат научных и законодательных дискуссий они в меру иллюзорны и в меру прагматичны.

Исключительная близость семейного закона к внутренним отношениям между людьми, во многом закрытым, закодированным и с очевидностью индивидуальным, определенная беспомощность семейного права в деле регулирования отношений с семейным элементом, его «наркотическая» зависимость от соображений этического порядка71 – все это отнюдь не способствует большему, нежели в других отраслях, успеху формализации понятий. Напротив, все это создает предпосылки к значительной их неопределенности, а семейно-правовых норм в целом – ситуационности, к возрастающей роли правоприменительного усмотрения через толкование, конкретизацию, аналогию и другие формы его проявления72.

При этом дефинитивная бедность российского семейного закона73 обусловлена не только объективными, но и субъективными причинами. В частности, спорной позицией о невозможности дать определения ключевых явлений семейно-правовой действительности – брака, семьи, родства и других74.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ребенок как субъект права: актуальные цивилистические аспекты"

Книги похожие на "Ребенок как субъект права: актуальные цивилистические аспекты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Миролюбова

Ольга Миролюбова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Миролюбова - Ребенок как субъект права: актуальные цивилистические аспекты"

Отзывы читателей о книге "Ребенок как субъект права: актуальные цивилистические аспекты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.