» » » Наталия Рождественская - Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие


Авторские права

Наталия Рождественская - Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Наталия Рождественская - Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентТеревинфDRM39579a53-8d9d-11e3-9d2a-0025905a0812, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталия Рождественская - Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-98563-377-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В пособии представлен психолого-педагогический подход к профилактике и реабилитации девиантного поведения: на основе эмпирических данных раскрыты особенности развития личности в подростковом возрасте, рассмотрены виды и причины девиантного поведения, которые наиболее разрушительны для подростков или достаточно часто наблюдаются в их среде, описаны результаты исследований, выполненных Н. А. Рождественской и ее аспирантами и соискателями, которые внедрены в профилактическую и реабилитационную работу психологических служб. Фактически в книге подводится итог многолетней работы автора в качестве психолога-консультанта, преподавателя психологии и исследователя.

Пособие предназначено для студентов психологических вузов, готовящихся к профессиональной работе по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения». Его можно также широко использовать в рамках магистерских программ профессиональной подготовки студентов по следующим направлениям: педагогическая и возрастная психология, психология развития, общая психология, психология личности и клиническая психология, а также при подготовке педагогов, социальных работников и дефектолов.

Ценно, что автор говорит простым, доступным для всех языком, в силу чего книга представляет интерес и для широкого круга читателей: родителей, общественных деятелей, занимающихся проблемами молодежи, и всех, кто не равнодушен к проблемам воспитания подрастающего поколения.

2-е изд. (эл.).






Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева отмечают, что общество, образовательные учреждения и другие организации фактически способствуют проведению культурального тренинга созависимости, поскольку в них человека учат думать и чувствовать так, как ему говорят.

Созависимые лица эгоцентричны. Они уверены в том, что все происходящее со значимым другим зависит от их действий. Они ригидны, их трудно в чем-либо переубедить, и при этом они часто стараются произвести ложное впечатление благополучных людей, не имеющих проблем.

Таким образом, созависимость рассматривается как одна из форм аддикций[6], которая является более тяжелой формой, чем аддикции к конкретной активности или агенту (Короленко, Дмитриева, 2001).

Интернет-зависимость и игромания

К числу аддикций, получивших широкое распространение среди подростков, относится также интернет-зависимость. Термин «интернет-зависимость» был предложен в 1995 г. доктором Айвеном Голбергом для описания патологической непреодолимой тяги к использованию Интернета.

Американский психолог Кимберли Янг выделила пять типов интернет-зависимости: навязчивый поиск в Сети (web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по удаленным базам данных и поисковым сайтам; пристрастие к виртуальным знакомствам (виртуальному общению) – избыточность знакомых и друзей в Сети; навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, многопользовательские сетевые игры, неконтролируемые покупки или постоянное участие в аукционах и т. д.; компьютерная зависимость – навязчивая игра в компьютерные игры; киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом (Young, 1998).

Люди с интернет-зависимостью проводят за компьютером до 18 часов в день, а отказ от Интернета вызывает у них тревогу и эмоциональное возбуждение. Подростки, приобретшие эту зависимость, начинают ограничивать общение с друзьями и родителями и изменяют круг общения, контактируя исключительно с людьми, имеющими те же интересы, что и они. Прежние эмоциональные привязанности перестают для них существовать. Они становятся изворотливыми и лживыми – им приходится скрывать, что ради Интернета они забросили все, что до этого считали важным: учебу, увлечения, спорт, дружбу и т. д. Как правило, интернет-зависимые настолько погружены в виртуальный мир, что забывают даже о личной гигиене и перестают заботиться о своем внешнем виде, выглядя неопрятно и неряшливо. Многие специалисты отмечают, что нередко интернет-зависимость выступает как симптом других серьезных проблем в жизни человека (например, депрессии или трудностей в общении) (Войскунский, 2010). Нередко интернет-зависимые подростки крадут деньги, чтобы иметь возможность материально поддерживать свое увлечение.

Несмотря на то что эта зависимость схожа с увлечением азартными играми, она до сих пор не признана психическим расстройством. Многие специалисты бьют тревогу по этому поводу и проводят исследования, в частности, доказывающие, что для полноценного развития неустойчивой психики подростков интернет-зависимость несомненно представляет угрозу. При этом подчеркивается, что помимо разработки методов лечения уже зависимых людей, большое значение имеет осуществление ранней психолого-педагогической профилактики интернет-зависимости, которая, помимо прочего, должна включать как обучение детей культуре пользования Интернетом, так и повышение психологической грамотности родителей и учителей в вопросах интернет-зависимости.

Справедливости ради следует указать, что многие специалисты считают, что интернет-зависимость отличается от игромании, и по ряду важных параметров интернет-зависимые более сохранны, чем гамблеры (игроманы). На этом основании многие психиатры не рассматривают интернет-зависимость как болезнь. В работе Ф. Г. Щеглова, специализирующегося на лечении игроманов, анализируются различия между гамблерами и геймерами (любителями компьютерных игр). В частности, автор указывает, что первые в отличие от вторых, втягиваясь в зависимость, утрачивают способность распоряжаться деньгами и планировать свой бюджет. «Гамблеров зачастую в магазин за обувью отправить нельзя – проиграют! А даже самого отъявленного геймера – можно!» (Щеглов, 2007, с. 47). У геймеров увлечение компьютером сопровождается ростом специфических способностей «в противовес психической и духовной деградации, прогрессирующей у любителей азартных игр» (там же).

Агрессивность

Агрессивностью называется свойство личности, выражающее ее готовность к достижению своих целей посредством насилия и деструкции. Она проявляется в агрессивном поведении, враждебном отношении к людям и чувстве гнева.

Агрессивное поведение – это мотивированное деструктивное поведение, направленное на людей и любые другие объекты окружающей действительности (животных, объекты природы, предметы культуры и быта), которое проявляется в причинении физических и моральных страданий одушевленным объектам или в порче и разрушении неодушевленных. Агрессивное поведение, направленное на самого себя, называется аутоагрессией. Аутоагрессия – это агрессия, направленная индивидом на самого себя и проявляющаяся в склонности к самообвинению, нанесению себе телесных повреждений (вплоть до суицида), психосоматическим заболеваниям и саморазрушительному поведению (алкоголизму, наркомании, выбору экстремальных видов спорта и профессий, сопряженных с опасностью и риском для здоровья и жизни).

Выделяются следующие виды агрессии: физическая и вербальная, активная и пассивная, прямая и косвенная (скрытая), враждебная и инструментальная.

К физическим агрессивным действиям относятся: нападение, нанесение ударов (руками, ногами и различными предметами), укусы, царапанье ногтями, дерганье за волосы, избиение, воздействия с помощью средств устрашения и уничтожения (оружия и проч.), пытки. К вербальным – оскорбления, угрозы, злобные шутки, проклятия, сплетни, клевета, сарказмы, интриги, придирки, обвинения, споры, пререкания, критика, упрямство, негативизм, несогласие.

Активная агрессия причинение вреда посредством физических или вербальных действий. Пассивная агрессия – это агрессия, не выраженная в активной форме, которая либо направляется на других людей в социально приемлемых формах, обусловленных особенностями воспитания (споры, несогласие, упрямство, недовольство, критика, негативизм, презрение, отказ от контакта), либо на себя самого (аутоагрессия). Пассивная агрессия формируется по преимуществу в семьях, где наложен запрет на выражение агрессии и/или чувств вообще. Часто пассивную агрессию порождает желание отомстить.

Прямая агрессия представляет собой непосредственное причинение человеку физических или моральных страданий посредством либо нападения на него, либо вербальных оскорблений и/или угрожающих действий: крика, топанья ногами, битья кулаками по столу и т. п. Косвенная агрессия направлена на принесение какого-нибудь ущерба другому человеку посредством либо физических действий, например, порчи или кражи личных вещей, либо непрямых вербальных воздействий в виде сплетен, доносов, клеветы и интриг.

Враждебная агрессия направлена на причинение человеку вреда; инструментальная агрессия является средством достижения какой-либо цели, например, защиты женщины от нападения хулиганов.

По классификации Эриха Фромма, агрессивность делится на два вида: биологически адаптивная доброкачественная агрессия и биологически неадаптивная злокачественная агрессивность. Биологически адаптивная доброкачественная агрессия заложена в филогенезе, свойственна как животным, так и людям, носит взрывной характер, возникает спонтанно как реакция на угрозу и проявляется в действиях нападения или бегства. Ее следствие – устранение самой угрозы либо ее причины. Она направлена на защиту жизни, здоровья, свободы или собственности (если человек живет в обществе, где частная собственность является значимой ценностью). В отличие от животных человек обладает способностью к прогнозированию угроз. Такое предвидение помогает ему успешно устранять их, в то же время мнимые прогнозы и, что еще хуже, манипуляции других людей, включая и политиков, занимающихся «промыванием мозгов» в интересах отдельных социальных групп, часто осложняют или даже разрушают его жизнь (Фромм, 2007).

Агрессивность не следует путать с псевдоагрессией. Псевдоагрессия – это непреднамеренная агрессия (например, случайное ранение человека во время охоты), игровая агрессия (возникает в ходе спортивных тренировок и соревнований и не сопряжена с деструкцией и желанием убить и насладиться страданиями человека) и агрессия как самоутверждение (продвижение к цели без промедления, без страха и сомнения – решительно, настойчиво и неустрашимо).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие"

Книги похожие на "Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталия Рождественская

Наталия Рождественская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталия Рождественская - Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.