» » » » Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2


Авторские права

Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Физическая культура, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2"

Описание и краткое содержание "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2" читать бесплатно онлайн.



Хрестоматия составлена применительно к программе курса социологии физической культуры и спорта. Тексты представляют собой отрывки и извлечения из трудов ведущих отечественных и зарубежных социологов.

Хрестоматия предназначена для преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов вузов физической культуры. Издание может быть полезно для всех, кто изучает социологию физической культуры и спорта.






(…) Спорт, ориентированный на публику, и особенно, профессиональный спорт, существует просто во имя победы. При этом работает система моральных ценностей, которая отдает приоритет принципу интересов своей команды, т. е. принципу: «моя команда, права она или нет». Эта мораль джунглей приводит к тому, что сильно повышается вероятность возникновения конфликтов. (…) Вмешательство политики в дела спорта и усиливающееся коммерческое отношение к спорту, ориентированному на зрителей, приводят к усилению роли критерия успеха. Той же цели служат огромные капиталы, которые вкладываются в спорт. В результате усиливается значение критерия эффективности в качестве основной моральной категории в спорте и повышается опасность возникновения конфликтов, а также возрастают трудности управления. (…) Спортивное руководство и спортивные лидеры в различных странах прежде всего заинтересованы в успехе своего национального спорта и все усилия направляют главным образом на достижение именно этой цели. (…)

Спорт, ориентированный на публику, и в особенности, профессиональный спорт, в котором основной целью является достижение победы, не может жить только благодаря одному внешнему управлению. В таком спорте также необходимы некоторые интегрированные этические нормы, которые способствуют самоконтролю спортсменов. Конечно, эти этические нормы должны быть согласованными с основными целями спортивных состязаний, даже если этой целью является простое достижение победы. По этому поводу американцы говорят: «Хороший проигрыш – это все равно проигрыш». Джеймс Китинг по этому поводу говорит следующее: «Один из странных парадоксов спорта заключается в том, что спортсмен в процессе спортивного состязания находится в очень трудных физических и эмоциональных условиях, и в то же самое время он должен работать на публику и делать вид, что он получает большое удовольствие. После нескольких недель (или даже после нескольких лет) усиленных тренировок и ограничений, после всех надежд на победу, после отдачи всех физических и эмоциональных сил, после всего этого от него еще требуют, чтобы он поступал в духе принципов честной игры, был скромным в победе и хладнокровным в поражении» [Keating, 1964, р. 32].

(…) Если принять во внимание скрытый процесс дифференциации в спорте, то нам кажется, что неправильно провозглашать одни и те же моральные стандарты вне всякой связи с различными целями тех или иных разновидностей спорта. (…)

На основании проведенного исследования есть основания считать, что моральные концепции спортсменов могут изменяться в очень широких пределах. Кроме того, существует очень много противоречивых точек зрения в официальных определениях относительно допустимого поведения в спорте. Далее, это разнообразие является довольно очевидным на международном уровне: команды и спортсмены из различных стран имеют различные понятия о правильном и неправильном поведении в спортивном состязании. Если это так, то, по всей видимости, моральные нормы также теряют свою регулирующую силу, и это может привести к повышению опасности возникновения конфликтов. (…)

Современный спорт в настоящее время переживает период бурных преобразований. Он представляет собой только одну из подсистем быстро изменяющегося общества. В этот переходный период перед спортом стоит очень много проблем, которые требуют быстрого решения. Спорт в настоящее время в сильной степени загрязнен принципами и концепциями двойной морали, которые не соответствуют требованиям и нормам современных спортивных соревнований. Наконец, спорт можно рассматривать просто как одну из областей деятельности человека, где добро и зло смешивается в определенных пропорциях: грубое и мягкое поведение, честность и бесчестность, справедливость и обман, достоинство и неуважение и т. д. Спорт как общественная подсистема также отражает моральную ориентацию общества в целом. Если это так, то спорт может отражать даже те моральные проблемы, которые являются характерными для всей западной цивилизации. Об этом еще более тридцати лет назад говорил Питирим Сорокин: «С течением времени будут все более и более стираться различия между истинным и ложным, правильным и неправильным, прекрасным и ужасным, положительным и отрицательным и т. д. Так как не существует никаких общепризнанных социально-культурных норм в самой культуре, то и поведение отдельных людей и целых групп не может управляться такого рода общепризнанными нормами. Это приводит к росту анархических настроений в умах и моральных принципах людей. Вследствие этого возрастают тенденции антагонизма и опасность возникновения конфликтных ситуаций» [Sorokin, 1941, р. 304]. Очевидно, что в современном спорте можно обнаружить очень много из того, о чем Сорокин писал как о кризисе нашего века. Это могут быть преходящие черты спорта в переходный период, это могут быть симптомы постепенного умирания спорта или это могут быть симптомы нового возрождения спорта. (…)

Мораль и занятия спортом

Раздел (рр. 366–368) работы: Bredemeier Brenda. Morality and sport for all // Sport for all: Proceedings of the World Congress on Sport for All, held in Tampere, Finland, on 3–7 June 1990. – Amsterdam, New York, Oxford: Elsevier Science Publishers, 1991. – pp. 365–372. Переводчик – Е. В. Стопникова


(…) Чтобы исследовать вопрос, имеют ли занятия спортом отношение к разумному моральному созреванию, мы сравнивали спортсменов и неспортсменов [Bredemeier, Shields,1984]. Во время пилотного изучения – начальной стадии измерения нравственных ступеней – мы обнаружили, что разумная моральная зрелость 46 баскетболистов (девушек и юношей) была значительно ниже норм, показанных их институтскими ровесниками. Этот факт согласуется с данными Е. Холла [Hall, 1981]. (…)

На более высоком уровне изучения мы тестировали моральную разумную зрелость баскетболистов – девушек и юношей – и неспортсменов как на школьном, так и на студенческом уровне [Bredemeier, Shields, 1986 b]. Среди 50 студентов колледжа неспортсмены вновь показали значительно более высокую моральную разумную зрелость, чем баскетболисты. Среди 50 старшеклассников, однако, не было заметной разницы между спортсменами и неспортсменами. Изучение также показало различие по половому признаку: более высокий уровень у женщин, чем у мужчин. При сравнительном анализе были изучены также 20 пловцов-студентов колледжа; средние показатели моральной разумной зрелости пловцов были между соответствующими показателями неспортсменов и баскетболистов.

Эти результаты показывают, что не опыт в спорте сам по себе ассоциируется с меньшей разумной моральной зрелостью. Разница в моральной зрелости не была обнаружена ни между старшеклассниками-баскетболистами и неспортсменами, ни между студентами-пловцами и неспортсменами. В связи с этим возникает несколько вопросов. Влияет ли на развитие моральной зрелости количество физических контактов, время занятости и игре, соревновательный уровень, вид межличностных контактов в данном виде спорта? С другой стороны, в меньшей ли степени заинтересованы в спортивных программах колледжа более зрелые люди? Подобные вопросы возникают в связи с различием между пониманием спорта мужчинами и женщинами. В большей ли степени подвержено моральное созревание мужчины влиянию эгоцентристских аспектов соревновательных видов спорта при типичной половой социализации и традиционной роли спорта в этом процессе? Мы только начинаем исследовать эту сферу половых отношений [Bredemeier, 1982; Bredemeier, 1984].

(…) Основой морали является действие [Bredemeier, 1983]. Соответственно, мы задавали следующий вопрос: соотносится ли осознанная моральная зрелость спортсменов с их моральным поведением в спорте? Наше исследование в основном было сфокусировано на моральном аспекте спортивной агрессии. Предварительное свидетельство того, что моральное поведение связано с агрессией в спорте, вытекает из ранее проведенных пилотных исследований [Bredemeier, Shields, 1984]. Мы выявили, что спортсмены, характеризуемые их тренерами как относительно агрессивные, имеют более низкую моральную зрелость по сравнению с менее агрессивными спортсменами.

Мы также исследовали связь между моральными понятиями и спортивной деятельностью у 106 детей 9-13 лет, находящихся в летнем спортивном лагере (…). Мы выстроили четыре гипотетических моральных дилеммы вместе с предварительными измерениями, направленными на оценку детских тенденций самоутверждения, агрессии и подчинения как в обычной жизни, так и в спорте. Результаты показали, что сравнительно зрелые в моральном отношении дети описывали себя более уверенными в себе и менее агрессивными в отношении конфликтных ситуаций, чем морально незрелые дети.

Другой аспект этого исследовательского проекта заключался в том, что мы изучали связь детской спортивной деятельности и их интересов с сознательной зрелостью и агрессивными тенденциями [Bredemeier, Weiss et al., 1987]. Анализ показал, что интерес и занятость мальчиков в высоко-контактных видах спорта и занятость девочек в средне-контактных видах спорта (что было наивысшим уровнем контактного спорта у девочек) ассоциировались с меньшей сознательной моральной зрелостью и большими тенденциями к агрессии. (…)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2"

Книги похожие на "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2"

Отзывы читателей о книге "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.