» » » » Дмитрий Шушарин - Русский тоталитаризм. Свобода здесь и сейчас


Авторские права

Дмитрий Шушарин - Русский тоталитаризм. Свобода здесь и сейчас

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Шушарин - Русский тоталитаризм. Свобода здесь и сейчас" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Русский тоталитаризм. Свобода здесь и сейчас
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русский тоталитаризм. Свобода здесь и сейчас"

Описание и краткое содержание "Русский тоталитаризм. Свобода здесь и сейчас" читать бесплатно онлайн.



Русский тоталитаризм рассматривается в книге как общественно-политическое устройство, впервые возникшее в России в 1917 и имевшее демонстрационный эффект для других стран иудео-христианской цивилизации. Основное внимание уделено первым десятилетиям XXI века, когда в стране складывается новая тоталитарная модель, оказывающая все большее влияние на окружающий мир. В книге делается вывод о тоталитарном континуитете с 1917 года до наших дней.






Переломным моментом в становлении тоталитарного общества следует считать тот, с которого социальный успех не может более оцениваться исключительно по законам той сферы, где он был достигнут. Извне привносится внешний критерий: а как успех этот соотносится с властью? Служит ей? Одобряется ею? Или же наоборот?

Власть стала апеллировать к той системе ценностей, которая не без ее участия внедрялась в обществе: неважно, хороший ты или плохой, злой или добрый, главное – looser or winner. Это был подлог: looser or winner подразумевает свободную конкуренцию, соревнование по правилам. Но свободной конкуренции ни в политике, ни в экономике власть не допускала, а службу получали единицы.

В лузерах оказалось практически все население страны, которое от участия во власти последовательно отдаляли, лишали влияния на нее. Была воспроизведена структура лагерного сообщества в его классическом советском варианте – недаром слово «блатной» имело в совке два значения. Абсолютное большинство населения причислено к разряду «мужиков», для которых даже заявление о лояльности является признаком нелояльности – они вообще не должны высказываться по поводу того, как следует держать зону.

Долгое время в центре внимания были молодые люди из нескольких кремлевских молодежных движений. (МГЕР, «Наши» и другие). Детям предместий и окраин сказали, что они теперь – политическая элита, причем в обозримом будущем – элита правящая. Позже они рассеялись. Наиболее заметные и активные сделали карьеры. Можно и оглядеться, посмотреть, что за новое поколение пришло в политику вместе с ними – не во власть, а в политическую жизнь.

И выясняется, что интеллектуальный и моральный уровень выдвиженцев одинаков для общественных и политических активистов самых разных направлений. Карьерный рост вполне допускал переход из РНЕ в Левый фронт, из нацболов в «Молодую гвардию» и прочие прикремлевские организации. Нынешняя тоталитарная нивелировка отличается от прежней. Недопустимым стал выход не за пределы идеологии, а за пределы массовой культуры. Это касается и уровня интеллекта, и качества мышления, и ценностных установок, и моральных принципов политиков и журналистов. Разрешены только вторичность, только пародийность. Причем селекция производилась не властью, а самим обществом.

Наиболее прочно культ успеха закрепился у нынешних сорокалетних, которые при этом оказались самым инфантильным поколением. Поэтому они сейчас превратились в самых надежных союзников режима, в главный резерв тоталитаризма. При этом среди них полно фрондеров, часто спрашивающих меня, а что я предлагаю, каков мой ответ на вечное «что делать?». Чаще всего я отвечаю: перестать задавать этот вопрос и жить дальше. Но несколько раз не выдержал и сказал, что мой ответ предполагает их отказ от нынешних социальных статусов и доходов. А этого они просто не понимают. То есть вновь воспроизведена ситуация шестидесятников: словесная фронда (да и та очень ограниченная) в сочетании с карьеризмом.

В России сложился определенный тип молодого человека, стремящегося сделать карьеру где-то возле политики. Тип этот таков. Верность принципам и убеждениям исключена, это удел фриков, лузеров и лохов. Главное – власть над людьми, статус в политическом истеблишменте, допуск в номенклатуру – властную или оппозиционную, неважно.

Сейчас термин «педократия» попал даже в Википедию. А первым его употребил о. Сергей Булгаков в «Вехах», имея в виду ориентацию общества на оценки учащейся молодежи, студенчества:

«Максимальные притязания могут выставляться при минимальной подготовке личности как в области науки, так и жизненного опыта, и самодисциплины, что так рельефно выражается в противоестественной гегемонии учащейся молодежи, в нашей духовной педократии39.»

Педократия оказалась не вполне совместимой с демократией, но весьма пригодной для тоталитарных режимов. И совершенно бессмысленно связывать модернизацию непременно с молодежью, как это совсем недавно делал агитпроп. Среди модернизаторов не было молодых людей, все великие реформаторы, модернизировавшие свои страны, были людьми с опытом.

Молодежь никогда не бывает реформатором. Она принимает то, что ей предлагают старшие, будь то революция или реакция. Иначе не пробьешься и карьеры не сделаешь. А общественный прогресс – хотим мы этого или не хотим – держится на честолюбии. Все, кто менял что-то к лучшему, были людьми среднего и старшего возраста, хорошо знавшими, что представляет из себя подлежащее реформированию. Педократия, о которой с горечью говорилось в сборнике «Вехи», – признак политического авантюризма. Что у Троцкого, что у Мао, что у Суркова.

В самом начале всех этих затей было ясно, что создание властью молодежных организаций, опирающихся на людей окраин и предместий (в социокультурном и социопсихологическом смысле), должно остановить появление молодежных движений той же природы, что и западные движения 1968 года. Их участниками были дети буржуазии, нового среднего класса, сформировавшегося в маршаллизированной Европе после второй мировой войны. Молодежь тогда стала носителем модернизационного потенциала, реализованного ею в зрелом возрасте путем консоциативизма – интеграции былых оппозиционеров в истеблишмент. Первым такую перспективу увидел Пьер Паоло Пазолини еще в разгар революционных событий40.

Еще раньше, до появления кремлевских молодежек, я писал, что Россию может ждать ее собственный шестьдесят восьмой год:

«Борьба за свой путь в элиту: вне «бригад», федеральных и региональных администраций, коррупции и инициационных унижений. Если угодно, за мультикультурализм истеблишмента, за многозначность толкования успеха, за разнообразие самого понятия «вертикальная социальная мобильность41».

В 2012 году подобием мая-68 сгоряча назвали московское стояние на Чистых прудах, но оно даже пародией не было. Общественного движения, в котором молодежь отстаивала бы множественность социальных лифтов, не сложилось. Но и тем, кто принял участие в кремлевских играх, почти ничего не досталось.

В 2010 году Центр развития ВШЭ провел исследование и изумился: как это так получилось, что 450 миллиардов рублей из 1,2 триллиона выделенных на борьбу с кризисом, правительство потратило зря. В основном передав в уставные капиталы нескольких банков. Ну, еще на поддержку РЖД и закупку автотехники42. Среди банков был и четвертый по капитализации в России Россельхозбанк (РСХБ) где председателем правления был Дмитрий Патрушев – сын Николая Патрушева, руководителя ФСБ43. И не он один такой. В то время дети больших начальников более всего предпочитали банки – самые крупные, связанные с госбюджетом, а значит, с огромными, не слишком прозрачными и не шибко контролируемыми финпотоками.

Среди банков, названных в исследовании Центра развития ВШЭ, был, само собой, и Внешэкономбанк, членом правления которого являлся Петр Фрадков – сын тогдашнего руководителя СВР. Банковским делом были увлечены и сыновья Сергея Иванова, Сергея Кириенко, Валентины Матвиенко44.

К 2016 году дети высших чиновников еще надежнее закрепились в финансовом и инвестиционном бизнесе, стали скупать акции Газпрома, освоили финпотоки от иностранных инвесторов. Весьма показательно, что возглавляемые ими банки порой убыточны, что не мешает кремлевским деятелям получать благодарности и награды от государства45

Кремлевские молодежки социальным лифтом не стали. При этом удалось избежать раскола среди молодежи. Вот что действительно удалось власти и социуму, так это сплотить молодежь в условиях углубляющейся имущественной и – шире – социальной дифференциации. Успех достигнут за счет социокультурного единства. Былая комсомольская муть, давшая, тем не менее, блестящий экономический результат, поскольку сформировала абсолютно беспринципную и амбициозную касту, только к формированию этой касты и привела. Ныне не так: шпана теперь идет не в бандиты, а в силовики, потому что власть утверждает право силы. Но и мажоры, дети поднявшихся в девяностые, уже в семьях воспитаны так же, как шпана. Да, собственно, так было и с детьми советской номенклатуры, но сейчас это единство золотой молодежи с детьми предместий и спальных районов стало глубже и надежнее.

У детей российской элиты появилась задача интеграции в элиту мировую, понимаемая как легализация за рубежом того, что нажито непосильным трудом по освоению российского бюджета. Но это идет параллельно с продвижением их в государственных и окологосударственных корпорациях. Все разговоры о «национализации элит» (совершенно безграмотный термин) так разговорами и остались. При этом прогрессивная общественность не понимает, что появление номенклатурных династий не повод для возмущения. Совсем наоборот – причина порадоваться.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русский тоталитаризм. Свобода здесь и сейчас"

Книги похожие на "Русский тоталитаризм. Свобода здесь и сейчас" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Шушарин

Дмитрий Шушарин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Шушарин - Русский тоталитаризм. Свобода здесь и сейчас"

Отзывы читателей о книге "Русский тоталитаризм. Свобода здесь и сейчас", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.