» » » » Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе


Авторские права

Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе

Здесь можно купить и скачать "Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе
Рейтинг:
Название:
Изучение повседневной культуры России в музее и школе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2429-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Описание и краткое содержание "Изучение повседневной культуры России в музее и школе" читать бесплатно онлайн.



Культура повседневности, проблематика которой стала неотъемлемой частью гуманитарного образования, сегодня вошла в широкий образовательный контекст. Ее изучают в музеях, школах и вузах. Ценность предлагаемого универсального пособия состоит в том, что оно написано на основе междисциплинарного подхода, включает знания по истории, истории культуры, методике преподавания истории и музейной педагогике. Оно ориентировано на студентов, учителей и музейных педагогов, имеющих практику работы с детьми. Структура пособия научно обоснованна и включает в себя учебный, методический и дополнительный блоки.

Книга содержит обширный фактический материал по истории российской повседневности и раскрывает различные стороны повседневной жизни общества. Книга состоит из пяти частей. Первая часть повествует о традиционной русской культуре и повседневности допетровского времени, которые целиком зависели от годового жизненного цикла и были подчинены традициям. Во второй части показаны переворот в повседневной культуре петровского времени и особенности культуры барокко и рококо периода правления Елизаветы Петровны. Третья часть посвящена повседневности классицизма и ампира. Европеизация русской повседневности осуществлялась комплексно, сразу во всех сферах: нравы и ассамблеи, усадьба и духовная культура, театр и литература, образование и семья. В четвертой части книги показано вторжение капитализма и урбанизации в повседневную и духовную жизнь людей в период эклектики. В последней, пятой, части показана авторская версия феномена модерна как нового этапа развития культуры серебряного века.

Безусловный интерес представляет список рекомендуемой для изучения литературы. Методика прописана в дидактических разработках тем, вопросах и заданиях учащимся. Применение их в совокупности позволит обыграть темы по истории повседневной культуры, что даст возможность студентам, учителям и музейным педагогам внедрять их в своей работе с детьми.






М. В. Короткова

Изучение повседневной культуры России в музее и школе. Методическое пособие

Рецензенты:

М. Т. Студеникин, заведующий кафедрой методики преподавания истории Московского педагогического государственного университета

А. А. Сорокин, заведующий кафедрой методики преподавания истории Московского городского педагогического университета


Часть 1

Русская культура и повседневная жизнь допетровского времени


Повседневная жизнь в Древней Руси


Представления о природе и обществе

Духовный мир человека в Древней Руси был связан с обожествлением явлений природы. Люди представляли земное устройство в виде плавающего в водах океана огромного яйца. Посередине славянской Вселенной находилась Земля в виде желтка. Его верхняя часть составляла живой мир людей, а нижняя – мир мертвых. Вокруг Земли, подобно белку, яичным пленкам и скорлупе, располагались небеса. Верхнее небо заполнено водой – это «хлябь небесная», хранящая запасы воды и источник дождей. Над Землей люди видели прочный прозрачный купол – «твердь небесную», под его сводами ходят небесные светила – Солнце, Месяц и звезды.

Язычники жили в гармонии с природой, поэтому все ее явления считали одушевленными и имеющими такие же права, как и люди. Землю и Небо называли матерью и отцом. Сыновьями Неба и Земли считали Солнце, Молнию и Огонь. Древний русич верил в два начала – свет и тьму. Светлое начало олицетворяли с Солнцем, с востоком (где оно появлялось) и югом (откуда идет тепло), с источником весны и добра. Отсюда восточные страны и народы воспринимались славянами как праведные, которые ближе к свету, а позже – к раю. Запад считали местом пребывания угасшего солнца, заката, поэтому оттуда исходили мрак, зло и смерть. Север связывали с царством Конца Света. Поэтому все западные страны и народы славяне считали грешными и неправедными, которые ближе к тьме, а позднее – к аду. Центром Вселенной они считали Киев.

Древние русичи также верили в Мировое Древо, похожее на громадный раскидистый дуб. На нем зреют семена всех деревьев и трав. На его вершине на острове в «хлябях небесных» живут прародители всех птиц и зверей. Славяне думали, что именно туда улетали перелетные птицы и возносились души убитых охотниками зверей. Мир зверей, птиц и растений, по представлениям русичей, полон тайн и загадок. Лесом, который давал дерево, дичь, ягоды и грибы, владел леший, с которым было связано все левое. Отсюда «встать с левой ноги» считалось неудачным, «надеть на левую сторону» стало плохой приметой. Вода почиталась славянами благодатной стихией, дающей урожай и очищающей все от нечистой силы. Но водой владел водяной – обитатель рек и озер.

Смерть русичи не воспринимали как окончательную гибель и полное исчезновение человека. Для язычников мир мертвых был миром ушедших предков, где душа находила свое успокоение после земных тягот и оставалась бессмертной. На ад и рай славяне не разделяли мир иной, но оставляли на могилах еду и вещи. Языческая идея возрождения жизни каждой весной стала созвучной христианскому пониманию воскрешения усопших. Переплетение языческого и христианского – так называемое двоеверие – стало основным жизненным принципом русичей. Православная традиция предписывала жить в ладу с самим собой и в мире с другими людьми и обществом. Поступки ценились добром и справедливостью, нужно было сторониться зла и лихих людей. Окружающий мир для язычников был полон магии, населен земными упырями и ведьмами, добрыми берегинями и домовыми, русалками и чурами. Фантастический мир, наполненный сверхъестественным, был для славян реальным, и столкновение с ним было неизбежным в повседневности. Поэтому при угрозе злых сил русичи взывали: «Чур меня! Чур меня!» Надежным средством на все случаи жизни были заговоры, которыми отвращали зло и привораживали любовь и счастье. Колдуны заговорами наносили ущерб и наводили порчу. Даже в обыкновенных числах видели магический смысл: 1 была связана с Богом, 3 – с триединством Бога, 4 – с материальным миром и четырьмя сторонами света, 7 – с самим человеком (7 грехов, 7 таинств, 7 дней недели). Представления русичей, которые сегодня считают забытыми и вызывающими улыбку, продолжают существовать в нашей повседневной жизни.

Древнерусский костюм

Повседневная одежда у князя и смерда различалась качеством ткани, длиной, степенью убранства и количеством одеяний. К своему простому на первый взгляд костюму все русичи относились как к оберегу, обладающему магической силой. Прядение ниток сопровождали магическим обрядом: первую нить мастерица сжигала, а пепел выпивала с водой. При пошиве рубах, портов, плащей и свит также использовали магические предосторожности. Особенно это касалось рубахи, так как она согревала тело, удерживала в нем душу и отгоняла силы зла. Когда вырезали ворот, то лоскут протаскивали внутрь рубахи, что означало сохранение и накопление жизненных сил.

Все отверстия рубахи – ворот, подол, рукава – отделывали вышивкой, служившей защитой от колдовства. Красной нитью вышивали солнце, древо, зверей и птиц. Особо отделывали ворот, так как через него, по мнению русичей, вылетала душа после смерти. Бояре и князья к рубахе пристегивали круглый воротник – ожерелье. По низу рукава делали украшения из жемчуга – запястья. Специальная подкладка – подоплека – на спине и груди также обшивалась красными нитями. Об этой детали сегодня нам напоминает выражение «узнать подоплеку дела», то есть дойти до самой сути. Рубаха смерда шилась из грубого полотна, холстины, а княжеская – из тонкого беля или привозного шелка красного цвета. У простых людей ее завязывали тесемками, а у богатых застегивали бронзовыми пуговками. Богатую рубаху отличали длинные рукава, которые собирали в складки – брыжжи – браслетами. В торжественных случаях рукава распускали, поэтому «спустя рукава» не работали.

Охранительную роль в одежде древнерусского человека выполняли пояса-обереги. Если простые люди ограничивались тонкой тесемкою – опояскою – вокруг рубахи или продетым в кулиску шнурком – гашником – в портах, то богатые оборачивали широкие кушаки из шелка несколько раз вокруг талии. Русичи полагали, что пояс-круг не пропускает ничего из внешнего мира, что могло бы навредить человеку. Концы пояса тщательно прятали в кованые бляхи, а выражение «распоясаться» тогда означало позор и бесчестье.

Костюм знатного человека отличали шелковые порты в полоску, плотная, облегающая стан свита (свивать – кутать), бархатный плащ корзно с фигурной застежкой, фибулой, на плече. Менее престижную льняную вотолу и суконный черный плащ мятель носили все, от смерда до князя. Бояре и дружинники обладали сапогами из мягкой козлиной кожи, сафьяна, и телячьей опойки, а купцы и ремесленники – из толстой кожи, юфти. Крестьянской обувью были лыковые лапти, которые в городе дополнялись кожаной подошвой, и поршни из грубой кожи. Эта обувь сочеталась с онучами – полосками материи в виде обмоток. Типичная фибула – модель Вселенной русичей. Верхний полукруг с расходящимися лучами – Солнце, мир небесный. С земным миром в виде нижней ромбовидной части слит воедино мир подземный в виде головы Змия. Украшением князя были бармы – цепи из золотых или серебряных медальонов с эмалевыми покрытиями, а бояр – золотые цепи с гривной и бляхи – аламы. Суровый климат требовал одежды для зимы, поэтому широко известен факт распространения мехов у русичей. Почему же летом и в гостях они также не расставались с шубами? Оказывается, мех считали символом плодородия и богатства, поэтому кожухи носили мехом внутрь, покрывая шкуры материей. Овчина и медведина вскоре стали заменяться знатью на собольи, лисьи, куньи и беличьи шубы.

Беднота не имела возможности покрывать овчинные кожухи – тулупы – материей. Меховые треухи и малахаи на голове дополняли овчинными рукавицами – варегами. Князья и бояре заказывали бархатные шапки с дорогим меховым околышем. Ношение бороды подчинялось вековой традиции. Борода служила символом православия, знатности и чести. Безбородого человека воспринимали как иноземца. Прически делали «под горшок» и «под гребенку». На голову надевали глиняный горшок, а торчащие из-под него волосы состригали. Выражение «равнять под одну гребенку» сохранилось и сегодня.

По представлениям русичей, женщина была священным существом, так как продлевала и хранила род, была носительницей мудрости. Поэтому женская одежда включала в себя больше оберегов, чем мужская. Все одежды женщины были длинными и тщательно скрывали фигуру. Вышивки на рубахах было больше, в качестве оберега между воротом и рукавами нашивали полики – декоративные вставки ткани на плечах. Княгини и боярыни носили по две рубахи – нижнюю полотняную, или исподницу, и шелковую верхницу. Домашней одеждой служили расклешенные платья на двух лямках без рукавов – сарафаны. На рубаху и сарафан надевали для тепла широкую короткую кофту на лямках – душегрею. Для редких выходов на улицу в сундуках держали покрытые атласом шубы, муфты, мягкие сапоги на каблуке. Простые крестьянки на рубаху надевали поневу – полотнище ткани вокруг бедер – и запону для верхней части. Обувью служили лапти, поршни или черевики из кожи чрева (брюха) животных.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Книги похожие на "Изучение повседневной культуры России в музее и школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Короткова

Марина Короткова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Отзывы читателей о книге "Изучение повседневной культуры России в музее и школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.