» » » » Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе


Авторские права

Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе

Здесь можно купить и скачать "Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе
Рейтинг:
Название:
Изучение повседневной культуры России в музее и школе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2429-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Описание и краткое содержание "Изучение повседневной культуры России в музее и школе" читать бесплатно онлайн.



Культура повседневности, проблематика которой стала неотъемлемой частью гуманитарного образования, сегодня вошла в широкий образовательный контекст. Ее изучают в музеях, школах и вузах. Ценность предлагаемого универсального пособия состоит в том, что оно написано на основе междисциплинарного подхода, включает знания по истории, истории культуры, методике преподавания истории и музейной педагогике. Оно ориентировано на студентов, учителей и музейных педагогов, имеющих практику работы с детьми. Структура пособия научно обоснованна и включает в себя учебный, методический и дополнительный блоки.

Книга содержит обширный фактический материал по истории российской повседневности и раскрывает различные стороны повседневной жизни общества. Книга состоит из пяти частей. Первая часть повествует о традиционной русской культуре и повседневности допетровского времени, которые целиком зависели от годового жизненного цикла и были подчинены традициям. Во второй части показаны переворот в повседневной культуре петровского времени и особенности культуры барокко и рококо периода правления Елизаветы Петровны. Третья часть посвящена повседневности классицизма и ампира. Европеизация русской повседневности осуществлялась комплексно, сразу во всех сферах: нравы и ассамблеи, усадьба и духовная культура, театр и литература, образование и семья. В четвертой части книги показано вторжение капитализма и урбанизации в повседневную и духовную жизнь людей в период эклектики. В последней, пятой, части показана авторская версия феномена модерна как нового этапа развития культуры серебряного века.

Безусловный интерес представляет список рекомендуемой для изучения литературы. Методика прописана в дидактических разработках тем, вопросах и заданиях учащимся. Применение их в совокупности позволит обыграть темы по истории повседневной культуры, что даст возможность студентам, учителям и музейным педагогам внедрять их в своей работе с детьми.






Главным оберегом женского костюма был головной убор. Язычники считали женские волосы опасными и вредоносными для окружающего мира. Если женщина «светила волосом», то она навлекала на себя и своих близких злые силы. Заговор того времени гласил: «Спаси меня от колдуна и бабы простоволосой». Входить в храм с непокрытой головой женщинам нельзя и сегодня. На Руси «опростоволоситься» означало опозориться. Головной убор завершал костюм женщины, показывал достаток семьи и имел социальное значение. Девушки носили обруч – венчик – и богато украшенную коруну, которые не закрывали затылок и косы.

С ХIII в. женщины стали носить напоминающие луковицы кокошники, которые надевали на плотно прилегающий к волосам повойник. Другим головным убором женщин была кика с торчащими вверх надо лбом рогами. Рога были оберегом, символом плодородия и продолжения рода, поэтому старухи кики не носили. Церковь осуждала эти языческие представления, поэтому женщин в киках в храм не пускали. Зимой надевали шапки с меховой опушкой и покрывали их убрусами – платками.

Женскими оберегами служили украшения, причем в городах их носили больше, чем в деревнях. Украшения магически защищали шею, руки и голову от злых сил. Амулетами служили металлический шейный обруч – гривна, подвески в волосы на уровне висков – височные кольца, подвески к головным уборам – колты – и браслеты-обручи, используемые в ритуальных языческих танцах. В городах также носили бусы – монисто из стекла, а серьги как варварское изобретение не пользовались популярностью. Самым излюбленным украшением были амулеты-привески из серебра, бронзы или меди в виде коня – символа добра и счастья, связанного с культом Солнца. Привески в форме водоплавающих птиц олицетворяли животворные свойства воды. Символами достатка, которые одновременно помогали женщине удерживать богатство в семье, являлись обереги – ложки, ковши, ключи, гребни. Символическое изображение бога-громовержца – бубенчики – охраняло людей от злых духов и нечистой силы.

Языческие обряды православных праздников

У славян Новый год начинался 1 сентября, а летоисчисление велось от сотворения мира, которое случилось на 5508 лет раньше исходного события нашей эры – Рождества Христова. Все праздники были связаны с циклом земледельческих работ. Рождество Христово и Крещение были соединены зимними святками. Русичи считали, что Бог обрадовался рождению сына и выпустил погулять на землю леших и ведьм, поэтому придумали ритуал обезвреживания и отпугивания нечистой силы – ряженье. Они наряжались в костюмы животных и людей, бродили гурьбой по улицам, разыгрывали сценки, заходили в дома и смешили всех. Персонажами ряженых были коза, медведь, журавль, петух, лошадь, боярин, купец, знахарь и пьяница. Костюмы и маски делали из шерсти, бересты, соломы, меха и бытовых предметов.

По мнению русичей, смех был направлен на приумножение человеческого рода, животных и урожая. Коза считалась символом изобилия и достатка в доме, поэтому на святки пекли козули – печенье в форме фигурок животных. Козули ставили на стол, окна, дарили, давали скоту, колядующим – молодежи и детям, которые пели прославляющие дом и хозяина рождественские песни – колядки. По улицам провозили соломенную девушку в рубахе – Коляду. Также называли праздник зимнего солнцеворота. Русичи верили в гадания и служили языческой богине фортуны Гаде. С помощью петуха или курицы и предметов, которые те клевали, узнавали будущее. Его также определяли по очертаниям застывшего на подносе воска. Пели «подблюдные песни» и доставали из огромного блюда чье-то украшение: какая песня, такая и судьба. Гадали на перекрестке дорог по доносившимся издалека звукам.

Церковь считала гадания грехом, после которого требовалось очищение святой водой. Разгулу темных сил наступал конец в день Крещения. В реке делали прорубь, ставили политый свекольным соком ледяной крест и набирали святую воду. У колодцев ставили кресты из двух щепочек, перевитых красной нитью, на домах их рисовали углем.

В честь бога Велеса отмечали Масленицу, знаменовавшую переход к весне и земледельческим работам. Проводы Масленицы трактовали как проводы зимы. Она представала в образе Маслены – соломенного чучела в одежде и лаптях, которое сжигали на высокой горе. Маслены украшали крыши домов. В костер клали все старые вещи, так как он символизировал похороны зимы, всего отжившего и наступление весны: чем выше был огонь, тем быстрее наступало тепло.

Во время Масленицы устраивали кулачные бои, которые давали простор славянской удали. Под звуки бубен бились в одиночку и целыми ватагами. Забавой князей и бояр были «медвежьи потехи»: охотник сражался с медведем и травил его собаками. Подобные развлечения церковь считала грехом и запрещала хоронить погибших. На Масленицу катались на широких дубовых лыжах, на коньках из заточенной коровьей голени, на санях с ледяных гор. Катания имели сакральное значение: прикосновение к заснеженной земле предвещало урожаи и достаток семьи. Сохранился языческий обычай относить еду на могилы. На Масленицу не только на столе, но и на кладбище появлялись стопки блинов. Блины русичи считали символом солнца, весны, плодородной земли, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей. Церковь включила языческий праздник Масленицы в свой православный календарь.

Главным летним праздником был Иван Купала в честь бога Перуна, который совпадал с днем летнего солнцеворота, летними святками. Русичи считали, что катящееся с горы огненное колесо знаменовало солнце, сходящее с прежней высоты, поэтому брали круг, обертывали соломой, зажигали и скатывали с горы. В эти день и ночь прыгали через зажженные костры, веря в очистительную силу огня. В купальский день знахари собирали целебные травы. Цветок иван-да-марья рассматривали как земное воплощение огня и воды. Забавой летних праздников были качели – скаканье на доске. На конец положенной на пенек доски становилась одна девушка, а другая с разбега прыгала на другой конец. Русичи устраивали медленные хороводы за руки по кругу, иногда танец прерывали быстрые пляски. Такт отбивали ладонями, или плескали, отсюда – рукоплескать. Народ плясал под залихватские пиликанья гудков, переборы домр, перезвоны бубнов, напевы дудок. Древнейшим инструментом были гусли, то есть гудящие струны, которые клали на колени. Рожком пастух днем собирал стадо, а вечером этот же рожок сопровождал пляски. Издавна русичи использовали свистульки с отверстиями в виде птичек, дудки – сопели – и камышовые трубки – свирели.

Славянское жилище

Дом русичи рассматривали как малую вселенную, которую отделяли от магического чужого мира порог и дверь. Душой дома у них был домовой – покровитель строения и живущих в нем людей. При строительстве придавали значение выбору места – сухому, высокому и светлому. Тогда говорили: «Место угоже, высоко и красно». Дом строили вдали от бани, дороги и кладбища, куда могли уйти достаток и здоровье. Для строительства не брали упавшие макушкой на север «буйные» деревья, «стоеросовые» – с перекрестков дорог, сухие и старые – повисшие на ветвях соседей.

Дом считали живым существом, поэтому у него находили лицо, чело, ноги, задок. Фронтон дома называли очельем (чело – лоб). Торцы несущих кровлю бревен – слег, – выходивших на фасад, прикрывали резными досками – причелинами – и полотенцем. В резьбе этих деталей дома нашли воплощение языческие представления. Их украшала женщина с устремленными вверх руками – символ единства сил Земли и Неба, от которых зависела жизнь дома. Круг с ромбом внутри был символом Земли. Символами водной стихии были изображения русалок. Зигзаги и волнистая линия – вода, «хлябь небесная» – шли по причелинам в три ряда. Жилище всегда связывали с Солнцем, поэтому на доме обязательно делали «солярные знаки» в форме круга с крестом внутри. Крест обозначал огонь и предотвращал пожары. Круг с шестью лучами – громовой знак – предохранял жилище от молнии. Круг с тремя лучами – символ восходящего и заходящего солнца. На нижнем конце причелины слева – восходящее солнце, далее конек и солнце в зените на полотенце, справа на причелине – солнце на закате. Поскольку ели срубали с корнем, то нижние концы боковых бревен напоминали уши. На них клали выдолбленное бревно – поток – для стока воды. Сверху крыши клали такое же бревно – охлупень, – декоративно завершающееся головой коня – коньком. Говорили: «Конь на крыше – в избе тише». Коньком также был петух: нечистая сила исчезала при крике петухов. Изображения животных на крыше считали оберегами. Перед строительством приносили в жертву коня или петуха. Для обеспечения благополучия рода под угол дома закладывали череп конской головы, а между бревнами – клочки шерсти.

Окна являлись глазами дома. Тогда они были волоковыми: в прорубленное в двух бревнах стены отверстие вставляли раму с деревянной задвижкой, которая ходила по пазам и имела отверстие – гляделку. У богатых людей окна закрывали кусочками слюды, а у бедных – рыбьим пузырем. Задняя часть дома с туалетом называлась «задок». Жилище русичей состояло из трех элементов: две избы с печами и холодная клеть, служившая зимой кладовой, а летом спальней. Наружная лестница снизу вела в сени – входное помещение второго этажа. Нижний этаж – подклет (то есть под клетью) – использовали для хозяйственных нужд. Верхний ярус хором богатого дома завершал терем. Повалуша (от слова «повальный») использовалась как спальня для приема гостей и как кладовая. Все деревянные жилища называли хоромами, каменные помещения – гридницами и палатами для пиров. Боярские и княжеские трехэтажные дворцы в Киеве с высокими теремами и башней – вежей – напоминали европейские замки. Богатые новгородцы строили себе дома скромнее, с высоким хозяйственным подклетом и жилым вторым этажом с чистыми горницами (горнее – верхнее) и спальнями – одринами. Богатое жилище отличали галереи вокруг дома, которые предохраняли его от стекавшей с крыш воды. Терраса, или рундук, выходила в сад, или вертоград, в котором росли плодовые деревья, кустарники, находились колодец, погреб, ульи, качели, навес со скамьей. Разведение цветов считали забавой, поэтому сад с цветами называли потешным.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Книги похожие на "Изучение повседневной культуры России в музее и школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Короткова

Марина Короткова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Отзывы читателей о книге "Изучение повседневной культуры России в музее и школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.