» » » Наталия Рождественская - Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие


Авторские права

Наталия Рождественская - Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Наталия Рождественская - Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентТеревинфDRM39579a53-8d9d-11e3-9d2a-0025905a0812, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталия Рождественская - Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-98563-377-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В пособии представлен психолого-педагогический подход к профилактике и реабилитации девиантного поведения: на основе эмпирических данных раскрыты особенности развития личности в подростковом возрасте, рассмотрены виды и причины девиантного поведения, которые наиболее разрушительны для подростков или достаточно часто наблюдаются в их среде, описаны результаты исследований, выполненных Н. А. Рождественской и ее аспирантами и соискателями, которые внедрены в профилактическую и реабилитационную работу психологических служб. Фактически в книге подводится итог многолетней работы автора в качестве психолога-консультанта, преподавателя психологии и исследователя.

Пособие предназначено для студентов психологических вузов, готовящихся к профессиональной работе по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения». Его можно также широко использовать в рамках магистерских программ профессиональной подготовки студентов по следующим направлениям: педагогическая и возрастная психология, психология развития, общая психология, психология личности и клиническая психология, а также при подготовке педагогов, социальных работников и дефектолов.

Ценно, что автор говорит простым, доступным для всех языком, в силу чего книга представляет интерес и для широкого круга читателей: родителей, общественных деятелей, занимающихся проблемами молодежи, и всех, кто не равнодушен к проблемам воспитания подрастающего поколения.

2-е изд. (эл.).






Агрессивность не следует путать с псевдоагрессией. Псевдоагрессия – это непреднамеренная агрессия (например, случайное ранение человека во время охоты), игровая агрессия (возникает в ходе спортивных тренировок и соревнований и не сопряжена с деструкцией и желанием убить и насладиться страданиями человека) и агрессия как самоутверждение (продвижение к цели без промедления, без страха и сомнения – решительно, настойчиво и неустрашимо).

Биологически неадаптивная злокачественная агрессивность не заложена в филогенезе, специфична только для человека, приносит биологический вред и социальное разрушение. Она проявляется в абсолютной и неограниченной жажде власти над живым существом, жестоких истязаниях жертвы ради получения удовольствия от ее мучений, воспринимаемых как абсолютная зависимость от мучителя, и в трусости, проявляющейся в готовности беспрекословно подчиняться силе и власти.

Садисты характеризуются душевной импотенцией и отсутствием целеустремленной наступательности. По мнению Э. Фромма, они формируются в обществе, основанном на эксплуатации и неравенстве, и в обстоятельствах, которые этому способствуют. К таким обстоятельствам относится все, что вызывает страх, например, наказания, они не имеют никакого отношения к проступку, а выбираются произвольно в соответствии с садистскими наклонностями власть имущего. Страх наказания доминирует при выборе мотивов и выступает преградой на пути развития жизненных сил личности. Другим обстоятельством, приводящим к их утрате, является семейная ситуация атмосферы черствости и душевной глухоты, порождающая душевное обнищание, когда нет никого, кто бы мог ответить на вопросы ребенка или хотя бы выслушать его. И тогда душа наполняется чувством отчаяния и полного бессилия. В таких условиях целеустремленная наступательность не развивается и компенсируется стремлением к приобретению власти над другими людьми. Это, по Фромму, – превращение немощи в иллюзию всемогущества или религия духовных уродов.

Практик и отмечают, что, как правило, жестокость и садизм проявляются по отношению к более слабым: детям, младшим по возрасту или уступающим в физической силе; дедушкам и бабушкам, а также животным.

Как показывают результаты современных исследований, у лиц, склонных к агрессивному поведению, враждебное отношение к людям проявляется в недоброжелательности, неприязни и ненависти. У них сильно развита эмоция гнева, в то время как все другие эмоции развиты недостаточно. В частности, у них плохо развита эмпатия, вследствие чего они не понимают переживаний других людей и не испытывают к ним жалости. Они считают, что все люди относятся друг к другу враждебно, и действия других рассматривают лишь как угрозу или злобный выпад в свой адрес.

Установлено, что агрессивность чаще всего формируется под влиянием родителей, проявляющих в отношениях со своими детьми такие негативные качества, как безразличие, равнодушие, враждебность, авторитарность, жестокость, непоследовательность и непредсказуемость воспитательных воздействий. Такое поведение родителей постоянно вызывает у детей состояние фрустрации[7], а ее кумулятивный эффект является благодатной почвой для возникновения агрессивности или других негативных свойств и состояний.

Например, бабушка заметила, что ее двенадцатилетняя внучка несколько раз исподтишка с силой ударяла в живот любимую кошку. Анализ семейного воспитания и личностных особенностей девочки показал, что родители налагали слишком много запретов на поведение своей дочери, веселой, живой, развитой девочки. Один из них был для нее просто невыносим – ей запретили выходить на улицу, поскольку родители с какого-то момента стали бояться, что на нее могут напасть «местные хулиганы». В результате по-человечески понятного, но психологически неправильного поведения родителей у девочки возникло состояние фрустрации, приведшее к образованию патологической реакции жестокости. В то же время при благоприятных условиях воспитания и развития личности агрессия на фрустрацию у детей не возникает (Берковиц, 2001).

Еще одним фактором, объясняющим возникновение агрессивности, является пример родителей. Известно, что уподобление и имитация являются важными механизмами формирования личностных свойств. При идентификации ребенка с агрессором агрессивность сформируется тем быстрее, чем чаще авторитетные взрослые поощряют ее проявление.

Следует также помнить, что агрессивность может возникать при некоторых заболеваниях головного мозга и нервной системы. Разумеется, в этом случае требуется медикаментозное лечение.

Виктимное поведение

Виктимность – предрасположенность человека в определенных ситуациях стать жертвой, обусловленная значительной выраженностью ряда личностных свойств. К таким свойствам относятся пассивность, неумение или нежелание отстаивать собственную позицию и брать на себя ответственность, установка на подчинение, несамостоятельность, трусость, чрезмерная доверчивость, неосмотрительность, легкомыслие, наивность, недостаточность опыта, низкая самооценка и чувство вины и т. д.

Как известно, в середине 70-х гг. прошлого века исследования феномена виктимности были подвергнуты резкой критике со стороны феминисток, которые с помощью проводимых ими эмпирических исследований, направленных на изучение особенностей жертв изнасилований и преступников, доказывали, что «провокативные» свойства жертвы существуют только в воображении преступников, и ставить жертву в положение, при котором на нее возлагается хотя бы частичная ответственность за то, что совершил преступник, означает оправдание его преступления.

Впоследствии за рубежом в рамках данной проблемы появился термин «обвинение жертвы», в настоящее время выделяются два подхода: один ориентирован на обвинение жертвы, другой – на ее защиту. Так, одни специалисты доказывают, что есть люди, предрасположенные к тому, чтобы в их отношении было совершено преступление, другие утверждают, что подобные рассуждения являются выдумками тех, кому выгодна точка зрения, согласно которой жертва «спровоцировала» преступника. В рамках последнего, помимо прочего, осуществляется «разоблачение» мифов, искажающих восприятие действительности. Подобные исследования проводятся и в нашей стране. Так, в работе Л. М. Моховой, исполнительного директора центра «Сестры», рассматриваются мифы о сексуальном насилии и приводятся реальные факты, опровергающие их. Например, согласно одному из мифов, насильник – это чаще всего незнакомец подозрительной внешности и поведения или «лицо кавказской национальности». При этом женщины исходят из того, что они легко распознают его. «Однако как минимум 45,6 % потерпевших были ранее знакомы с насильником и доверяли ему. В 15 % случаев сексуальное насилие совершают родственники или партнеры жертвы, и лишь менее чем в 4 % случаев насилие совершается лицами «кавказской национальности» (Мохова, 2011, с. 18).

Таким образом, понятие «виктимизация» имеет два значения: 1) превращение лица в жертву преступления с момента его начала; 2) повышение уровня виктимности личности. В качестве субъекта и объекта виктимизации рассматриваются как отдельные индивиды, так и социальные группы. Виктимизация является предметом изучения междисциплинарной науки, получившей название виктимология.

Проблема взаимоотношений жертвы и насильника стала предметом изучения в области психологии буллинга.

Буллинг

Термин «буллинг» происходит от глагола to bully (англ.) – грозить, запугивать, стращать. Bulling – запугивание, травля. Психологический термин «буллинг», по И. С. Кону, обозначает «запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе» (Кон, 2006, с. 15). Буллинг определяется по нескольким признакам: это агрессивное и негативное поведение, которое осуществляется регулярно и всегда направлено на одно и то же лицо. Происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью (субъект буллинга превосходит объект по таким параметрам, как физическая сила, моральная сила, положение в группе). Это поведение является умышленным.

Выделяется несколько видов буллинга: буллинг в школе; буллинг на рабочем месте; буллинг в армии («дедовщина»); кибербуллинг (насилие в информационном пространстве) (Ожиева, 2008). Школьный буллинг проявляется в виде физического (толчки, удары, пинки, и др.) и психического (оскорбления, угрозы, запугивание; распространение клеветнических слухов, оскорбительные жесты, бойкоты, вымогательство и грабеж) насилия, а также в виде оскорблений и унижений с помощью мобильных телефонов и Интернета (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, распространение слухов и др.). Мальчики чаще прибегают к физическому насилию, девочки предпочитают моральную травлю (слухи, изоляция жертвы).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие"

Книги похожие на "Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталия Рождественская

Наталия Рождественская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталия Рождественская - Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.