» » » Владислав Столяров - Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта


Авторские права

Владислав Столяров - Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Физическая культура, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта"

Описание и краткое содержание "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта" читать бесплатно онлайн.



«Философия ФКС не сразу сформировалась и в рамках наук, изучающих физическое воспитание и спорт. В течение длительного времени в научном анализе этих социальных явлений на первом плане находились биологические, физиологические, анатомические и педагогические проблемы. В некоторой степени это было оправдано логикой реального развития сферы физического воспитания и спорта, а также логикой их познания. /5/ Пока спорт имел локальную сферу действия, а стихийное его развитие проходило в границах, в которых им можно было управлять без специальных знаний, создавалось впечатление, что можно обойтись без научного анализа связанных с ним социальных и других философских проблем или в лучшем случае ограничиться отдельными рассуждениями по поводу этих проблем…»






/19/ Поэтому вместо термина «физическая культура» (или как его синоним, дополнение) представляется целесообразным использовать термин «соматическая культура» или «телесная культура (культура тела, культурное тело» [Александрова, Быховская, 1996; Быховская, 1994, 1996; Столяров, 1984а, 1985а, б, 1988б, в, г, 1997в, 1998з, 2002в, 2004в, 2009а]. Эти термины используются и в других научных публикациях [см., например: Голубев, 1968; Гориневский, 1927; Жаров, 1987; Пивоваров, Пугачева, 1995; Токач, 1990; Филиппова, Рубаненко, 2001; Krawczyk, 1986; Laberge, 1984; Merhautova, Čechak, 1987; Schulte, 1928; Wachter, 1984 и др.][6].

Итак, в системе понятий, используемых в данной работе, физическая (соматическая) культура понимается как такой элемент культуры, основу которого составляет процесс и результаты социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Имеется в виду позитивное ценностное отношение социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к телесности и связанная с этим отношением деятельность и ее результаты по развитию и сохранению тех качеств (параметров) телесности, которые признаются в качестве идеалов, эталонов, норм, ценностей.

Указывая на связь физической (соматической) культуры с телом человека и его социокультурной коррекцией, важно иметь следующее.

1. Телесность человека характеризует физическую (соматическую) культуру лишь в той мере и в том отношении, в какой она вплетена в систему социальных отношений, в сферу культурной деятельности, выполняет здесь определенные социокультурные функции, а, значит, модифицирована определенным образом в результате стихийного влияния социальной среды, а также сознательных, целенаправленных действий в соответствии с той или иной ориентацией социального субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом).

2. Включение тела человека в мир социума и культуры, процесс социализации и окультуривания (культурации) телесного бытия (физического состояния) человека происходит уже под стихийным воздействием социальной среды (условий труда, отдыха, быта и т. д.). Это воздействие существенно модифицирует телесное начало человека и превращает его из природно-данного феномена в социокультурное явление. Но по мере развития общества все более важное значение приобретает сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет целью изменение физического состояния человека в нужном (обществу и личности) направлении и использует для достижения этой цели разнообразные средства: педагогические, гигиенические, медицинские и др. Важным элементом этой деятельности является физическое воспитание – сознательная, целенаправленная деятельность по изменению физического состояния человека в соответствии с определенными социальными идеалами, нормами и т. д. на основе использования форм двигательной активности, рационального режима труда и отдыха, а также естественных сил природы. /20/ Физическое воспитание отличается как от стихийного воздействия социальной среды на телесность человека (от процесса ее социализации), так и от сознательного, целенаправленного воздействия на нее, но связанного с использованием иных средств, допустим, хирургических, средств генной инженерии и т. д.

3. Процесс социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека предполагает определенное отношение человека, социальных групп, общества в целом к телу, к физическому состоянию, использование особых средств для изменения их в нужном направлении, формирование соответствующих интересов, потребностей, ценностных ориентаций, норм и правил поведения и т. п. На определенном этапе развития общества появляются также специальные социальные институты, которые направляют свои усилия на то, чтобы обеспечить функционирование и развитие человеческой телесности, физических качеств и способностей человека в соответствии с общественными и личными запросами. В ходе этой деятельности между ее участниками складываются определенные социальные отношения.

Поэтому физическая (соматическая) культура не сводится к одной лишь «социализированной» и «окультуренной» телесности. Она имеет сложную структуру, включает в себя не только социально сформированные и позитивно оцениваемые физические кондиции человека, но и другие элементы социальной реальности (средства деятельности, знания, нормы и правила поведения, интересы, ценностные ориентации, социальные институты и отношения и т. п.). Но речь идет лишь о тех из них, которые связаны со специальной деятельностью, направленной на социокультурную коррекцию, приспособление к общественным и личным нуждам тела (физического состояния) человека.

На основе этого в структуре физической (соматической) культуры можно выделить следующие ее «блоки» (компоненты):

социальные средства (педагогические, гигиенические, хирургические, медикаментозные, генной инженерии и др.), которые применяются в ходе сознательного, целенаправленного воздействия на тело человека, на его физическое состояние;

способности, умения и навыки, которые требуются для этой деятельности;

знания, на которые опираются в ходе формирования, коррекции, совершенствования физического состояния человека;

результаты (социально сформированные физические качества и способности) данной деятельности;

ценности, ради реализации которых она осуществляется, мотивационную (аксиологическую) подсистему определенных норм и образцов поведения, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, которые ее стимулируют, вызывают;

социальные институты, осуществляющие деятельность по сохранению и развитию ценностей соматической культуры;

социальные отношения, связанные с данной сферой культуры.

/21/ Важно отметить, что к сфере физической (соматической) культуры относятся не только педагогические и гигиенические средства воздействия на тело человека (физические упражнения, использование естественных сил природы, рациональный режим труда и отдыха и др.), но и другие социально выработанные средства такого рода – например, хирургические, медикаментозные, генной инженерии. Такой подход, кажущийся на первый взгляд непривычным и даже парадоксальным, имеет под собой веские основания. Во-первых, он является прямым логическим следствием рассматриваемой концепции физической (соматической) культуры как сферы культуры, связанной с деятельностью социального субъекта (и используемыми при этом средствами) по целенаправленному формированию телесности человека. Во-вторых, указанный подход придает смысл, делает оправданным введение самого понятия «физическая (соматическая) культура», ибо в противном случае оно просто дублирует понятие «физическое воспитание». В-третьих, такой подход позволяет учесть, выделить, не смешивать и рассмотреть разнообразные средства социально-культурной модификации телесного бытия человека, выяснить их место в рамках физической (соматической) культуры отдельного человека, той или иной социальной группы или общества в целом на различных этапах исторического и культурного развития, а значит, и проследить изменение их роли и значения в ходе общественной эволюции. В-четвертых, данный подход имеет необычайно важное практическое значение, поскольку он ориентирует на сотрудничество, кооперацию, координацию усилий всех тех лиц, кто стремится оказать сознательное, целенаправленное воздействие на телесность человека – педагогов, медиков, диетологов, валеологов, экологов и т. д. Если обратиться к истории, то еще Платон в одном из своих диалогов вложил в уста Сократа такие слова: «… в общем служении телу я усматриваю две части: гимнастику и медицину. Они постоянно находятся во взаимном общении, хотя и отличаются одна от другой».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Более подробную информацию относительно возникновения и современного состояния философии ФКС см. в: Сараф, 2005б; Osterhoudt, 1998; Osterhoudt et al., 2000; Zeigler, 1977.

2

Эти принципы подробно характеризуются в разделе 3.1.2. данной работы.

3

Эти средства уточняются и конкретизируются в педагогике применительно к определенным историческим условиям воспитательной деятельности.

4

Эта разновидность занятий физическими упражнениями охватывается понятием «спортивная тренировка», а значит, относится к содержанию понятия «спорт».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта"

Книги похожие на "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта"

Отзывы читателей о книге "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.