» » » Анатолий Бондарчук - Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса


Авторские права

Анатолий Бондарчук - Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Бондарчук - Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентСпорт8adbf3cf-e880-11e6-9b47-0cc47a5203ba, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Бондарчук - Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса
Рейтинг:
Название:
Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-94299-110-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса"

Описание и краткое содержание "Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса" читать бесплатно онлайн.



В монографии, автором которой является олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук, изложен теоретический и экспериментальный материал, касающийся проблемы переноса тренированности в легкоатлетическом спорте. В основу работы положены результаты собственных исследований, а также исследований отечественных и зарубежных специалистов в области теории и методики физического воспитания и некоторых смежных областях научного познания.

Для научных работников, тренеров, спортсменов.






Теоретический и экспериментальный материал данной главы позволяет, по нашему мнению, представить всю сложность и многогранность рассматриваемой проблемы. Практически от переноса тренированности зависит решение всех задач, стоящих перед спортсменами, на любой ступени спортивного совершенствования. Прежде всего это относится к процессу воспитания физических способностей, обучению и совершенствованию технического мастерства, поскольку всегда там, где используется не одно, а несколько упражнений (видов спортивной деятельности), вне нашего желания и хотения между ними существуют взаимодействия. Другое дело, что они могут быть положительными, отрицательными или индифферентными, но они всегда были и будут, и не учитывать их нельзя. От них в основном и зависит эффективность тренировочного процесса.

Отметим также, что даже в случаях использования одного упражнения в тренировочном процессе наблюдаются взаимодействия между отдельно взятыми частями ординарных тренировочных занятий. Имеется в виду то, что функциональное состояние центральной нервной системы меняется по истечении, например, первой его части.

Предложенный краткий литературный обзор, касающийся изучения проблемы переносатренированности, помогает определить пути теоретического и экспериментального выявления закономерностей данного процесса. Это относится не только к определению эффективных средств тренировки, но и к рассмотрению взаимосвязей между общеподготовительными, специально-подготовительными, специально-развивающими и соревновательными упражнениями. Направленный перенос тренированности во многом зависит и от используемых зон интенсивности, объемов тренировочных нагрузок, применяемых режимов работы мышц и т. д.

Процесс переноса тренированности органически связан с процессом развития спортивной формы, поскольку без вхождения в данное состояние не может быть речи о переносе тренированности. Поэтому становится очевидной необходимость изложить имеющиеся в теории и практике спорта способы построения циклов развития спортивной формы. Они помогут решить задачи воспитания необходимых физических способностей и переноса тренированности.

Глава II

Циклы развития спортивной формы и перенос тренированности

В теории и методике физического воспитания термин «цикл развития спортивной формы» отождествляется в одном случае с термином «подготовительный процесс», а в другом – с термином «период развития спортивной формы». Первый из них закрепился в 20—30-е годы ХХ столетия, а второй – начал внедряться в 80-е. Его введение совпало с появлением новых представлений о принципах построения периодизации спортивной тренировки, в основу которых положены закономерности развития, сохранения и утраты спортивной формы. Не вдаваясь в подробности терминологических различий, отметим, что использование термина «период развития спортивной формы», по нашему мнению, конкретизирует суть решаемых задач на его протяжении, расширяет понятия о структуре годичных циклов тренировки с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, календаря соревнований и многолетнего процесса спортивного совершенствования.

Всегда считалось, что в первой части циклов развития спортивной формы (а она может быть разной продолжительности) необходимо вначале создать «базу», «фундамент», «предпосылки» для роста спортивных результатов в специализируемом виде, а только затем приступать к формированию спортивной формы.

В 20—30-е годы прошлого столетия в роли этого «нечто», «создающего базу», выступали другие виды спорта, которыми занимались спортсмены в осенне-зимний или осенне-весенний сезоны. В основном это были «родственные» виды спорта. Спринтеры и прыгуны чаще всего занимались конькобежным спортом, гимнастикой, акробатикой, метатели – тяжелой атлетикой, боксом, борьбой, а бегуны средние и длинные дистанции – лыжным и конькобежным спортом.

Отдельные спортсмены при этом достигали чемпионских званий в нескольких видах спорта. Так, И. Коткас был олимпийским чемпионом по вольной борьбе, чемпионом и рекордсменом СССР в метании молота. С. Ляхов побеждал в соревнованиях боксеров, устанавливал рекорды в метании диска и неоднократно становился в этих видах чемпионом СССР Н. Озолин выигрывал чемпионаты СССР по прыжкам на лыжах с трамплина и в прыжках с шестом. И еще один пример – С. Ненашев был рекордсменом мира в метании молота и в тяжелой атлетике. Правда, уже в те годы некоторые специалисты начали скептически относиться к идее занятий несколькими видами спорта, считая, что «нельзя быть спортивным универсалом, то есть любить и отдаваться всем видам спорта без разбора», ибо «такая универсальность – дилетантизм, не дающий проявиться индивидуальности во всей глубине» [66].

В 40-е годы накопленный теоретический и экспериментальный материал позволил прийти к заключению, что уровень спортивных результатов зависит не только от разностороннего развития индивидуума, но и от особенностей его спортивной специализации. Стало очевидным, что на протяжении циклов развития спортивной формы необходимо сочетать всесторонность и углубленную специализацию.

В дальнейшем эти взгляды нашли свое отражение в принципе общей и специальной подготовки, который внедрился в практику в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века [153]. Он предусматривает соблюдение трех основных положений:

1. неотделимость (единство) общей и специальной подготовки;

2. взаимообусловленность содержания общей и специальной подготовки – общеподготовительные средства создают предпосылки для роста спортивных результатов в специально-подготовительных упражнениях;

3. необходимость соблюдения определенной меры соотношения средств общей и специальной подготовки, которая меняется в зависимости от мастерства спортсменов и углубления специализации.

В то время считалось, что средства общей подготовки создают «базу», «фундамент» для роста спортивных результатов в средствах специальной подготовки. Поэтому циклы развития спортивной формы начали разделять на этапы общей и специальной подготовки.

На следующем этапе формирования теории и методики спортивной тренировки (70—80-е годы) выяснилось, что средства общей подготовки могут создать «базу», «фундамент» только в тренировке новичков и спортсменов низкой квалификации. Это послужило предпосылкой для пересмотра положений по вопросам использования средств общей подготовки в первой части циклов развития спортивной формы. Одна группа спортсменов вообще исключила их из тренировочного процесса. Другая – продолжала использовать в небольшом количестве для активного отдыха или же для проведения общей разминки. И, наконец, третья – применяла общеподготовительные упражнения на протяжении одного – двухнедельных циклов, которые следуют после периодов отдыха (переходные периоды), для решения задачи подготовки систем организма к последующей работе.

Следует отметить, что и в настоящее время имеются сторонники концепции единства общей и специальной подготовки, которые упорно используют на протяжении этапов общей подготовки в подавляющем большинстве общеподготовительные упражнения, свято веря в том, что они создают «базу», «фундамент» для средств специальной подготовки.

Выяснение истинной роли средств специальной подготовки в процессе спортивного совершенствования индивидуума послужило причиной поиска новых способов построения циклов развития спортивной формы. Этому способствовали и работы, раскрывающие суть закономерностей развития спортивной формы, изучающие индивидуальные особенности спортсменов, дающие представления о длительности этапов и периодов, а также выявленные механизмы переноса тренированности.

Предлагаемые специалистами способы построения периодов развития спортивно формы по-разному определяют содержание этого «нечто», создающего «базу», «фундамент» для роста спортивных достижений. «Оно» в одних случаях создается на протяжении одного этапа, в других – двух, в третьих – трех-четырех. Продолжительность этих этапов колеблется от 1–2 недельных циклов до 3–4 и более.

В практике спорта используются этапные, блочные, комбинированные, вариативные, смешанные и комплексные способы построения периодов развития спортивной формы. Они рассматривают не только структуру данных периодов (чередование этапов) и последовательность использования средств тренировки, но и их продолжительность. В некоторых из них рекомендовалось использовать определенную динамику объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Прежде чем излагать суть перечисленных способов построения периодов развития спортивной формы, рассмотрим классификации. Применяемых в спортивной практике упражнений. Такое отступление объясняется тем, что, к большому сожалению, среди специалистов не существует единого понимания терминов «общеподготовительные» и «специально-подготовительные» упражнения. А отсюда и следуют парадоксальные и не всегда понятные утверждения о «специализации» средств общей подготовки «по мере углубления спортивной специализации». В некоторых группах дисциплин легкоатлетического спорта договорились до того, что к общеподготовительным упражнениям отнесли не только специально-подготовительные, но и специально-развивающие, утверждая, что они являются средствами общей подготовки и создают «базу», «фундамент» для средств специальной подготовки. Так, в легкоатлетических прыжках некоторые авторы относят многоскоки и спринт к общеподготовительным упражнениям, а в циклических видах выносливости многие годы считается, что аэробный бег является средством общей подготовки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса"

Книги похожие на "Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Бондарчук

Анатолий Бондарчук - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Бондарчук - Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса"

Отзывы читателей о книге "Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.