» » » Иван Фурцев - Психологическое толкование сновидений. Теория и практика


Авторские права

Иван Фурцев - Психологическое толкование сновидений. Теория и практика

Здесь можно купить и скачать "Иван Фурцев - Психологическое толкование сновидений. Теория и практика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Психологическое толкование сновидений. Теория и практика
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическое толкование сновидений. Теория и практика"

Описание и краткое содержание "Психологическое толкование сновидений. Теория и практика" читать бесплатно онлайн.



В книге рассматриваются механизмы образования сновидений, символика, архетипы, структура и методы толкования сновидений в индивидуальной и групповой психотерапии. Данное пособие может быть полезным для педагогов и психологов, а также для всех, кто интересуется тайнами человеческой психики, и даёт возможность более глубоко ориентироваться в открывающихся бескрайних просторах внутреннего человеческого мира.






Четвёртая стадия – разрешение (лизис), растворение, ослабление, снятие напряжения. Демонстрирует результат или решение случившегося действия. Подводит итог всему сновидению. Иногда эта фаза оформлена как некоторый вывод, но может и вообще отсутствовать.

Среди современных психологов придерживающихся данного подхода встречается также следующее отношение к происходящему в сновидении: если в нём участвуют лица, существующие в реальности, ныне здравствующие, и с которыми сновидец знаком, то к этим людям следует относиться как к реальным персонажам. Сон, показывая их, имеет ввиду именно этих людей, и ничего кроме. Когда же во сне появляются люди умершие или же с которыми сновидящий незнаком вовсе, а так же всевозможные сказочные, нереальные существа, то тут сновидением применена аллегория, и данных персонажей уже следует рассматривать как символ.

Условно к приверженцам этого подхода можно отнести и психодраматическую школу, в которой для проработки сновидения стараются вживую проиграть его в виде театрализованных постановок, инициируемых совместно всеми участниками группы психотерапии.

Функцией сновидения тут видится непосредственная демонстрация актуального положения дел сновидца. Сновидцу позволяется взглянуть на себя, других и ситуацию со стороны и принять более взвешенное решение, прочувствовать более широко всё произошедшее или предполагающееся в будущем. Нужно отметить, что схожие взгляды на природу сновидений были ещё у Аристотеля, который утверждал, что сон полностью показывает истинную реальность, что возможно потому, что человек во сне не обременён условностями, чужим мнением, физическими заботами и так далее.


Сновидение, как попытка восстановления психического равновесия (аналитическая психология, К. Юнг)

По основному постулату, выдвинутому ещё Юнгом, общая функция сновидений, состоит в попытке восстановить психическое равновесие посредством производства бессознательных значений, компенсирующих интенции сознательного. Отсюда выводятся и частные функции сновидений: компенсаторная, проспективная, редуцирующая и реактивная.

Компенсаторная функция восполняет общую установку сознания, типичные формы активности личности, а также особенности её поведения и познавательных действий. Чаще всего сновидения дополняют сознательную дневную жизнь, компенсируя ущербные проявления индивида. В ситуации зарождающегося невротического расстройства сновидения могут предупреждать о «сходе» с правильного пути.

Пример: Однажды, при работе с некой дамой, Карл Юнг никак не мог понять её проблем и того, почему же терапия не приносит должного результата. В сновидении он увидел себя стоящим у основания высокой каменной башни, и свою пациентку на верхушке этой самой башни. Проснувшись и проанализировав своё сновидение Юнгу удалось осознать, что его установка по поводу своей пациентки была чрезмерно высока. Он смотрел на неё «сверху вниз». Сновидение же указало на эту его проблему, и постаралось компенсировать чрезмерно завышенную установку врача, поставив его в ситуацию противоположную реальной.

Сам Юнг писал: «В этом отношении существует три возможности – если сознательная установка к жизненной ситуации в большей степени оказывается односторонней, сновидение принимает противоположную сторону; если сознание занимает позицию, близкую к „середине“, сновидение удовлетворяется вариациями; если сознательная установка правильна (то есть адекватная), то и сновидение совпадает с ней и подчёркивает эту тенденцию, хотя и не лишается своей специфической автономии». Ученик Юнга Д. Холл выделяет три пути, следуя которым сновидение можно рассматривать в качестве компенсаторного. В первом случае сновидение может компенсировать временные искажения в структуре эго, направляя последнее к более всеобъемлющему пониманию установок и действий. Например, мужчина, рассердившись на своего приятеля, обнаруживает, что гнев очень быстро исчез, однако в приснившемся вскоре после этого сне он продолжает неистово гневаться при общении с этим приятелем. Вспомнившийся сон приводит к дальнейшему сознательному рассмотрению вопросов их взаимоотношений и очередному возникновению гнева, который, видимо, оказался вытесненным. Второе направление компенсации заключается в самом пути, на котором сновидение, как саморепрезентация психического, может столкнуться с действующей эго-структурой, нуждающейся в более глубоком приспособлении к процессу индивидуации. Обычно это происходит тогда, когда кто-либо отклоняется от присущего ему правильного пути. Примером такого способа компенсации может послужить сон Рене Декарта. Декарт долгое время вёл праздный образ жизни ни о чём не заботясь, до тех пор, пока однажды в сновидении ему не явился дух и сказал: «Ты не должен этим заниматься! У тебя другая участь!». Это сновидение произвело на Декарта столь сильное впечатление, что он изменил свою жизнь и в дельнейшем вошёл в историю, как великий учёный и философ.

Третий же процесс, благодаря которому сны оказываются компенсаторными —попытка прямого изменения структуры комплексов, на которые опирается архетипическое эго. Например, иногда кажется, что многие сновидения буквально провоцируют эго-сновидения на решение различных задач, достижение цели в которых могло бы изменить структуру бодрствующего эго, поскольку идентичность эго сновидения наиболее часто является частичной идентичностью эго бодрствующего. Эго-сновидения воспринимает происходящие во сне ситуации, как реальность, требующая соответствующего действия. Изменения поведения и ситуаций в сновидении, таким образом, могут впоследствии восприниматься бодрствующим эго как весьма вероятные, или даже уже состоявшиеся, реальные.

Проспективная функция – появляющаяся в бессознательной антиципации грядущих сознательных достижений.

Редуцирующая (негативно компенсирующая) – это разрушительные и изобличительные сновидения, наиболее часто появляющиеся у людей с устойчиво завышенной самооценкой, которую её носители успешно навязывают окружающим.

Реактивная функция наблюдается в снах, являющихся повторением, репродукцией значимого события или яркого аффективного переживания. Бессознательная переработка обычно подчёркивает символическую сторону случившегося, ускользнувшую от обычного сознания и понимания. Символика таких сновидений обычно обращает внимание на вытесненную психологическую травму (в этом случае подобные сновидения ещё называют травматическими), отражает динамику формирования индивидуального комплекса и сущность связанных с ним проблем. Травматические сновидения очень часто повторяются с одинаковым или почти одинаковым сюжетом, который является ни чем иным, как очередным проигрывание, без каких-либо искажений, ситуации, вызвавшей психологическую травму. И здесь, сновидение словно бы желает повторения той ситуации, дабы сновидец сумел справиться с ней, сделав что-то по-другому. Но так как всё это уже произошло в реальности, и этого уже не исправить, то и сновидение здесь не может ничего изменить, и всё, что ему остаётся – вновь и вновь повторять один и тот же сценарий. В то же время реактивные сновидения почти всегда содержат намёк на возможный способ совладания с ситуацией, несут информацию о том, как лучше поступить сознанию с отколовшимся автономным куском психики.


Сновидение, как проявление разрозненности личности сновидца и попытка восстановления целостности (Ф. Перлз)

Сновидения всегда изображают самого сновидца. Более того, всё сновидение само по себе является продолжением видящего сон, его неотъемлемой частью и его произведением. Таким образом, все проявления, все вещи, все герои сна – это сам сновидец. Его собственные разрозненные Я, субличности. Эти разрозненные части личности сновидца могут существовать в психике независимо от остального большинства, изолированно, или же свободно вступать во взаимодействия с ними. Они могут быть временными образованиями, а могут оказаться и постоянными. При этом, вполне может быть, что эти отдельные части Я есть нечто отвергнутое человеком, отрицаемое, нежеланное или противопоставляемое. Но, как бы то ни было, существующие отдельно части – это неиспользуемые энергетические ресурсы личности, которые могут и должны в целях личностного роста ассимилироваться в целое.

Исходя из подобных размышлений, многочисленные приверженцы этого подхода пытаются войти в контакт с каждой частью своего сна, встают на их место, сами становятся этими вещами и героями, рассуждают и действуют от их имени, вступают во взаимодействия с другими элементами сна. После того, как это было проделано, необходимо отыскать проекцию данных отношений в «дневной» жизни. Такое упражнение называется в гештальт-психологии «челнок». Тем самым человек проникает в суть того, что ему приснилось и познаёт причину, по которой это произошло. И, что ещё более важно, посредством такого поочерёдного присвоения элементов сна, различные аспекты личности в конечном итоге побуждаются к воссоединению, интеграции, и индивид приобретает целостность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическое толкование сновидений. Теория и практика"

Книги похожие на "Психологическое толкование сновидений. Теория и практика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Фурцев

Иван Фурцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Фурцев - Психологическое толкование сновидений. Теория и практика"

Отзывы читателей о книге "Психологическое толкование сновидений. Теория и практика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.