» » » » Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2


Авторские права

Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Физическая культура, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2"

Описание и краткое содержание "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2" читать бесплатно онлайн.



Хрестоматия составлена применительно к программе курса социологии физической культуры и спорта. Тексты представляют собой отрывки и извлечения из трудов ведущих отечественных и зарубежных социологов.

Хрестоматия предназначена для преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов вузов физической культуры. Издание может быть полезно для всех, кто изучает социологию физической культуры и спорта.






В 1969 г. Норберт Элиас (Elias) назвал спорт наилучшей возбуждающей силой в этом ленивом мире, а психиатр Виктор Эрнст Франкл (Frankl) однажды сказал в 1972 г., что недостаток напряжения и возбуждения приводит человека на его диван и чтобы этого избежать, нужно отправляться в горы (…). В то время эти высказывания оставались еще без внимания общественности. Но сегодня все больше людей задумываются над этим. Спорт уже стал для нас психогигиенической необходимостью. Здесь заключена следующая мысль: это необходимо не только для головы человека, но и для его общего самочувствия. (…) В наших жизненных и коммуникативных условиях современной жизни люди часто вступают в контакт не посредством слов, а посредством движений тела – медитации; так называемые непрямые средства общения все больше выступают как основные формы контакта. И при этом мы часто забываем, что общаемся не только с помощью движений нашего языка, но и с помощью движений всего нашего тела. (…) Движение как выражение настроений, чувств, мыслей, которые нельзя передать словами, – все это старые известные мотивы гимнастики и танца. Эти пластичные движения, переплетаясь, образуют все новые мотивы и настроения. Если сегодня для многих гимнастика является преимущественно нужной для здоровья и для фигуры, а танец изучается многими для хорошей поступи и осанки, то эти мотивы должны искать все новые формы.

В наше время так и происходит. Прежде всего молодежь и особенно девушки подают нам сигнал, что пора придумывать что-то новенькое, чтобы танцшколы не потеряли для них свою привлекательность. И на основании этого создаются все новые формы танца: театр теней, пантомима, театр импровизаций всевозможных видов. Прокатилась даже волна аэробики – движения под музыку – которая конечно же служила не столько здоровью, сколько выражала жизнелюбие тех, кто ею занимался. Короткий срок ее существования был объяснен тем, что многие студии и торговые дома пытались получить на ней для себя выгоду в финансовом плане, и от этого потерялась привлекательность этой формы синтеза танца и гимнастики. (…)

И все же ошибочно считать, что спорт прошлого можно полностью переделать. Выдвигаются новые мотивы, которые делают спорт еще богаче, в некоторой степени смешиваясь со старыми мотивами, но ни в коем случае не вытесняя последние. Даже спорт будущего не может быть спортом без успеха, конкуренции; быстро приобретается опыт и убеждение в том, что с принятием возможности риска, он становится богаче по эмоциям, с повышением скорости – еще обогащеннее, а с применением различных вариантов и импровизаций – более привлекательным своим разнообразием. И мы еще должны научиться тому, что оздоровительными являются не только те формы спорта, при которых повышается пульс или увеличивается частота повторяемых упражнений, но и те, которые просто улучшают наше самочувствие, и при этом мы считаем себя здоровыми людьми. (…)

Спорт и современные образцы культуры

Печатается с сокращениями по изданию: Krawczyk Z. Sport and contemporary patterns of culture // Review, Int. Council of Sport and Physical Education. – 1980. – Heft 3. – pp. 22–27. – Переводчик В. И. Столяров


Современный спорт, находящий свое наиболее полное выражение в неоолимпизме, отражает, по – видимому, позиции, сформированные современными образцами индивидуальной и групповой культуры. Это убеждение служит основой для теоретических выводов, которые мы попытаемся представить, связав их с 6 группами проблем: 1. Борьба, соперничество, соревнование. 2. Отношение равноправия, и прежде всего, равных возможностей. 3. Аскетическая позиция, ориентация на долг, дисциплину и постоянные усилия для достижения цели. 4. Стремление к рационализации и институционализации активности. 5. Склонность к достижению автономии, обособленности, а также положения «звезды». 6. Процесс перехода от роли человека как средства истории к его роли субъекта и творца.

Олимпийский принцип citius, altius, fortius выражает доминирующую черту соревновательного спорта – борьбу и соревнование. Борьбу со временем, пространством, сопротивлением снаряда. За секунды, сантиметры, совершенство в выполнении определенного упражнения. Соревнование может носить индивидуальный или групповой характер, оно предполагает постоянное сравнение, измерение, контроль. (…) Его цель – стимулирование усилий, направленных на достижение наивысшего результата в индивидуальном или групповом соперничестве и соревновании. Все эти особенности спорта можно проследить и во многих других сферах деятельности современного человека. Забота о достижении оптимального эффекта действия за определенную единицу времени свойственна фактически всей современной эпохе. Как писал Эрих Фромм в известном труде «Бегство от свободы» (…), уже в XVI столетии часы в Нюрнберге стали бить каждую четверть часа. Это был символ внесенного реформацией сознания ценности времени. Эта установка и связанные с ней действия обрели небывалую силу в настоящее время.

Следовательно, гонка и соревнование, прежде чем стать доминирующей чертой спорта, уже раньше распространились в других сферах деятельности человека. Например, соревнование в производстве и постоянное сопоставление результатов, достигаемых в этой области. Эта черта особенно присуща тем странам, которые находятся на пороге или перешагнули порог промышленной революции. (…) В результате она повлекла за собой гонку в потреблении. (…) С этим связаны также гонка и соревнование в развитии науки, прежде всего в развитии технической мысли. (…) В этом и других отношениях отдельные страны расположены теоретиками с учетом точно измеренных показателей на строго определенных местах шкалы всеобщей гонки народов земного шара. (…) Все это очень напоминает ситуацию в спорте, в которой мир мыслей и действий становится своеобразной ареной встреч и постоянного сопоставления.

Отмена родословных привилегий, связанная с прогрессирующей демократизацией жизни, породила убеждение в ликвидации основных уз, препятствующих социальному продвижению личности. Поэтому создавалось впечатление открытия неограниченных возможностей восхождения по ступеням экономической лестницы, лестницы престижа и власти. Всё, согласно многим современным теоретическим концепциям, было поставлено в зависимость единственно от таланта, предприимчивости и прежде всего от труда человека. (…)

Мы не всегда отдаем себе отчет в том, в какой большой степени эти ценности одобрены и закреплены в области спорта. Именно здесь важнейшим принципом стало равенство шансов, которое спортсменам создает ситуация в спорте. Окончательный результат соревнования, т. е. место, занятое спортсменом, зависит исключительно от способности, формы и тактики участников соревнования. Ни родословная, ни позиция в профессиональных и товарищеских группах, ни деньги, ни связи не принимаются в расчет в спортивной деятельности. Здесь выигрывает лучший и, следовательно, на деле осуществляется принцип справедливости. Ибо результаты спортивной борьбы измеримы, и заранее четко определены критерии подбора участников соревнования, а также потенциальные ступени их успеха. Борьба ведется публично, в соответствии с правилами, которые всеми приняты и одобрены. У судей имеются все возможности для вынесения беспристрастной оценки участникам соревнования.

Спортсмен должен быть своего рода аскетом. Индивид, включенный в режим строгой тренировки, вынужден ограничить стремление к нерациональному поведению, необоснованному с точки зрения цели, каковой является результат. Спортсмен по своей природе – человек без пагубных привычек, предпочитающий долг и дисциплинированность временному удовольствию. Согласно принятой модели, как первоочередную обязанность он рассматривает тренировку своего тела. Рациональное питание, правильную дозировку сна и интенсивную тренировку он рассматривает не как развлечение, а как труд — часто очень тяжелый и сочетающийся со многими лишениями, необходимый для достижения оптимального результата. И, наконец, борьба: с собственными слабостями, с внешними препятствиями, с казалось бы непреодолимыми препятствиями, с временными неудачами. Спортсмен, в соответствии с этой моделью, умеет не только выигрывать. Со стоическим спокойствием он переносит и проигрыш, памятуя о том, что завтра все может измениться. Борьба никогда не прекращается. Даже достигнув наивысшей позиции в мировом масштабе, спортсмен знает, что ее удержание потребует от него, возможно, еще больших усилий, нежели постепенное восхождение в гору. (…)

И аскетическо – стоические установки также не являются лишь «изобретением» спорта, хотя с этимологической точки зрения термин «askezis» означает «упражнение тела». (…) Такие модели поведения, побуждающие стремиться к достижению цели на основе целого ряда ограничений, появились на заре нашей культуры, а впоследствии (…) были адаптированы системами ценностей, детерминирующих – косвенным путем – поведение людей нашего времени. Индивидуальная цель здесь, как правило, подчинена главной, надиндивидуальной цели, что также стало одним из основных принципов спорта. (…)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2"

Книги похожие на "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2"

Отзывы читателей о книге "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.