» » » » Александр Абалакин - Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса


Авторские права

Александр Абалакин - Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса

Здесь можно купить и скачать "Александр Абалакин - Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДашков и К016fe42b-d4b3-11e5-bb2a-0cc47a1952f2, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Абалакин - Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса
Рейтинг:
Название:
Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-394-02510-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса"

Описание и краткое содержание "Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса" читать бесплатно онлайн.



В монографии раскрыта система объективных факторов формирования концепции аграрной политики с учетом изменений и дифференциации экономического потенциала регионов страны; выделены основные виды стратегий, их содержание и условия применения в АПК региона; разработаны теоретические и методологические основы функционирования организационно-экономического механизма государственного регулирования агропромышленного комплекса региона; определены количественные и качественные структурные изменения в АПК в период аграрной реформы; предложены основные направления развития личных подсобных хозяйств населения и малого бизнеса на селе как фактор повышения доходности и занятости сельского населения; разработан механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса и его хозяйствующих субъектов. Для научных работников, руководителей, специалистов органов управления агропромышленного комплекса федерального и регионального уровней, а также для студентов, аспирантов и преподавателей, изучающих экономические и финансовые дисциплины.






Второй этап – обоснование стратегии развития агропромышленного комплекса региона. Его цель – прогноз развития регионального АПК, разработка альтернатив, подготовка предложений для третьего этапа работы в части выбора методов регулирования территориального развития АПК вообще и сельского хозяйства в частности.

В процессе разработки стратегии социально-экономического развития АПК региона решаются следующие основные задачи:

– обоснование вариантов, сценариев и параметров развития агропромышленного комплекса региона;

– определение наиболее вероятной динамики развития регионального АПК и его возможного состояния в условиях становления и функционирования рыночной экономики;

– формирование структурной и инвестиционной политики;

– обоснование направлений социального развития, повышения уровня и качества жизни населения;

– обоснование направлений межрегиональных продовольственных связей.

Из всего многообразия стратегических альтернатив осуществляется непосредственный выбор наиболее предпочтительной стратегии развития АПК региона. При этом сам процесс стратегического выбора должен проходить не только на рациональном уровне, но и на иррациональном – по интуиции, опыту, умению предвидеть обстановку.

Анализ воздействия исследуемых альтернатив на экономику региона с помощью производственно-рыночных сценариев позволит более убедительно выбрать стратегию, наилучшим образом обеспечивающую достижение долгосрочных целей для АПК и его отдельных отраслей.

В процессе прогнозирования в первую очередь обосновываются изменения в сельском хозяйстве, ориентированные на производство таких видов продукции, которые гарантируют наибольшую экономическую эффективность их производства и позволят решать проблемы надежного продовольственного обеспечения населения продукцией собственного производства и социальные вопросы.

Третий этап – разработка концепции и выбор методов государственного регулирования агропромышленного комплекса региона.

Цель данного этапа – обоснование концепции регулирования территориального развития агропромышленного комплекса в соответствии с выбранной стратегией, подготовка условий для эффективного функционирования регионального рыночного механизма хозяйствования.

Результаты любого из трех этапов разработки стратегии является исходной предпосылкой или условием для последующей стадии исследования.

Выбор сценария развития регионального АПК зависит, с одной стороны, от стратегии аграрной политики страны, а с другой – от остроты и необходимости решения выявленных в процессе анализа региональных проблем функционирования агропромышленного комплекса.

1.2. Приоритеты и особенности региональной аграрной политики

Кризис отечественного агропромышленного комплекса во многом стал следствием просчетов в стратегии и тактике начатой в 1991 г. аграрной реформы.

Поспешность, ошибочность выбора приоритетов в проведении аграрной политики привели к диспропорциям в развитии АПК, резкому спаду производства, потере большинством сельскохозяйственных товаропроизводителей финансовой устойчивости, ухудшению качества жизни сельского населения.

В связи с этим дальнейший ход аграрных преобразований в стране в значительной степени зависит от выбираемых на перспективу ориентиров аграрной политики.

В отечественной экономической литературе основополагающие целеустановки высшей государственной власти с их соответствующим конституциональным и законодательным закреплением в области развития сельского хозяйства и жизнедеятельности сельского населения определяются не только понятием «аграрная политика». Употребляются и такие понятия, как «сельскохозяйственная политика», «агропродовольственная политика». В рамках Европейского союза проводится «единая аграрная политика». Различия в формулировках обычно или не поясняются или подразумевают одно и то же. Часто методологическая сторона понятия «аграрная политика» освещается мимоходом или не затрагивается вообще. Так, в «Концепции аграрной политики Российской Федерации» (2000 г.), «Основных направлениях агропродовольственной политики правительства на 2001-2010 годы» о понятии «аграрная политика» не было сказано ни слова. Кроме того, в основных направлениях наряду с понятием «аграрная политика» чаще встречался термин «агропродовольственная политика». Г.И. Шмелев в монографии «Аграрные отношения и аграрная политика в России в ХХом веке» также не затронул методологической стороны «аграрной политики». Между тем без рассмотрения сущности самого понятия нельзя правильно определить степень научной обоснованности и самой аграрной политики и, соответственно, практических мер по ее реализации.

В современных экономических исследованиях нет однозначного определения аграрной политики. Французская школа, которая считается научным центром зарубежной теории аграрной политики, при ее определении делает акцент на политическую составляющую; Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – на экономическую составляющую. В ряде стран (США, Германия) учитываются и другие составляющие аграрной политики (благоприятная окружающая среда и процветающее население).

В отечественной экономической литературе также встречаются различные трактовки. По утверждению Буздалова И.Н., аграрная политика как совокупность основополагающих целеустановок политического руководства государства в области социально-экономического развития может называться таковой и содействовать прогрессу в сельском хозяйстве, если ее целью является создание условий, необходимых для достойной жизни прирожденного земледельца, его инициативного творческого труда.

На наш взгляд, с теоретической точки зрения аграрная политика представляет собой упорядоченную деятельность государства и санкционированных им общественно-правовых институтов по формированию экономических, социальных, правовых и культурных условий жизни сельского населения. В определении аграрной политики государства фундаментальное значение имеет объективная обусловленность политических установок и решений закономерностям развития материального производства, среди которых решающее значение имеет реализация личного экономического интереса производителя.

Поэтому сущность и научная обоснованность аграрной политики объективно определяются ее направленностью на ценностные ориентиры, гражданские права и интересы производителей аграрной сферы экономики.

Аграрная политика призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.

В основе аграрной политики находятся субъекты (федеральные и региональные субъекты, производители, потребители продовольствия, налогоплательщики) и объекты (средства и предметы агропромышленного комплекса). При этом современная теория аграрной политики основывается на экономической концепции государственного вмешательства в рынок с учетом специфики экономических характеристик сельского хозяйства, которая проявляется как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах.

В долгосрочном периоде необходимость государственного регулирования аграрной сферы связана с ценовой неэластичностью спроса на сельскохозяйственную продукцию, относительной немобильностью факторов производства в сельском хозяйстве, что способствует формированию цен и доходов в аграрной сфере на низком уровне и пролонгирует тренд их сокращения относительно других отраслей экономики.

Устойчивая тенденция отставания цен и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей усугубляется в краткосрочном периоде их нестабильностью вследствие непосредственной зависимости аграрного производства от почвенно-климатических условий, сезонности и неустойчивости внешнего спроса. Следовательно, продовольственное обеспечение не имеет саморегулирующего характера. Поэтому главную роль в регулировании и поддержке аграрного сектора экономики играет государство, применяя инструменты, выработанные теорией и практикой.

На микроуровне анализируется использование ресурсов в производстве, обработке, распределении и потреблении продуктов, произведенных в аграрном секторе, учитывая его ключевую особенность – ограниченность основного фактора производства – земли.

На макроуровне экономисты заинтересованы в исследовании степени взаимовлияния аграрного сектора и других секторов экономики.

Регулирующее воздействие государства на аграрную сферу экономики необходимо осуществлять на основе:

– принципа единства экономических и социальных целей, суть которых состоит в том, что меры государственного регулирования должны ориентироваться не только на решение экономических проблем, но и принимать во внимание сложившиеся ценности сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические и национальные особенности;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса"

Книги похожие на "Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Абалакин

Александр Абалакин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Абалакин - Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса"

Отзывы читателей о книге "Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.