» » » » Мехди Санаи - Мусульманское право и политика. История и современность


Авторские права

Мехди Санаи - Мусульманское право и политика. История и современность

Здесь можно купить и скачать "Мехди Санаи - Мусульманское право и политика. История и современность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство ЛитагентСадраa5cd683a-31ad-11e3-bfee-002590591ea6, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мехди Санаи - Мусульманское право и политика. История и современность
Рейтинг:
Название:
Мусульманское право и политика. История и современность
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-906016-94-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мусульманское право и политика. История и современность"

Описание и краткое содержание "Мусульманское право и политика. История и современность" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемый вниманию читателя сборник составлен на основе лекций, читавшихся автором в течение нескольких лет на кафедре философской и политической мысли Востока ГАУГН. Современная международная, а также внутрироссийская ситуация придает особую актуальность рассмотрению тесной взаимосвязи ислама с правом и политикой. Первая глава данной книги демонстрирует неразрывность этой взаимосвязи как одну из фундаментальных специфических особенностей мусульманского вероучения. Вторая глава посвящена традиционной постановке проблем мусульманской юрисдикции и ее методологии. В третьей главе изложена история политической мысли в исламе. Заключительная четвертая глава характеризует особенности современного политического мышления. Поскольку автор является иранским ученым и политическим деятелем, в лекциях особое внимание уделено шиитским воззрениям, сопоставленным с позициями суннитского ислама. Лекции снабжены примечаниями, позволяющими сопоставить точку зрения автора с подходом и оценками, принятыми в отечественном исламоведении.

2-е издание, дополненное.






Основные категории ал-фикха, относящиеся к юриспруденции, были заложены в трактате Мухаммада б. Идриса аш-Шафи‘и (ум. В 820 г.) «Ар-Рисала» («Послание»), а к X в. ал-фикх окончательно сложился в качестве самостоятельной дисциплины, причисляемой к религиозным наукам. С самого начала существовала тесная связь между ал-фикхом и ал-каламом, ибо многие положения последнего служили идейной основой для решения различных правовых вопросов. Алкалам и ал-фикх в значительной степени дополняли друг друга и стали формировать различные стороны шари‘ата – единого исламского учения о религиозной истине и образе жизни.

Постепенно ал-фикх в смысле юриспруденции стали понимать как ‘илм ал-фуру‘, т. е. науку о регулирующих поведение людей нормах шари‘ата[35].

Ал-фикх как продукт исламской общественной жизни имеет различные классификации в зависимости от мазхабов и даже отдельных толков внутри одного мазхаба. Еше на ранней стадии формирования ал-фикх разделился на несколько школ (мазхабов), главными из которых считались пять, получивших названия по именам их основателей. Это – ханафитская, или иракская школа, основателем которой был Ну‘ман б. Сабит Абу Ханифа (ум. в 767 г.); маликитская, или мединская школа, основатель – Малик б. Анас (ум. в 795 г.); шафи‘итская, основатель – аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.); ханбалитская, основатель – Ахмад б. Ханбал (ум. в 855 г.); джа‘фаритская, или имамитская, основатель – шестой имам шиитов-имамитов Джа‘фар ас-Садик (ум. в 765 г.). Четыре из вышеуказанных школ являются мазхабами суннитского толка, пятая школа представляет собой мазхаб шиитского толка. Основное различие между суннитскими и шиитскими мазхабами в ал-фикхе заключается в том, что шииты в своих доводах по юридическим вопросам, помимо Корана и высказываний Пророка, ссылаются еще и на высказывания своих имамов, хотя основы права у суннитов и шиитов общие. В отличие от суннитов, шииты не признают ал-кийас в качестве самостоятельного источника права; в политических аспектах права они опираются на авторитет по наследству, а сунниты ссылаются на ал-иджма‘. Для шиитов мнение любого богослова значимо лишь в том случае, если оно опирается на высказывания имама, ибо они признают непогрешимость своих имамов.

Но расхождения по вопросам ал-фикха характерны и внутри самих мазхабов. Ал-иджтихад, о котором более подробно будет сказано ниже, в начале был надежным способом вынесения решений наиболее компетентными факихами, однако начиная с IX в. суннитские факихи перестали пользоваться им. В результате развитие суннитских школ ал-фикха продолжалось в рамках соответствующих суннитских мазхабов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории // Гегель Г.В.Ф. Сочинения. СПб: Наука, 1993. Т. 8. С. 377.

2

Цит. по: R.P.Mitchell. The Society of the Muslim Brothers. L., 1969. P.244.

3

’R. G. Suny. The Empire Strikes Out: Imperial Russia, “National” Identity, and Theories of Empire. // Materials of a Seminar at the Center for International Security and Arms Control at Stanford University. 1996. P.8.

4

См. Бауман З. Индивидуализированное общество. M., 2002. С. 191.

5

Фаллачи О. Ярость и гордость. М.: Вагриус, 2004.

6

Фаллачи О. Ярость и гордость. М.: Вагриус, 2004.

7

Там же, с. 32.

8

Там же, с. 115.

9

Там же, с. 71

10

Там же, с. 73

11

Фаллачи О. Ярость и гордость. М.: Вагриус, 2004.

12

Там же, с. 138

13

Дюрант В. Машрекзамин гахварейе тамаддон (перс.: Восток – колыбель культуры). Тегеран, 1986.

14

См. подробнее: Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М., 1983.

15

Зарринкуб, ‘Абд ал-Хусейн. Бамдад-е ислам (перс.: Заря ислама). Тегеран, 1995.

16

Ал-Кулини. Ал-Кафи фи усул ад-дин (араб.: Достаточность в основах веры). I–VIII. Тегеран, 1961.

17

Зарринкуб, ‘Абд ал-Хусейн. Карнама-йе ислам (перс.: Летопись ислама). Тегеран, 1989.

18

Ал-Имамал-Бухари. Ас-Сахих (араб.: Достоверный). Тегеран, 1982.

19

Ал-Кулини. Указ. соч.

20

См.: Гилкрист Дж. Мухаммад и его книга. СПб., 1999.

21

Зайдан, Джорджи. Та’рих-е тамаддон-е ислами (перс.: История исламской цивилизации). Тегеран, 1994.

22

Ибн Халдун. Ал-Мукаддима (араб.: Пролегомены). Бейрут, 1975.

23

Джундишапур (Джунд-и Шапур) – город в Хузистане (недалеко от Сузы), основанный Сасанидским царем Шапуром I (241–273). Шапур превратил этот город в настоящий центр науки и культуры, где работали крупнейшие ученые со всех концов Ирана, занимаясь обширной научной деятельностью, составлением библиотеки, а также переводом на язык пехлеви (среднеперсидский) сочинений греческих и индийских мыслителей. В городе была построена больница, действовал университет.

Джундишапур достиг наивысшей степени своего развития в период правления Ануширвана (531–579), но с расцветом Багдада при Аббасидах постепенно стал терять свою значимость.

24

Халаби, ‘Али Асгар. Та’рих-е тамаддон-е ислами (перс.: История исламской цивилизации). Тегеран, 1993.

25

Muhammad, ‘Abd ar-Rahman. Scientific Discoveries of the Muslims in Islamic Culture. Istanbul, 1952.

26

Hilmi, Ulken. The Influence of Islamic Thought on Western Philosophy. Vol. IV. Istanbul, 1961.

27

Ислам. Энцикл. словарь. М., 1991. С. 298.

28

Ислам. Энцикл. словарь. М., 1991. С. 32.

29

В истории философии распространена оценка фалсафы как парафразы к трудам древнегреческих философов, лишенной всякой оригинальности. Тем не менее, в российском и западном востоковедении существует другая точка зрения, согласно которой утверждается оригинальный, исламский характер учения восточных перипатетитков. См.: Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция (начальный период). М., 1979. С. 127; Mehmet Aydin. Islamic Ethics // Encyclopedia of Ethics. Vol. 1. Chicago, 1992. P. 163; Fazlur Rahman. Islamic Philosophy//The Encyclopedia of Philosophy. Vol. 4.N.Y.-L., 1967. P.220.

30

Начиная с XIII в., происходило сближение калама (в частности, со стороны аш-Шахрастани и Фахр ад-Дина ар-Рази) с фалсафой, а именно с восточным перипатетизмом школы Ибн Сины (со стороны Насир ад-Дина ат-Туси). См.: Ислам. Энцикл. словарь. С. 129.

31

Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. М.: Наука, 1993.

32

Ислам. Энцикл. словарь. С. 171.

33

Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М., 1987.

34

Сюкияйнен Л. Ал-Фикх//Ислам. Энцикл. словарь. С. 2S4-2SS.

35

Сюкияйнен Л. Ал-Фикх//Ислам. Энцикл. словарь. С. 255.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мусульманское право и политика. История и современность"

Книги похожие на "Мусульманское право и политика. История и современность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мехди Санаи

Мехди Санаи - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мехди Санаи - Мусульманское право и политика. История и современность"

Отзывы читателей о книге "Мусульманское право и политика. История и современность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.