» » » » Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник


Авторские права

Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Флинта, Наука, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник
Рейтинг:
Название:
Социология физической культуры и спорта. Учебник
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-89349-910-7, 5-02-034049-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Описание и краткое содержание "Социология физической культуры и спорта. Учебник" читать бесплатно онлайн.



С учетом достижений современной социологии физической культуры и спорта в учебнике раскрываются объектная область и предмет исследования этой науки, ее понятийный аппарат, история становления и развития, место в системе социологических дисциплин и спортивной науки, значение.

Учебник подготовлен в соответствии с программой «Социология физической культуры и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для студентов физкультурных вузов по направлению 032101 – Физическая культура и специальностям: 0321101 – Физическая культура и спорт, 350400 – Связи с общественностью. Содержащаяся в учебнике информация по различным проблемам социологии физической культуры и спорта может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта.






/19/ Определение социальной природы изучаемого объекта в процессе социологического исследования сферы ФКС предполагает и такой интегративный подход, при котором он оценивается и анализируется как целостная социальная система (подсистема).

II. Анализ взаимоотношения и взаимосвязей явлений сферы ФКС с другими элементами социальной системы. Данное направление социологического исследования сферы ФКС предусматривает постановку и анализ следующих важных проблем:

• сходства и различия изучаемого явления с другими;

• взаимосвязей данного явления с другими социальными явлениями;

• отношения социального субъекта к явлениям сферы ФКС;

• влияния этих явлений на социального субъекта;

• места различных явлений сферы ФКС в социуме.

Охарактеризуем эти проблемы.

Проблемы сходства и различия изучаемых явлений. Важное место среди этих проблем занимают проблемы сходства и различия ФКС (или какого-то их элемента, определенной разновидности и т. д.) как определенных форм социальной деятельности по отношению к другим ее видам: например, об отношении спорта с игровой деятельностью, а также о взаимоотношении физкультурно-спортивной деятельности с трудовой.

Еще один ряд проблем такого рода – проблемы сходства и различия ФКС как определенных форм культуры по отношению к другим ее формам: например, вопрос об отношении спорта с искусством, физической культуры с другими элементами и формами культуры.

Проблемы взаимосвязей изучаемого явления сферы ФКС с другими социальными явлениями. Важным предметом социологического исследования являются взаимосвязи ФКС с институтами и организациями экономической, правовой, военной, политической и других социальных сфер. Особенно актуальными являются вопросы о том, существует ли спорт независимо от политики, идеологии, социально-классовой структуры, системы экономических отношений общества, или же он неразрывно связан с ними, о зависимости функций физической культуры, физкультурно-спортивной деятельности, спортивного и олимпийского движения от той /20/ социальной системы, в рамках которой они функционируют и развиваются, о влиянии спортивных и олимпийских соревнований на систему международных отношений.

К числу важных относятся также проблемы взаимосвязи ФКС с различными социальными процессами: например, вопросы о влиянии научно-технической революции на ФКС и относительно обратного влияния спорта на различные социальные процессы – его воздействие на процессы социальной стратификации, мобильности, социокультурные процессы и т. д. Широкий круг проблем возникает при изучении взаимосвязей и взаимодействия ФКС с искусством, наукой, религией, средствами массовой информации, а также с институтами социализации – семьей, школой и др.

Анализ взаимосвязей объектов сферы ФКС с другими социальными явлениями предполагает постановку и решение ряда задач.

Одна из них – уточнение социальных функций физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности, а также их форм и видов (например, занятий физкультурой, "спорта для всех", спорта высших достижений, олимпийского движения и т. д.). Речь идет об их социальных функциях в образе жизни людей, в структуре свободного времени, в различных сферах общественной жизни – в производственной сфере, в быту, в системе воспитания, образования и организации досуга населения, в области культуры, экономики, политики и т. д.

Данное направление социологического исследования явлений сферы ФКС подразумевает также выяснение их роли и значения в решении разнообразных социальных задач (воспитательных, культурных, экономических и др.), применительно к разным группам населения (к детям, женщинам, инвалидам и др.), социальным институтам (семье, школе, армии и др.) и т. д. На основе этого должен быть решен вопрос о социокультурной ценности того или иного социального явления этой сферы.

Проблемы отношения социального субъекта к явлениям сферы ФКС. Эти проблемы связаны с решением двух основных исследовательских задач.

Первая задача – выяснение субъективного отношения социального субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом) к ФКС: уровня знаний о ФКС, мнения о значимости, полезности, /21/ ценности этих социальных явлений, интереса к ним и в чем он конкретно проявляется, целей, задач, планов, связанных с ФКС и т. п.

Вторая задача – определение реального отношения социального субъекта к ФКС, его «вовлечение» (включение) в эти виды деятельности.

Под «вовлечением, в деятельность» (например, в спортивную) в социологии понимают акты поведения, познания, эмоциональных реакций, имеющие отношение к этой деятельности (в данном случае к спорту).

Социологический анализ «вовлечения» социального субъекта в различные виды социокультурной деятельности, связанные со сферой ФКС, предусматривает решение широкого круга проблем:

1) состав популяции, вовлеченной в эту сферу, т. е. какие группы населения имеют то или иное отношение к ней;

2) формы проявления вовлечения в эту сферу;

3) какие социальные факторы (в том числе интересы, потребности, ценностные ориентации социального субъекта) влияют на процесс вовлечения населения в сферу ФКС, содействуют этому процессу или тормозят его;

4) динамика вовлечения (например, физкультурно-спортивной активности) личности, социальных групп и т. д.

К числу разнообразных форм вовлечения в ту или иную деятельность сферы ФКС прежде всего относятся разные типы вовлечения: «поведенческое», «познавательное» и «эмоциональное». Поведенческое вовлечение характеризует активность социального субъекта, связанную с той или другой деятельностью (например, физкультурную активность, спортивную активность, активность, связанную с заботой о своем теле и т. д.).

В рамках каждого типа вовлечения можно выделить разные виды вовлечения. Например, поведенческое вовлечение в спорт подразделяется на первичное и вторичное. Первичное вовлечение означает активное участие в спорте в качестве спортсмена. Вторичное вовлечение относится к другим формам участия, которых очень много, но которые грубо можно подразделить на две большие группы: участие в «производстве» спорта и участие в «потреблении» спорта.

Еще один параметр процесса вовлечения – «степень вовлечения». Для характеристики этого параметра используют понятия /22/ «частота», «продолжительность» и «интенсивность» актов поведения, познания, эмоциональных реакций, имеющих отношение к тем или иным видам деятельности.

С учетом того, что разные индивиды и социальные группы населения имеют разную частоту, продолжительность и интенсивность вовлечения в обсуждаемые формы социальной активности, могут быть выделены разные модели такого вовлечения. Одна из таких моделей связана с длительным и активным участием человека в той или иной деятельности сферы ФКС, когда это участие приобретает статус «карьеры». Особый интерес социологов вызывает, например, проблема спортивной карьеры.

Конкретно-социологические исследования по указанной проблематике занимают существенное место в рамках социологического анализа ФКС. Особенно широко распространены конкретно-социологические исследованию с целью выяснения отношения населения к физкультурно-спортивной деятельности. В ходе этих исследований ставится задача выяснить субъективное и реальное отношение к занятиям физкультурой и спортом не "абстрактного" социального субъекта, а конкретных социально-демографических групп населения – лиц определенного пола, возраста, определенных профессий, проживающих в определенном регионе, в определенный период времени и т. д. Речь идет, например, об анализе физкультурно-спортивной активности школьников, студентов, работников сферы производства, образования, науки и т. д.: занимаются ли они физкультурой (спортом), какова мотивация этих занятий, какими физическими упражнениями (видами спорта) они занимаются, насколько активно и регулярно, в организованных формах или самостоятельно, каков уровень их физкультурной грамотности, ценностного отношения к занятиям, каковы причин физкультурно-спортивной пассивности и т. д.

Важной задачей социологического исследования является такие анализ субъективного и реального отношения разных групп населения к олимпийскому движению, идеалам и ценностям олимпизма: изучение мотивов их участия в этом движении, уровня олимпийской грамотности, состояния олимпийского образования, готовности специалистов к его проведению и т. д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Книги похожие на "Социология физической культуры и спорта. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Социология физической культуры и спорта. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.