» » » » Александр Абалакин - Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса


Авторские права

Александр Абалакин - Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса

Здесь можно купить и скачать "Александр Абалакин - Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДашков и К016fe42b-d4b3-11e5-bb2a-0cc47a1952f2, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Абалакин - Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса
Рейтинг:
Название:
Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-394-02510-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса"

Описание и краткое содержание "Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса" читать бесплатно онлайн.



В монографии раскрыта система объективных факторов формирования концепции аграрной политики с учетом изменений и дифференциации экономического потенциала регионов страны; выделены основные виды стратегий, их содержание и условия применения в АПК региона; разработаны теоретические и методологические основы функционирования организационно-экономического механизма государственного регулирования агропромышленного комплекса региона; определены количественные и качественные структурные изменения в АПК в период аграрной реформы; предложены основные направления развития личных подсобных хозяйств населения и малого бизнеса на селе как фактор повышения доходности и занятости сельского населения; разработан механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса и его хозяйствующих субъектов. Для научных работников, руководителей, специалистов органов управления агропромышленного комплекса федерального и регионального уровней, а также для студентов, аспирантов и преподавателей, изучающих экономические и финансовые дисциплины.






Стратегия первопроходца, связанная с предложением на рынок нового оригинального товара или услуги, мало пригодна для сельскохозяйственных предприятий, поскольку перечень производимой ими продукции относительно постоянен и во многом определяется почвенно-климатическими условиями региона. Ее можно рекомендовать для предприятий переработки сельскохозяйственной продукции. Высокий риск данной стратегии связан с неопределенностью как самой разработки, так и реакции рынка на новинку.

Стратегия синергизма – это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа хозяйственных подразделений и предполагает повышение эффективности деятельности за счет совместного использования ресурсов, рыночной инфраструктуры или сфер деятельности. Значение стратегии синергизма заключается, в том что она помогает получить более высокую рентабельность производства при взаимосвязи хозяйствующих подразделений, чем в ситуации, когда они управляются раздельно.

Американские экономисты У. Кинг и Д. Клиланд считают синергизм важным элементом выбора, разработки и детализации стратегии. Они отмечают, что синергетический эффект – каким бы потенциально большим он ни был – не проявится сам по себе, его нужно планировать и извлекать, что возможно, если синергия выявлена, определена и заложена в обоснованные планы. В то же время И.П. Ансофф отмечает, что главной опасностью данной стратегии является недостаток гибкости, а также возможные компромиссы и задержки в принятии решений.

Стратегия синергизма лежит в основе создания различных союзов, агрохолдингов, финансово-промышленных групп как на региональном, так и на национальном уровнях. В региональном масштабе результатом такой стратегии является создание маркетинговых сетей различного вида, которые позволяют использовать синергетический эффект взаимодействия производства и сбыта продукции. Изучение и обобщение исследований по формированию стратегии региона позволяет рекомендовать следующую классификационную модель его стратегий (рис. 1).

Формирование и реализация стратегий развития сельскохозяйственных предприятий сопряжено с высоким уровнем риска от неверного стратегического выбора. Стратегии сельскохозяйственных товаропроизводителей не поддаются принципиальной корректировке в силу сезонного использования ресурсов и производства продукции, высокой зависимости от почвенно-климатических условий, ограниченности выбора сфер бизнеса.

Государство осуществляет регулирование производства и сбыта продукции путем формирования внешних условий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в рамках которых они действуют. Этим оно способствует принятию стратегических решений и направляет их деятельность на реализацию стратегических задач государства.

Особую значимость приобретает исследование процесса разработки стратегии. Разные авторы предлагают различные подходы: от четырех этапов по В. Марковой и С. Кузнецовой до десяти шагов по М. Мескону. Следовательно, формирование стратегии развития предприятия и региона в целом – это итеративный поэтапный процесс. Но процесс разработки стратегии необходимо начинать с определения миссии хозяйствующего субъекта (краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества).


Рис. 1. Классификационная модель стратегий региона


Миссия – это инструмент стратегического управления, определяющий целевые ориентиры, важные с точки зрения обеспечения долговременных конкурентных тенденций.

Роль миссии состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении экономические интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает ее извне.

Определяя то, для чего создан и существует объект, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и сознавать не только, что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия.

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс в целом – это специфическая сфера народного хозяйства.

Миссия предприятий АПК, в силу своей специфичности, заключается в производстве и обеспечении населения продовольствием. Миссия региона значительно шире и связана в первую очередь с реализацией региональных социально-экономических интересов.

Если региональные интересы можно представить как взаимосвязанные направления развития, то региональные цели – это конкретизация интересов в форме, доступной для практических действий региональных властей.

Стратегическая цель предопределяет выбор приоритетов в структурной политике региона. Их определение в условиях нестабильной среды представляет собой как в методическом, так и в практическом отношении сложную задачу.

Как правило, органы управления регионом исходят при этом в основном из таких критериев, как накопленный ресурсный потенциал региона (материальные, финансовые, трудовые ресурсы), позволяющий производить определенные виды товаров и услуг и наличие устойчивого платежеспособного спроса на товары и услуги, производимые в регионе.

Большинство экономистов, занимающихся региональными проблемами, сходится во мнении, что основным целевым ориентиром регулирования территориального развития, в первую очередь стратегического развития региона и его подсистем, в том числе и АПК, является улучшение качества и повышение уровня жизни населения.

Процесс приватизации общенародной собственности привел к созданию многообразных форм хозяйствования. Оформились интересы различных хозяйствующих групп: собственников предприятий, кредиторов, арендодателей, работающего персонала, поставщиков, потребителей, региональных органов управления. Интересы этих групп не только различны, но и существенно отличаются от регионального вектора развития.

Поскольку функции регионального АПК направлены на реализацию региональных интересов, можно выделить пять соответствующих им функциональных задач: содействие повышению уровня жизни населения региона; участие в формировании развитого национального агропродовольственного рынка; улучшение природно-ресурсного и производственного потенциала региона; увеличение финансового потенциала региона; содействие росту эффективной занятости населения.

Роль регионального АПК определяется степенью и эффективностью выполнения указанных функциональных задач, оценка которых должна являться главным предметом комплексного анализа этого сектора экономики, а повышение роли должно стать основной целью его развития.

Выделение функциональных подсистем, реализующих указанные задачи, представляется наиболее сложным и важным делом, поскольку на их основе необходимо разрабатывать стратегические альтернативы и реализовывать концепцию и целевые программы развития регионального АПК. Это требует разработки нового подхода в определении стратегических перспектив его развития.

Кроме того, агропромышленный комплекс – сложная структура, каждая из отраслей которой выполняет определенную технологическую стадию единого процесса воспроизводства конечных продуктов.

Взаимосвязь отраслей осуществляется преимущественно последовательно: каждая отрасль является потребителем ресурсов, произведенных на предыдущей стадии воспроизводственного цикла, и одновременно – производителем ресурсов, предназначенных для потребления на последующей стадии.

И хотя каждая отрасль АПК обладает специфической функциональной целью, общая цель агропромышленного комплекса как целостной системы состоит в более полном обеспечении населения продовольствием, а промышленности – сельскохозяйственным сырьем.

Первый этап – стратегический анализ, в процессе которого выявляются возможности и угрозы внешней среды, внутренние сильные и слабые стороны отраслей агропромышленного комплекса. Анализ исходной экономической базы должен затрагивать все стороны развития регионального АПК.

В процессе анализа изыскиваются дополнительные возможности и неиспользованные резервы экономического роста его отраслей, оцениваются межрегиональные связи региона.

Общая оценка достигнутого уровня социально-экономического развития регионального АПК производится в сравнении с достигнутыми уровнями близлежащих регионов.

На основании анализа территориальных условий и ресурсов устанавливаются эффективные направления дальнейшего развития агропромышленного комплекса исходя из имеющихся ресурсов, требований рыночной экономики, многообразия форм собственности; выясняется, какие стратегические изменения нужно провести во внешней среде; определяются ограничения по использованию отдельных видов ресурсов и размещению отраслей и производств, а также размеры дополнительных средств для выбора того или иного варианта стратегии перспективного развития.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса"

Книги похожие на "Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Абалакин

Александр Абалакин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Абалакин - Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса"

Отзывы читателей о книге "Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.