» » » Наталья Манухина - Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель


Авторские права

Наталья Манухина - Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель

Здесь можно купить и скачать "Наталья Манухина - Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель"

Описание и краткое содержание "Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель" читать бесплатно онлайн.



В книге представлена авторская модель краткосрочной психологической помощи. Она родилась и апробировалась в течение более чем 20-летней практики работы автора с различными клиентами и их сложными ситуациями. Несколько базовых принципов и основные каноны организации процесса, описанные в ней, помогут читателю воплотить в своей собственной реальности древнюю поговорку: «Краткость – сестра таланта». Книга будет полезна каждому, кто является консультантом по любым вопросам.






Организация самого процесса КПП осуществляется консультантом в три этапа:

1. Выявить:

– точки проявления проблем в системе отношений клиента;

– наиболее актуальную проблему именно сейчас;

– стратегии клиента в управлении своей системой отношений.

2. Предложить клиенту иные (новые) стратегии:

а) с иным смыслом;

б) на другом уровне системы клиента:

– чем проблема проявляется;

– какими способами клиент ее уже решал.

3. Создать:

– новый опыт изменения (применения клиентом новых стратегий) здесь и сейчас в чем-то наиболее для него сейчас доступном: в состоянии, отношении к системе, паттернах мышления и поведения, точках зрения, убеждениях и смыслах или чем-то другом.

– «перекинуть мостик» на реальность: побудить клиента распространить новый опыт, полученный на приеме психолога, на его реальную жизненную ситуацию (цели, планы, домашние задания и др.).



Рис. 6. Этапы процесса КПП


Как утверждают известные стратегические психотерапевты Дж. Нардонэ, П. Вацлавик, «если стратегии действуют, то обычно наблюдается явное уменьшение симптоматики с первых шагов терапии… Если стратегии не действуют, то консультант создает новые стратегии»10.

Именно такой взгляд консультанта на процесс оказания им помощи позволяет клиенту достигать значимых результатов непосредственно в ходе первой же встречи. Для этого консультант, во-первых, развивает у себя системное мышление, во-вторых, научается выделять аспекты системы клиента, которые наиболее соответствуют его актуальной ситуации, в-третьих, постоянно овладевает новыми техниками и подходами, применимыми для КПП, а также создает собственные методы в процессе практики работы с клиентами. Техникам, используемым и созданным автором для работы в КПП, будет посвящена вторая книга данной серии.

Аспекты реализации КПП

Осуществление КПП в значительной мере отличается от того, чему учат психологов в процессе академического образования, когда их готовят к диагностической, преподавательской или просветительской деятельности. Кардинально отличается работа краткосрочного специалиста и от длительной психотерапии. Чтобы быть результативным, специалисту по КПП нужно придерживаться следующих аспектов в своей работе:

а) сосредоточение на представленной (актуальной для клиента) проблеме:

– как именно клиент ее заявляет,

– что ее поддерживает,

– каким образом можно изменить ситуацию;

б) обозначение конкретных, реально достижимых результатов, которые клиент хочет получить за оговариваемый специально период КПП;

в) выявление и изменение системы убеждений клиента (индивида или группы, семьи), связанных со способом восприятия, решения и удерживания трудностей;

г) преобразование повторяющихся последовательностей взаимодействий, связанных с проблемой, в конструктивно изменяющие ситуацию;

д) гибкое варьирование специалистом позициями и подходами, чтобы менять те, которые стали частью самоукрепляющейся проблемной схемы жизни клиента (его системой взаимоотношений);

е) трансформация отношений между специалистом, клиентом и его системой, а также, возможно, специалистом и широкими социальными кругами или профессиональными системами, если они привлечены к работе над данной актуальной ситуацией клиента;

ж) изменение направления воздействий и взаимодействий, имеющихся в системе клиента, на получение желанного решения вместо поддержания проблемной ситуации.

Когда и как проводится КПП

Говоря о КПП, надо выделить те особые случаи, когда проводится именно краткосрочная работа. В общем можно сказать, что при ЛЮБОМ запросе можно осуществить результативную КПП. Для этого специалисту надо, во-первых, иметь профессиональную подготовку и личную мотивацию работать именно в КПП. О том, что это за позиции и как ей научиться, мы поговорим в главе 3. Во-вторых, необходимо соблюдать в своей работе сочетание базовых принципов КПП: актуальность, системность, фокусность, «здесь и сейчас». О них речь пойдет в главе 2.

И все же, какие ситуации вынуждают клиента и консультанта работать именно краткосрочно? Обозначим в общем виде наиболее часто встречающиеся (подробнее см. в главе 4):

1) нехватка времени/денег у клиента/консультанта;

2) клиент мотивирован:

– на получение быстрого результата,

– на получение иной, не психологической помощи,

– на обеспечение помощи другим людям (не себе),

– признать ситуацию беспроблемной: мотивация отсутствует (привели или прислали к психологу близкие, другие специалисты);

3) ситуация клиента:

– уже решается клиентом, но требует раскрытия дополнительных ресурсов;

– развивается долгое время, но для жизни в ней или ее изменения стало необходимым найти новые средства и способы;

– могла бы быть разрешена длительной работой, но для нее отсутствует время, или деньги, или мотивация и др.;

– является острой – кризис, травма, утрата, присутствуют тяжелые переживания, ощущение глобальности ситуации.

– обусловлена социальным контекстом и требует именно краткосрочной работы: место учебы (школа, институт и др.) или работы, нахождение в больнице, ограничены условия, предоставляемые в конкретной социально-психологической службе.

Надо отметить, что растет запрос на психологическую помощь в актуальных ситуациях во всем мире, вынуждая специалистов всех психотерапевтических школ разрабатывать краткосрочные методы. Исследований, подтверждающих эту тенденцию, пока не много, зато увеличивается число докладов на научно-практических конференциях и статей в специальных журналах, отражающих этот процесс во всей его очевидности.

В 1994 г. К. Граве в своей книге «Психотерапия в процессе перемен: от конфессии к профессии» представил результаты своего метаанализа, который он провел по 3500 исследованиям, опубликованным за последние 30 лет. Он сравнил две группы методов психотерапии: раскрывающие и поддерживающие.

С помощью раскрывающих (психоаналитические, психодинамические) производится поиск ответов на вопросы, почему и как возникли проблемы. Поддерживающие (семейная, когнитивно-бихевиоральная и др.) способствуют преодолению жизненных проблем клиентов. Оказалось, что поддерживающие методы эффективнее, чем раскрывающие, в 1020 раз, причем со значительно меньшими затратами. Результаты этого метаанализа продемонстрировали, что большинству клиентов нужна помощь в преодолении своих проблем, а не в обнаружении скрытых мотивов11.

Глава 2

Принципы Универсальной модели краткосрочной психологической помощи (УМ КПП)


Базовые принципы КПП

Краткосрочность психологической помощи при ее высокой результативности в настоящем и большой эффективности в будущем достигается за счет реализации основных и дополнительных (контекстуальных, или технологических) принципов краткосрочной психологической помощи.

Исходя из нашего обширного опыта, основных принципов всего четыре, они-то и составили базовую основу Универсальной модели краткосрочной психологической помощи (УМ КПП), представляемую ее автором в этой книге:

– актуальность,

– системность,

– фокусность

– здесь и сейчас.

Рассмотрим, что они означают:

1. При оказании краткосрочной психологической помощи работа осуществляется только на АКТУАЛЬНЫЙ запрос: значимый и доступный клиенту для рассмотрения и изменения в момент обращения.

2. Рассмотрение ситуации клиента осуществляется в СИСТЕМЕ его взаимоотношений. Главной целью при этом является внесение изменений, распространение и управление которыми происходит посредством использования законов и феноменов живой системы.

3. Для получения желанных изменений используется выявление и смещение ФОКУСА внимания клиента: сдвиг по системе его взаимоотношений; перефокусирование с исследования причин на избавление от страданий (решение проблемы, ситуации) и др..

4. Достижение изменений происходит «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС»: обучение через получаемый опыт и создание доступных клиенту, минимальных изменений непосредственно на встрече с консультантом, между встречами и за весь период КПП.

Главным же условием осуществления ХОРОШЕЙ краткосрочной помощи является учет взаимовлияния и одновременность применения этих базовых принципов УМ КПП.



Рис. 7. Базовые принципы УМ КПП


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель"

Книги похожие на "Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Манухина

Наталья Манухина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Манухина - Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель"

Отзывы читателей о книге "Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.