» » » » А. Неретин - Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде


Авторские права

А. Неретин - Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде

Здесь можно купить и скачать "А. Неретин - Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Неретин - Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде
Рейтинг:
Название:
Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
5806
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде"

Описание и краткое содержание "Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде" читать бесплатно онлайн.



На основе анализа литературы и собственных исследований выявленаструктура компетентности тренеров в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде и критерии ее сформированности. Разработана методика формирования данной компетентности, содержащая три последовательных этапа. Проведен анализ результатов, подтверждающих эффективность предлагаемой методики, и даны практические рекомендации по ее внедрению в процесс подготовки спортивных тренеров.






Процесс формирования компетентности тренера в данном вопросе строится с учетом ключевых моментов создания положительного социально-психологического климата в спортивной команде и приобретением опыта воздействия на факторы, его определяющие. Теоретическое и практическое освоение закономерностей процесса создания положительного социально-психологического климата приведет к формированию данной компетентности у будущего тренера.

Главным вопросом остается, что же такое социально- психологический климат. Каждый тренер в ходе своей работы сталкивается с различными видами психологического климата и пытается его изменить. Но основная сложность заключается в том, что это явление совместной деятельности не поддается прямому воздействию с заранее определенным алгоритмом. Множественное переплетение взаимообусловленных признаков предъявляет высокие требования к уровню профессионализма тренера для эффективного решения проблемы формирования положительного социально-психологического климата в группе своих воспитанников.

Признаки групповой деятельности, которые можно произвольно изменять в ходе спортивной подготовки, тем самым задавая необходимые условия для возникновения оптимальных межличностных отношений в спортивной команде (Ю.Л. Ханин):

• состав команды (соревновательный, стартовый, специальный для определенных функций, группы для выполнения заданий на тренировке и т.д.);

• формальная структура команды (структура взаимодействий);

• содержание взаимодействий спортсменов друг с другом (в игровых комбинациях);

• распределение ролевых функций спортсменов (формальных);

• динамические и пространственные характеристики (темп, ритм, расположение в соревновательном пространстве, последовательность действий);

• спортивная форма;

• сотрудничающий или соперничающий характер тренировочных заданий, частота контактов между членами команды;

• цели и нормативы спортивной деятельности;

• групповое настроение и разнообразные стимулы.

Целенаправленное изменение перечисленных признаков тренировочной и соревновательной деятельности команды воздействует на слагаемые социально-психологического климата:

• систему межличностных отношений и ее мотивы;

• сплоченность команды;

• организованность команды, надежность совместной спортивной деятельности, согласованность взаимодействий;

• взаимовлияние игроков команды;

• частота и характер протекания конфликтных ситуаций;

• сработанность и эффективность совместной деятельности, которая слагается из результативности и удовлетворенности членов коллектива.

Именно эти факторы являются показателями степени сформированности положительного социально-психологического климата в спортивной команде.

По мнению многих исследователей (Е.П. Ильин, А.В. Мальчиков, Р.С.Немов, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский и т.д.) при планировании психолого-педагогической работы для тренера существенное значение имеет социальная зрелость группы. Высшей формой зрелости малой группы является коллектив, проявляющий себя в том, что группа подчиняет свою деятельность высоким общественным идеалам, когда она решает задачи, полезные для общества и признаваемые им, когда сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе (Е.П. Ильин, Я.Л. Коломинский, Д. Майерс). И показателем компетентности тренера является способность из разрозненных и малознакомых друг с другом индивидов создать подлинную психологическая общность (Н.Н. Обозов). Внешним проявлением подобной психологической общности и будет являться социально-психологический климат команды.

Понятие «психологического климата» групп и коллективов появилось в психологической литературе в конце 60-х годов. Ю.Л. Ханин ввел это понятие в обиход спортивной психологии с конца 70-х годов (Ю.Л. Ханин, 1980). В зарубежной литературе используется термин «психологическая атмосфера» группы. Впервые феномен «психологической атмосферы» малой группы был зафиксирован и экспериментально измерен Куртом Левиным в его всемирно известных экспериментах в педиатрическом институте Штата Айова (США) в 1937-1938 годах с группами подростков (12-14 лет). Было установлено, что «психологическая атмосфера» группы – это динамическая характеристика межличностных взаимоотношений, выражающаяся в настроении членов группы, в их отношении к своему труду, к стилю руководства начальника (педагога, тренера), к результатам своего труда. Аналогичные исследования на бригадах рабочих были осуществлены Элтоном Мейо в США в 1927-33 гг. (Хоторнский эксперимент), а в СССР пионером этих исследований на бригадах коммунистического труда считается проф. Е.С. Кузьмин (1962-1963 годы). В дальнейшем многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями в 60 – 80-е годы было со всей очевидностью доказано определяющее влияние состояния «социально-психологического климата» трудовых, спортивных, военных и учебных коллективов «малых групп» на их успешность в достижении цели совместной деятельности.

Социально-психологический климат (от греч klima (klimatos) – наклон) – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Для нашего исследования наибольшую значимость представляет зависимость социально-психологического климата и результата спортивной деятельности. Осваивая закономерности формирования положительного психологического климата в команде, тренер повышает эффективность своей работы с командой. Сошлемся, в частности, на высказывание известного психолога К.К. Платонова, по мнению которого социально-психологический климат (как свойство группы) является важнейшим из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

Социально-психологический климат в спортивной команде – это относительно устойчивый, типичный для данной команды эмоционально- динамический настрой, он является интегральной характеристикой коллектива, отражает объективные и субъективные условия жизнедеятельности команды.

Понятие социально-психологического климата многогранно и имеет ряд различных оттенков, которые необходимо учитывать при его формировании, диагностике и коррекции (Н.Т. Анихеева, В.В. Бойко, Б.Д. Кретти, Ю.В. Луценко). Процесс формирования компетентности предполагает приобретение будущим тренером знаний о различных видах социально- психологического климата, какие моменты его характеризуют и какой из видов необходимо брать за основу, за образец.

Виды социально-психологического климата в спортивных командах:

1. «Профессиональный» климат. Данный вид психологического климата рассматривается исследователями (Ю.Л. Ханин, Н.Н. Обозов, Р.Л. Кричевский) как некий эталон, когда между людьми устанавливаются только профессиональные (деловые) отношения, суть которых в том, что спортсмен беспрекословно выполняет требования тренера, тренер руководит тренировочным процессом, а руководство своевременно выполняет условия контракта – зарплата, премии и т.п. Естественно, в такой команде в наличии все признаки внешней и внутренней культуры жизни профессионального коллектива: порядок, чистота, дисциплина, планирование, разделение прав и обязанностей, оптимальные межличностные отношения, субординация и др.

Сформулированная выше установка характерна для коллективов, в жизни и деятельности которых абсолютизируется результат (победа в спорте и т.д.), а личность, личная жизнь людей, их личные психологического свойства проблемы сознательно убраны в тень и изучаются только в исключительных, чаще – в чрезвычайных ситуациях, когда проблемы отдельных членов коллектива становятся помехами в достижении успешного результата спортивной команды.

Обычно в условиях подобной атмосферы тренер сознательно держит дистанцию по отношению к спортсмену, оберегая себя и свою жизнь от дополнительной работы в качестве педагога и психолога. Психолог таким руководителям не нужен и спортсмены вынуждены сами решать свои личные психологические проблемы.

«Плюсами» профессиональной атмосферы являются:

• обязательность требований и их выполнения;

• нацеленность на высшие результаты в деятельности;

• дисциплина как всей группы, так и каждого ее члена;

• стабильность в деятельности.

«Минусы»:

• напряженность самой атмосферы;

• недостаточное профессиональное внимание тренеров к отдельному человеку;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде"

Книги похожие на "Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Неретин

А. Неретин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Неретин - Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде"

Отзывы читателей о книге "Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.