» » » Наталья Манухина - Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель


Авторские права

Наталья Манухина - Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель

Здесь можно купить и скачать "Наталья Манухина - Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель"

Описание и краткое содержание "Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель" читать бесплатно онлайн.



В книге представлена авторская модель краткосрочной психологической помощи. Она родилась и апробировалась в течение более чем 20-летней практики работы автора с различными клиентами и их сложными ситуациями. Несколько базовых принципов и основные каноны организации процесса, описанные в ней, помогут читателю воплотить в своей собственной реальности древнюю поговорку: «Краткость – сестра таланта». Книга будет полезна каждому, кто является консультантом по любым вопросам.






3. Качество жизни клиента и его окружения показывает, насколько верно было выбрано направление изменений, запущенных в КПП. Если оно улучшается, причем для значительной части окружающего клиента мира, включая его самого, то через некоторое время он начнет отмечать удовлетворяющие его конструктивные изменения жизни в целом. Он начинает воспринимать возникающие жизненные ситуации не как проблемные, а как привносящие что-то новое, чем можно пользоваться, причем так, чтобы жизнь еще и еще улучшалась. Он теперь принимает любые изменения уже не со страхом, а с интересом, и это само по себе свидетельствует о совершенно другом качестве жизни, чем до КПП.



Рис. 4. Составляющие критерия «эффективность»


При обсуждении эффективности речь идет о самостоятельной жизнедеятельности клиента, которую он осуществляет после завершения КПП.

Консультант о его новых результатах может узнавать:

– на контрольных, обычно разовых встречах, если на то была предварительная договоренность с клиентом;

– при спонтанных его появлениях, телефонных звонках, письмах;

– при повторных обращениях клиента по поводу вновь сложившихся сложных жизненных ситуаций;

– от третьих лиц: других клиентов, случайных общих знакомых, в том числе коллег.

Как показывает наша практика, договор о возможности таких отсроченных встреч составляет важную часть процесса завершения КПП. Часть клиентов никогда не использует возможность вновь встретиться со своим консультантом. Им оказывается достаточно мысленно обращаться к нему за помощью, справляясь с новой ситуацией самостоятельно, о чем они иногда позже сообщают самому консультанту или третьим лицам. Часть же клиентов действительно приходит опять к тому, с кем сложился удачный опыт преодоления трудностей. Однако при последующих обращениях, по сравнению с первым, клиент работает, во-первых, гораздо продуктивнее и активнее, во-вторых, изменения происходят в более сжатые сроки и общение с консультантом более четко структурировано по времени. Это говорит о том, что опыт, полученный в первом процессе КПП, используется клиентами в полной мере, а значит нужный эффект получен, применен и развивается.

Цели и задачи КПП

Общая цель краткосрочной помощи – создать максимально быстро конструктивное изменение в системе клиента.

Как отмечает В. А. Доморацкий, «краткосрочные направления психотерапии отличаются: 1) экономичностью, 2) технологичностью, 3) индивидуальным подходом… Их основная цель – не выяснение скрытых мотивов, а преодоление актуальных жизненных проблем, включая коррекцию дисфункционального поведения и/или мышления, а также устранение болезненной симптоматики»6.

Однако, исходя из собственной практики, мне хотелось бы отметить еще и другие цели КПП, которые ставили клиенты в нашей с ними работе. Мы также отмечаем здесь и цели самих консультантов. Это конечно, не полный перечень, и он продолжает расти:

1) получить максимальный результат за минимум времени;

2) получить минимальные изменения ситуации («хоть что-то изменить»);

3) восстановить самостоятельность клиента в управлении ситуацией;

4) получить подталкивание («волшебный пинок») для создания изменений;

5) овладеть контролем за своим состоянием и ситуацией в той части и так, которая действительно доступна клиенту;

6) принять решение относительно данной ситуации (отношения к ней, поведения в ней);

7) сделать выбор и осуществить те изменения, которые доступны в данный момент клиенту (мысли, ощущения, переживания, отношение, действия и поведение);

8) осуществить постановку задач, целей и планирование будущего;

9) разрешить ситуацию в возможной степени за время оказания КПП;

10) снять (снизить) остроту переживаний;

11) побыть («перебыть») с клиентом в его актуальном состоянии (и в ситуации), не стремясь ничего менять, – поддержка, которая позволит сделать/признать ситуацию более терпимой и/или значимой, а затем, возможно, и изменяемой;

12) снять ощущение «глобальности» проблемной ситуации;

13) выделить разрешимую часть проблемы;

14) приостановить проблемное развитие ситуации;

15) выделить зоны контроля клиента;

16) сделать ситуацию более терпимой, выносимой – при невозможности или отказе (по выбору клиента) ее изменить полностью (хроническая ситуация, невозможность полного обновления – хроническое заболевание, характер, жизнь на планете Земля и др.);

17) изменить отношение к ситуации и другим людям:

– посмотреть на ситуацию с другой точкиа зрения,

найти иной смысл, объяснение,

повысить осознанность;

18) изменить свое реагирование или поведение в ситуации;

19) сделать состояние (ощущение, переживания) терпимым, переносимым при невозможности отказаться или изменить ситуацию полностью;

20) проанализировать ситуацию, чтобы решить и выбрать:

– от чего надо избавиться,

– что надо изменить,

– что надо оставить,

– что надо еще больше увеличить (применять и далее),

– есть ли необходимость создавать что-то совсем новое;

21) произвести изменения на доступном уровне системы;

22) запустить желанные конструктивные изменения по системе отношений клиента и сдвинуть систему для дальнейшего роста и развития;

23) найти опыт, ресурсы прошлого и «перекинуть мостик» на настоящее и будущее;

24) поставить цели на будущее: в реальности – долгосрочные и краткосрочные, и в КПП – на весь процесс КПП и на каждую встречу.

В КПП мы предлагаем клиенту ставить одновременно одну-две задачи одновременно, не более, чтобы не было «расплывания» внимания. Опираясь на идеи системного подхода, для создания глобальных изменений нами используется «Эффект бабочки», который свидетельствует о том, что удовлетворяющие клиента изменения неизбежно распространяются по его системе7. Главная задача КПП – направить их в нужное русло. В случае длительной терапии (коучинга, сопровождения8) могут быть решены и большие (все) цели. Однако люди не ходят всю жизнь к консультанту. Они научаемы и могут сами делать нужное для себя в своей ситуации, начиная с какого-то момента. Тогда консультант (и терапевт, и коуч) становятся не нужны. Их фигуры интериоризируются и используются затем в качестве «виртуального собеседника», а опыт клиента, полученный в процессе КПП, интегрируется им в свою жизнь.

Схемы процесса КПП

КПП – это процесс беседы или ряда бесед, когда клиент приходит к специалисту с запросом рассмотреть свою ситуацию с новых для него точек зрения, чтобы найти решение стоящей перед ним задачи.

Великий уникум в психотерапии Милтон Эриксон утверждал, что решение задачи имеется у самого клиента. Оно ему просто недоступно. Решение появляется вместе с постановкой задачи: в самой задаче (проблеме) заложен вариант (чаще несколько вариантов) ее решения.



Рис. 5. Схема взаимодействия «клиент – краткосрочный консультант»


КПП становится возможна, когда процесс беседы «клиент – специалист» осуществляется в форме диалога, где обе стороны рассматриваются как равноценные партнеры. Только тогда они могут быть в отношениях сотрудничества, направленного на решение задачи, стоящей перед клиентом.

Клиент может сомневаться в своих возможностях, не чувствовать себя самодостаточным и компетентным в актуально проблемной для него ситуации.

Однако специалист исходит из того, что клиент – эксперт своей жизни. Поэтому он рассматривает его как человека, который, имея трудности, пришел с конкретной задачей, для решения которой нужна помощь именно этого специалиста (подробнее о профессиональной позиции при проведении КПП и о том, какая подготовка для ее обретения требуется, см. в главе 3).

Такой тандем позволяет обеим сторонам получить удовлетворяющий их результат:

– клиент совершает наилучший осознанный выбор по разрешению своей актуальной ситуации,

– специалист осуществляет профессиональный рост через конкретные личностные достижения.

Надо сказать, что по мере проведения КПП специалисты сами также научаются ставить собственные конкретные цели на процесс работы с конкретным клиентом, а также на очередной период своей практической деятельности. Поэтому краткосрочному консультанту становится необходимым наличие профессиональной среды, в которой он находит поддержку своему собственному росту. Такой средой могут стать только те, кто использует те же базовые принципы в своей работе. Поэтому в Центре Открытия Новых Возможностей «Потенциал» мы проводим встречи по обмену опытом и супервизии, главной задачей котороых является поддержка профессионального продвижения современных специалистов9.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель"

Книги похожие на "Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Манухина

Наталья Манухина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Манухина - Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель"

Отзывы читателей о книге "Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.