Игорь Олен - Инкские войны. Incas
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Инкские войны. Incas"
Описание и краткое содержание "Инкские войны. Incas" читать бесплатно онлайн.
Это повествование об инкском государстве Тауантин-суйу в пору империи, существовавшей в рамках нынешних Чили, Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии. Достоверность событий проработана так, что «Инкские войны / Incas» упоминаются в научных трудах в качестве источника. Текст является уникальным художественно-информационным кодексом инкской цивилизации.
В очаге тлел помёт, крася женщину у горшков, пол с малышкой и тощим мальчиком, большеглазым и хрупким. Он следил в щель в соломенной крыше звёзды.
– Мам, остричь Длинноволосую, из волос связать ликлю и подарить жене инки – что будет?
– Не сочиняй, Чáвча! – Женщина улыбнулась. «Длинноволосой», также «Кудрявой», звали Венеру как почитаемого пажа Солнца. – Выдумал что? Отец был бы жив – сказал бы! Пал на войне в Мусу-Мýсу он… – Разжевав горсть маисовых зёрен, женщина сплюнула в чан жвачку. – Ишь ты, остричь… Достанешь-то как Кудрявую?
– Просто! – Мальчик, вскочивши, расширил щель в крыше. – Нож возьму и мешок…
– Прямь!
– Мама, пойду к заре и поймаю Кудрявую, остригу её за день. За день успею! Будет садиться, я соскочу с неё. Свяжешь ликлю, я отнесу жене инки, стану куракой. Я… – он закашлялся дымом и сел на корточки.
Сплюнув жвачку в чан вновь, мать сказала: – Как ты пойдёшь к заре? По дороге пойдёшь – изловят. Что, мол, без спросу? И поколотят. Нельзя ходить просто так. В горах пойдёшь? Ольáнтая люд поймает, а он разбойный… А перейдёшь Мать-Анды – чунчу и мýсу съедят тебя, как отца.
Она, подлив в чан воды, взболтала всё, завершая готовку áки – коричневого хмельного напитка с запахом старого кислого пива.
Дверной полог дрогнул. Вошли два мужа в ладных рубахах, в шапочках, с белошерстными вставками в мочках. Ибо в империи был закон, «чтоб индейцы обедали бы и ужинали открыто, чтоб судейские исполнители с полной свободой могли посещать дома… чтоб узнать, сколь внимательны и заботливы и мужчина, и женщина в их семейных делах, послушны, усердны, заняты ли работой дети». Гость, меньший ростом, фыркнул на девочку.
– Сопли… Что не следишь?
Мать кинулась утереть нос.
– Стираешь? Моешься?
Мать явила одежды, свои и детские, каковые – мешки с тремя дырками.
Гость проверил горшки. – Почистила… К завтра пищи сготовила?
Мать дала ему áки.
Гость почесался. – Плохо выводишь блох. Дети слушают? Пряжу сделала?
Мать дала им корзину.
– Мало! Бог наш Заступник таких, как ты, опекает. Где благодарность?
Мать задрожала.
– Вот порученье… – Гость пнул мешки, сброшенные с плеча спутником. – Налущи зёрен – чашка твоя.
Мать кланялась. – Господин ты наш добрый! Óбщина добрая! Помогает!
– Встанет Луна, на двор иди: на совет в десятке.
Как гости вышли, мать всполошилась. – Труд! А мы старый труд не докончили!
Чавча выволок разбросать у стен, обносивших квартал, куль клубней. Чвиркали воробьи, Кудрявая, то есть Венера, висла в закате над дальним пиком. Вынесли чан с дождевой водой; мыли картофель, долго и молча.
– Быть бы мне птицей. Я бы летал… хоть в Куско! Близко он. Ты там была?
– Нет… Что это я! Была, тебя в животе носила… значит, и ты был. Туда зовут каждый год – меняться чтоб рукоделием и едой, видеть Владыку. Наши мужчины тогда понесли туда просо, женщины – ликли красивые… Ликли ладные я ткала! Нынче пряжу мне поручают, только лишь. Мол, одежду вшами завшивлю или испачкаю.
– Ты про Куско скажи… куда?! – Чавча поднял сестричку и сунул в ямку у входа, чтоб там топталась.
– Куско из золота… – Мать уставилась на закат в мечтах. – Там один квартал – наших десять селений! Башни – до неба. Пальи там – в сребротканых рубахах, ликли их тонкие, как туман, в смарагдах, обувь их – золото с бирюзой, волосы заплетают нитями серебра… Там инки! Уши как Солнце, Чавча, сверкают! И ходят в золоте, носят их на носилках. Глянут на пýреха – и тот мёртвый! Силу им Солнце дал – их Отец… На меня там один смотрел из носилок. Я ведь красивая… – Мать, вздохнув, принялась тереть клубни пальцами.
Побросав их в солому, чтобы промёрзли, оба в лачуге лущили кукурузу, высматривая сквозь дырявую крышу темень, чтоб пойти на совет.
– Мы бедные? Ничего у нас нет.
– Выдумываешь! Дом есть и áка… Жадный?
– Инки ведь жадные?
– Ты… За эти слова тебя в рудники, в рабы!
– У тысяцкого раб сытый!
– Он всё равно раб… Ты, Чавча, вырастешь – землю дадут тебе, пýрех станешь, старейшиной станешь, дом свой построишь, меня с сестрой приоденешь.
– Ты ликлю хочешь? Жадная?
– Твой язык – как у глупого воробья… Не жадная. Но все любят красивое.
– Взял бы тебя кто в жёны…
– Смолкни! – Женщина, глянув в нишу в стене, где были ноготь, прядь волос, позвонок, отнятый у дикарки (у Има-сýмак), шепнула: – Дух-дух, прости…
Вспомним «об общепринятом целомудрии вдов, соблюдавших затворничество первый год их вдовства; только лишь единицы, бездетные, допускались замуж; те, что имели детей, замуж не выходили, жили же в воздержании».
– Мам, Луна!
Взяв накидку, та побежала к женщинам и подросткам, толпившимся за отцами, и стушевалась, когда из богатого дома вышел старик с клюкой и его сын-гигант Укумари, ихний десяцкий (он ходил с Вáраком и отцом Чавчи в дальний поход, в страны Чунчу и Мусу-Мýсу).
– Вискáча, старейшина! – кланяясь, возгласили общинники. – Наш отец! Мудрый, как духи!
Севши на корточки, все умолкли. Сам старик занял камень и отдышался.
– Что скажу? Пора страдная… Пашни полить надо, лам пасти надо… – он загибал пальцы. – Наша десятка пажити Солнца все полила, пашни Набольшего полила. Надо пашни курак полить… наши пашни полить… Мои полить – перво-наперво, жухнет колос… Да, жухнет.
Десяцкий взглядывал на отца и Чавчину мать, прятавшуюся зá спины.
– Я, отец, за нас всех скажу! – Плотный пýрех поднялся. – Мы, знай, польём твоё. Ты проси у старейшин, пусть нам дадут лужок за рекой. Там пасёт лам род Кой, пажить добрая! Мы бы там откормили скот в радость Заступнику Благодетелю, да и нашим начальникам-инкам. Старайся добыть там пажить! Выговори! Ты к предкам ближе, выговори пажить!
– Правду сказал! – общинники закричали, встав. – Пособи, отец!
– За десятку радею, – вёл старик, тыча клюкой под ноги. – Трудимся славно. В хранилища Ясного Дня, Заступника Благодетеля, и в хранилища óбщины много сыплем картошки, проса и шерсти. Тысяцкий наш доволен. Мы также воины, и наместник, всесильный наш Титу Йáвар, рад нам.
Все поглядели на Укумари снизу вверх.
– Храбрый! Много предателей поразил в странах Чунчу и Мусу-Мýсу! Пальца лишился!
– Я вас позвал сказать: наш теперь тот лужок. (Вздох радости). Выговорил!
Полнолуние облило двор, холмы окрест, хребты светом. Выли собаки.
– Так скажу. Всем работать. В óбщине выборы. Я старейшина полусотни. А попаду в совет сотни, многое выговорим… Постараюсь.
– Отец! – вёл плотный пýрех. – Потрудимся, обещаю! Мы, знай, всегда с тобой! Дай побольше землицы – будешь в руне ходить!
– Я уйду скоро к предкам, – встал старик. – К ним в сермяге удобней. Останется Укумари, ему б руно. Сын в старейшины вас повыведет, станем главными в пятисотке… – Он копнул клюкой землю. – Надо нам семьи пýрехами крепить поэтому… Жёны, духов просите давать мальчишек; снадобья ешьте, чтоб ими пухнуть… Нам дадут пýреха с малолетками вместо Чавчиной матери… Чавчу мы в рудники сдадим. А сестру его – хоть в затворницы. Ждать не могут Вискачи, что Чавча вырастет. Надо нам власть хватать…
– Уай! – рыдала вдова. – Тружусь! Что велено – делаю. Больше дайте, коли хотите, буду работать! Муж на войне погиб… Разлучаете? Помоги, Укумари! Ты наш десяцкий!
Чавча увёл её.
Утром мать накрывала картофель, кой вчера мыла с сыном, старой соломой.
Вдруг пришёл Укумари, теменем вровень с крышей. – Ты накрывай, всё правильно. Дни Ношения Мёртвых жарки… Ты постарайся…
– Да не учи меня.
– Не сердись, – он бурчал, опустив взор. – Я отговаривал… Но он понял…
– Уай, тебе всё равно!
– Не всё… – он шагнул к ней.
– Стой! Нас увидят, нам плохо будет…
Он опустился, чтобы ровнять солому. – С детства люблю! Отец запретил брать в жёны: сирая, мол… Жену не люблю. Тебя люблю… Зорька! Цветок мой!
Она замерла в волнении.
Предрассветный туман накрыл их.
– Я в стране Мусу-Мýсу думал: люблю её. Сберегал тебе мужа. Но его выкрали мýсу, съели.
– Уай, господин! – пела женщина. – Глаз моих господин! Губ моих господин! Никого не любила, тебя люблю!
Женский голос звал: «Укумари!» Гигант, застонав, поднялся.
– Ты потерпи, цветок! Буду думать, как не погибнуть, как нам жить вместе.
– Кондор могучий! Мой ты медведь! Сердце бьётся тебе, будет биться тебе!
Чавча, вымыв лицо из таза и выпив áки, с дудочкой выбежал. Подле дома десяцкого женщина, потрошившая кролика, прошипела: «Сын пампай-руны…»
Лам из загона гнали мальчишки. Сзади тащился, ставя увечную ногу боком, дед с пумьей маской на лбу, драной, ветхой. У речки он отдал стадо подпаскам, а сам уселся. Чавча взял флейту и прижил к губам. Ламы двигали уши, слушая.
– Славно!
– Утро, раб Чанка!
– Утро, Чавча, сиротка! Сядь давай.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Инкские войны. Incas"
Книги похожие на "Инкские войны. Incas" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Олен - Инкские войны. Incas"
Отзывы читателей о книге "Инкские войны. Incas", комментарии и мнения людей о произведении.