» » » » Алексей Федотов - Корел. Сказ о том, как донские казаки в Москву ходили


Авторские права

Алексей Федотов - Корел. Сказ о том, как донские казаки в Москву ходили

Здесь можно купить и скачать "Алексей Федотов - Корел. Сказ о том, как донские казаки в Москву ходили" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Корел. Сказ о том, как донские казаки в Москву ходили
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Корел. Сказ о том, как донские казаки в Москву ходили"

Описание и краткое содержание "Корел. Сказ о том, как донские казаки в Москву ходили" читать бесплатно онлайн.



Книга предназначена для широкого круга читателей. В ней отражен почти полностью период становления вольного казачьего воинства 17 века на Дону. Автор пытается раскрыть историческую значимость одного из первых атаманов Донского казачества Андрея Корелы.






Те времена, когда все войско едва насчитывало пять тысяч человек, прошли. Тогда действительно все казаки войска съезжались в Круг, чтобы избирать из своей среды атамана и вершить свои дела войсковые всем войском. Теперь в войске было много разного народа. Были казаки и были люди случайные, приезжие из России, были пленные -ясыри. Были женщины, чего раньше не было, были и прирожоные казаки разного возраста и нужно было определить права всех этих людей».

Ещё у одного знатока Дона Г. Губарева в «Казачем историческом словаре» находим сведения как собирался и действовал в те времена Казачий Круг: «В начале января каждого года Круг избирал Войскового атамана, его двух помощников – есаулов и судей, которых власть и юрисдикция распространялись не только на вооруженные силы, но и на гражданскую жизнь края. Местных атаманов, городовых, станичных, поселковых избирало само население в те же сроки. Походные атаманы назначались по выбору отрядов. Полковые головы, сотники и пятидесятники выдвигались самими полками и сотнями из людей авторитетных и опытных в боевых делах. Каждый атаман и каждый начальник в походной обстановке обладал непререкаемой властью и получал больший пай в добыче, чем другие бойцы, но в мирное время должен был весьма считаться с мнением общества, избравшего его, а сложив полномочия, становился рядовым гражданином. Постановления Войсковых Кругов могли отменять и изменять Крути Валовые. Они собирались в особенно важных случаях и состояли из лиц. специально для этого избранных населением. Ожидалось возвращение отрядов, бывших в походах, и тогда съезжались „всех рек Казаки“, Валовой Круг, своего рода. Высшая Палата, Конгресс, который решал дела совместно с Войсковым Кругом. Вообще же весь строй жизни Донских Казаков был приспособлен к войне; все учреждения их назывались „войсковыми“, а удовлетворение насущных потребностей гражданских и экономических зависело от положения на фронтах обороны, как и в каждой другой осажденной стране».


Войсковой Казачий Круг. Старинная гравюра 17 века. Неизвестный художник.


Такое положение на Дону понимали бояре и дьяки в Москве, а потому грамоты всегда адресовались Войску: «Донским атаманам и Казакам, и всему Великому Войску».

На Круг никогда не допускались женщины. Молодой парень мог получить звание «служилого» только с 19 лет, до этого рождённые на Дону назывались «малолетками», а пацаны до 18 лет «выростками». Во время проведения Круга была запрещена продажа водки и строго следили за этим «к обещанию придет пьян и такому человеку, и продавцу вина учинено будет жестокое наказание».


Войсковой Атаман. Гравюра 17 века. Неизвестный художник.


Ещё одна цитата из Краснова: «Участники Круга становились на площади «кругом», оставляя в середине место для атамана. Когда Круг был «сбит», то есть собран, из станичной избы выходил атаман с насекою в руке, за ним шли избранные Кругом старшины и несли за ним Войсковые знамена.

Как только атаман покажется на площади, есаулы кричали «есаульскими» голосами:

– Помолчите-те ста, атаманы молодцы.

Круг стихал. Атаман входил на середину и становился под знаменем. Он снимал шапку и сейчас же все казаки обнажали головы, показывая этим уважение к месту и к случаю.

Обычным обращением атамана к кругу было:

– Атаманы молодцы и все великое Войско!

Дальше коротко ставился вопрос, подлежащий решению Круга и предложение атамана, как он решил это дело, и спрашивал атаман:

– Любо-ль? Не любо?

Обычно Круг отвечал коротко:

– Любо!

– Не любо! Или: – если это касалось приговора о каком-нибудь преступнике:

– В куль да в воду!

Если о каком-нибудь новом деле, то отвечали:

– Бог в помочь!

– С Богом!

Если не было единогласного ответа, но слышалась разноголосица, есаулы спрашивали, обращаясь в разные стороны:

– Все ли так соизволяют?

Каждый из участников Круга мог говорить на Кругу и высказывать свое мнение. Для этого он должен был выйти в середину майдана и стать против атамана».

Круг избирал все управление войском: Войскового Атамана, Войсковых Есаулов, Войскового Дьяка (писаря), Войскового Толмача и Подтолмача для сношений с турками, татарами и калмыками. Круг выбирал атаманов, есаулов Зимовых и Лёгких станиц, выборных Посыльщиков. Войсковых старшин и казаков, посылавшихся по донским городкам для разбора на месте различных дел местного значения. Выбирались так же Походные Атаманы и Полковники при отправлении всего ли войска или только части его в поход. Если в поход уходил и сам Войсковой Атаман, то на время его отсутствия из Войска Круг выбирал ему заместителя Наказного Атамана. Избирался Войсковой Атаман на один год. С выбором атамана никогда не было недоразумений. После Нового года новый атаман был уже намечен. Казаки знали друг друга хорошо и на сходках примечали, кто отличился храбростью в походах или умелым ведением войсковых дел, их и избирали, почти всегда единогласно.


Казаки. Гравюра 18 века. Неизвестный художник.


Так и Андрей Корела к своему избранию на пост Войскового Атамана в сентябре (праздник Новый год встречали 1 сентября и только при Петре стали праздновать 1 января) 1600года (ему уже почти 50 лет) прошёл все стадии в иерархии Великого Войска.

Он был «подталмачём» потому что с молодости мог говорить по-шведски и понимал польский язык, немного читал на латыни. Одно время избирался «посыльщиком». Андрей Корела избирался и Атаманом Зимовой станицы, исполнял дипломатические и представительские функций (глава казачьего посольства), помним, что два раза был на Земских соборах в Москве, первый раз при Фёдоре Ивановиче в 1584 году. Вероятно, что Корела на посту Войскового Атамана был выбираем три раза это 1600,1601,1602 года, так как больше не сохранилось никаких сведений про других выборных атаманов. Только в 1603 году избран Войсковой атаман Смага Чертенский (Иван Степанович, «смага» значит чёрный, как копоть), который по какой-то причине вначале сильно кодировался и назывался «донским Низовым атаманом Ивашкой Степановым», когда приходил в1605 году в Тулу, он имел звание походного атамана.

Из этого можем предположить, что Андрей Корела и Михаил Межаков уехали в Краков не позже августа-сентября 1603 года. Но это будет позже, а наступают труднейшие времена в жизни Донских казаков и всех жителей России.

Крымский хан Казы Гирей жаловался, через своего посла Ахмета Челибея Московскому Царю Борису Годунову: «Вы на правде не стоите: донские казаки дважды уже на нашу землю приходили и улусы наши пограбили». Далее хан сетовал на возведении на южных русских рубежах новых крепостей и засечных линий. На это хитрый Борис отвечал:

«Города поставлены на Поле для воров черкас, потому что многие воры черкасы и донские казаки послов и гонцов громили, а как те города поставлены, то теперь послам, посланникам и гонцам дорога чиста, государя вашего улусам от тех городов убытка нет, а только прибыль, что уже тут воры-черкасы больше не живут». Сам же уже платил жалование Донским казакам и снабжал порохом и селитрою.

Атаман Корела со своими донскими казаками в коалиции с запорожскими казаками, в смелом набеге погромили Карасанский улус. Казы Гирей, узнав об этом, потребовал от прибывшего посла Борятинского, чтобы тот или сам поехал и унял донцов, и забрал у них захваченных в плен татар, или послал кого-либо с этим на Дон. Но Борятинский прекрасно понимал, что не сможет унять Войско Донское от набегов, иногда под «прекрытием» ослушавшееся указы царя. Борятинский, будучи человеком мужественным, на все выговоры и упрёки хана и его окружения, дерзко отвечал: «… у вас есть сабля, а моё дело сноситься с ханом, а не с ворами – казаками».

Эти года 1598—1600 были самым расцветом царствования Бориса и всего Дона, в частности. Но как говорит народная пословица о жизни в виде тельняшки «полоска белая, полоска чёрная». Вот так в Руси среди естественного обилия и богатства земли плодоносной, населённой хлебопашцами трудолюбивыми, средидолговременногомира и в царствование деятельное, пала на Русский народ казнь страшная.

Из Н. М. Карамзина: «весною в 1601 году небо омрачилось густою тьмою и дожди лили в течение 10 недель непрестанно так, что жители сельские пришли в ужас: не могли ничем заниматься, ни косить, ни жать; а 15 августа жестокий мороз повредил как зелёному хлебу, так и всем плодам незрелым. Ещё в житницах ив гумнах находилось не мало старого хлеба; но земледельцы, к несчастию, засеяли поля новым, гнилым, тощим и не видали всходов, ни осенью, ни весною; всё истлело и смешалось с землёю».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Корел. Сказ о том, как донские казаки в Москву ходили"

Книги похожие на "Корел. Сказ о том, как донские казаки в Москву ходили" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Федотов

Алексей Федотов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Федотов - Корел. Сказ о том, как донские казаки в Москву ходили"

Отзывы читателей о книге "Корел. Сказ о том, как донские казаки в Москву ходили", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.