» » » » Татьяна Скопинцева - Теория и история культуры повседневности России


Авторские права

Татьяна Скопинцева - Теория и история культуры повседневности России

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Скопинцева - Теория и история культуры повседневности России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Теория и история культуры повседневности России
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория и история культуры повседневности России"

Описание и краткое содержание "Теория и история культуры повседневности России" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии даны основы курса «Теория и история культуры повседневности России», рассматриваются базовые понятия, структура культуры повседневности России, характеристики основных школ и подходов к её изучению. Материалы пособия учитывают возможности изучения культуры повседневности средствами этнографии, антропологии, исторического краеведения. В пособии затрагиваются основные вопросы теории и исторической типологии и культуры повседневности России. В пособие включены разделы, рассматривающие культуру повседневности в периоды Древней Руси, Средневековья, Нового и Новейшего времени в истории России. Пособие включает основной материал для практических занятий, в том числе анализ «человеческих документов» характеризующих повседневность в формах эпистолярной (рукописной) традиции, художественных и наивных текстов.






5. Гачев, Г. Ментальности народов мира / Г.Гачев. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.544 с. – ISBN: 978-5-699-28541-9.

6. Георгиева, Т. С. Культура повседневности: учеб. пособие для вузов в 3 кн. / Т. С. Георгиева. – М.: Высш. шк., 2005-2007. – ISBN 5-06-005294-Х. Кн. 1.: Частная жизнь и быт древних обществ. – 2005. – С.7-20. – ISBN 5-06-005295-8.

7. Георгиева, Т. С. Культура повседневности: учеб. пособие для вузов в 3 кн. / Т. С. Георгиева. – М.: Высш. шк., 2005-2007. – ISBN 5-06-005294-Х Кн. 3: Частная и общественная жизнь в современном мире. – 2007. – 552 с. – ISBN 978-5-06-0052978.

8. Захаров, А.В. Российские реформы глазами "маленького" человека // Российский монитор. Архив современной политики. /А.В. Захаров, Н.Н. Козлова. – Вып. 2. М.: Центр "Индем", 1993. -105с.

9. Козлова, Н.Н. Социология повседневности: переоценка ценностей /Н.Н. Козлова // Общественные науки и современность. -1992. – № 3. – С.48.

10. Козлова, Н. Н. Упрощение – знак эпохи / Н.Н. Козлова. // Социс. -1990.№ 7. – С. 11-21.

11. Марков, Б. В. Культура повседневности: учеб. пособие для вузов / Б. В. Марков. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с – (Учебное пособие ). – ISBN978-5-91180-180-9.

12. Смирнова, Н. М. От социальной Метафизики к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном познании). / Н. М. Смирнова. – М.: ИФРАН, 1997. -222 с. – ISBN 5-201-01932-3.

13. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни/ З. Фрейд. – СПб.:«Алетейя»,1997. -191с. – ISBN 5-89329-029-1.

14. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному/ З. Фрейд – СПб. – М.: Университетская книга; АСТ,1997. -318с.

15. Шюц, А. Структура повседневного мышления /А.Щюц// Социологические исследования -1988. – № 2. – С. 61.

16. Шюц, А. Избранное. Мир, светящийся смыслом/ А. Шюц – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. -1056 c. – ISBN 5-8243-0513-7.

17. Элиас, Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. в 2 т. – Т. 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада / Н. Элиас. – М.; СПб.: Университетская книга, 2001. – 332с. – ISBN 5-94483011-5.

2.1.7 Практическое занятие 1: Основные формы и методы изучения культуры повседневности России

1. Историки, этнографы, психологи, философы, лингвисты и др. исследователи повседневности в России и за рубежом (Ф. Бродель, А. Щюц, Н. Элиас, Ф. Маркузе, Ю. М. Лотман, И.Е. Забелин, Н.И. Костомаров и другие).

2. Основные концепции изучения ментальностей и коллективного поведения в контексте истории культуры повседневности России. Специфика российской ментальности.

3. Источники, дающие сведения о культуре повседневности.

2.1.8 Справочный материал для подготовки к семинару

1. Беловинский, Л. В. Культура русской повседневности: учеб. пособие для вузов / Л. В. Беловинский. – М.: Высш. шк., 2008. – 768 с. – ISBN 978-5-06-005124-7.

2. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / собр. М. Забылиным. – Репр. воспроизведение изд. 1880 г. – М.: Автор, 1992. – 616 с.

3. Зотов, С. В. Традиции как константы национальных культур / С. В. Зотов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2006. – N 3, ч. 2. – С. 11-15.

2.2 Тема 2: Основные подходы к исследованию культуры повседневности России

1. Повседневность как знание.

2. Повседневность как ядро целостного человеческого бытия: «продуктивность» повседневности.

3. Дом, кров, быт как характеристики повседневности.

4. Повседневность и свой мир (место, ландшафт)

5. Повседневность как «почерк» эпохи.

2.2.1 Повседневность как знание

Классическая рациональная наука выстраивает универсальную, объективную целостность – картину мира (КМ).

Она теоретична, научна, «объективна». Предполагается, что рациональный взгляд универсален, он не оставляет ничего вне своего поля зрения. Однако социальный мир, в котором мы «живем», субъективен, противоположен такой универсальности. Наша жизнь «описывает» отдельные стороны жизни, которые «могут» складываться в относительно целостный образ (со стороны научной универсальности): так мать слышит только плач своего ребенка и не обращает внимания на грохот за окном жилища. Её жизнь субъективна, она не универсальна, не подчинена научной схеме, сопротивляется и противостоит рациональной схеме бытия. Это свойственно повседневности.

Модель классической научной рациональности не отражает всех особенностей повседневной (зачастую, нерациональной, субъективной, частной) жизни. В реалиях современной жизни мы располагаем научной, «объективной моделью бытия» и ненаучной, повседневной моделью жизни.

В жизни человека соединяется несоединимое и порождается неуниверсальное, феноменальное, повседневное знание. Чем оно отличается от классического, рационального? Рассмотрим специфику обыденного знания в сравнении с рациональным в приведенной ниже таблице 2 «Повседневность как знание».


Таблица 2 – Повседневность как знание


Сфера исследования повседневности не ограничивается субъективным миром человека. Она вводит в обиход коммуникативные (интерсубъективные) планы жизни, проблематизацию другого, мифологию другого. Значительная часть этой мифологии вошла в жизнь с эпохой Просвещения. Повседневность не претендует на завершенность. Она «бывает» в сфере возможности, во множестве событий не признает однозначных рациональных планов. Повседневность со – бытийна: есть бытие и есть его текучий план – повседневность. Повседневность имеет в своем центре человека, она антропологична по принципу, она специфически завершена, ограничена самой повседневностью: целостна, многогранна, ограниченна в своем антропоцентризме и безгранична по той же причине. Повседневность связана с культурой и отражает её. Повседневная культура связана с культурой страны, культурой региона в целом и отражает специфику культуры, в которой она сформировалась. В работе Н.М. Смирновой проведено сравнение повседневных культур Запада и России. Это можно раскрыть в приведенной ниже таблице.


Таблица 3 – Сравнительные характеристики повседневности западного и российского типа


2.2.2 Повседневность как ядро целостного человеческого бытия: «продуктивность» повседневности

Повседневность выражается в каждодневной жизненной практике – повседневном образе жизни (ПОЖ). Жизнь для каждого наиболее значима в повседневной практике. Культура для каждого из нас связана с ней. Все культурные смыслы осуществляются на уровне повседневности, составляют её часть. Культура, которую не принимают в повседневности, замыкается на саму себя, локализуется и остается для теоретика, специалиста (сужается, возможно, исчезает). В повседневности культура репродуцируется, выдает версии и закрепляет их культурными смыслами, чтобы не исчезнуть в истории. Это позволяет культуре «пробуждаться», возрождаться, быть основанием новой культурной эпохи. Устойчивые знаки и смыслы культуры должны быть поняты и приняты каждым в его повседневной жизни. Такие типы, как горожанин, творецхудожник, сноб или академист – складывались в повседневности, отражая культуру эпохи.

Повседневность мы можем определить как непрерывность нашего каждодневного существования, наше сегодня, сейчас, здесь. Только здесь и сейчас мы можем жить и действовать, ценить и отвергать. Жизнь для каждого из нас значима в этих координатах. Это означает, что повседневность – исходный пункт любых рассуждений о человеке.

Подытожим сказанное:

• жизнь человека обретает смысл в повседневности и связана с целостностью бытия, в котором она протекает;

• все культурные смыслы осуществляются только в повседневности;

• если культура не принята повседневностью, она замыкается на саму себя, локализуется и остается только для теоретического исследования, для специалиста. Культура в этом случае сужается и, возможно, исчезает;

• если культура принимается в повседневности, она выдает версии, варианты, «ветви»;

• только в повседневности культура расцветает и умирает, музеефицируется, чтобы когда ни-будь возродиться в новой повседневности.

Духовные практики повседневности выражены в специфике ментальности. Их стилизованное выражение мы можем ощущать во всех формах повседневности и наблюдать в исторической (изменчивой) судьбе культур – в смене образцов и стилей: через Античность к Ренессансу, затем к Классицизму и Ампиру. Упрощенно этот путь можно представить как жизнь культуры в её рождении, дальнейших поисках жизненного пути с возвращением в прошлое, закреплением устойчивых образцов (академизацией) и умиранием отжившей формы. Повседневные практики в этом пути локализуются, оснащаются теориями и официальными маркировками (знаками культуры). Так в предложенном подходе можно выстроить путь культуры от рождения в античности, когда культурная форма (образец) укоренилась в эллинской повседневности, к обретению универсальности в ренессансной культуре, когда на основе античности строился мир художественной культуры и мир культурной элиты Европы. Классицизм и ампир на этом пути – это периоды утонченного умирания и теоретизирования античной формы и её академизации. В этот период античные (живые, повседневные) компоненты продолжали существовать локально – в официальной культуре, на высоком, макросоциальном уровне, далеком и от повседневной жизни, в мире творческой мысли или искусства. Повседневность античного типа здесь обладала всеобщностью и универсальностью в античном мире, получила развитие и локализовалась в европейской культуре, где пережила период своей старости и музеефикации (культурной смерти).10 Так культура теряла связь с повседневностью, сохраняя завершенность произведения искусства, а в историческом развитии формировалась особая, повседневная форма бытия. В современном мире культуры роль повседневности возрастает.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория и история культуры повседневности России"

Книги похожие на "Теория и история культуры повседневности России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Скопинцева

Татьяна Скопинцева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Скопинцева - Теория и история культуры повседневности России"

Отзывы читателей о книге "Теория и история культуры повседневности России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.