» » » Игорь Чубайс - Как нам понимать свою страну. Русская идея и российская идентичность: прошлое, настоящее, будущее


Авторские права

Игорь Чубайс - Как нам понимать свою страну. Русская идея и российская идентичность: прошлое, настоящее, будущее

Здесь можно купить и скачать "Игорь Чубайс - Как нам понимать свою страну. Русская идея и российская идентичность: прошлое, настоящее, будущее" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Эссе, издательство ЛитагентЛитсоветb5baa2fc-45e5-11e3-97e8-0025905a06ea. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Как нам понимать свою страну. Русская идея и российская идентичность: прошлое, настоящее, будущее
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Как нам понимать свою страну. Русская идея и российская идентичность: прошлое, настоящее, будущее"

Описание и краткое содержание "Как нам понимать свою страну. Русская идея и российская идентичность: прошлое, настоящее, будущее" читать бесплатно онлайн.



В новой острополемической книге Игоря Чубайса кратко представлена целостная теория российской цивилизации.

Жанр работы – философская публицистика, возрождающая русскую (досоветскую) традицию, когда сложные научные теории описывались доступным языком.

В то же время автор продолжает линию внесистемных исследователей – А. Авторханова, А. Амальрика, М. Восленского, А. Сахарова, А. Солженицына… в советский период это называлось самиздатом. Читатель найдет в книге ответы на многие нерешенные вопросы.

Адресована студентам, аспирантам, педагогам школ и вузов, ученым-гуманитариям – всем, кого интересует судьба нашей страны.






Однако, вернемся к крепостному праву, может быть, все-таки, надо признать…

Для начала напомню, что феодализм и крепостное право существовали почти во всей Европе, где-то его отменили раньше, а где-то позже, чем в России. В Америке до окончания Гражданской войны в 1864-ом году практиковалось реальное рабство. Но американцы вроде бы не заламывают руки и не проводят конференции «про последствия». Напротив, они находят достаточно оснований, чтобы учить других свободе.

А как было в России? Несколько характерных деталей… Еще Павел 1 издал указ, разрешающий использовать труд крепостных не более трех дней в неделю.

В случае неурожая помещик был обязан крестьян кормить.

Освоение огромных российских пространств требовало большого напряжения от всех. Дворянство тоже было закрепощено, т. е. либо трудилось в госуправлении, либо несло воинскую службу. Освободил дворян указ Екатерины Великой в 1785 году. (Помните строчки А. С. Пушкина «чин следовал ему, он службу вдруг оставил», до этого оставить службу было нельзя.) Затем постепенно освобождались и другие сословия.

…Крепостные имели не только семью, но собственный дом, землю, инвентарь (ну, типичные рабы) … Русские историки (Е. Вишнякова и В. Пичета «Очерки Русской истории» М., 1908) отмечают: куда более тяжелым было положение свободных крестьян в Европе, ибо, не имея земли, они становились батраками, вынужденными наниматься к хозяевам, от милости которых всецело зависели.

Крепостная система у нас была экономически оправдана, ибо в тот период страна не нуждалась в импорте продовольствия. Отмена крепостного права была обусловлена не экономическими причинами.

Ответим на вопрос – почему же «вольный» Указ император подписал в 1861-ом, почему не в 51-ом или не в 71-ом? … Русская армия, созданная Петром Великим, была самой сильной армией континента. Вслед за победой под Полтавой в 1709 году она никогда и нигде не проигрывала! Но после первого за 150 лет поражения – в Крымской войне – Александр П не замалчивал неудачу, а отреагировал серией реформ. Одной из них и стала отмена крепостного права. Как говорил Фирс в чеховском «Вишневом саду», – это было до беды. – До какой? – До отмены крепости, отвечает Фирс. Добавлю, что в 1861 году доля крепостных в населении страны составляла … нет, не 95, а 28 %…

И другой лживый миф – «о вечном русском пьянстве». Миф про «национальную болезнь» не раз разоблачался добросовестными исследователями, но недобросовестные продолжают его раскручивать. Поэтому вернусь к старой теме.

В 1913 году Россия занимала, по разным подсчетам, 60-ое – 70-ое место в мире по потреблению спиртного. Есть такой долго звучащий статистический показатель – среднедушевое потребление алкогольной продукции в пересчете на чистый спирт за год. В тот год он составил 4,8 литра (сейчас – порядка 18,0 литра!), на западе в большинстве стран он перевалил за 5,0 литра.

Пьянство в нашей стране как реальная социальная проблема просто не могло существовать, поскольку абсолютное большинство людей должно было постоянно трудиться, чтобы содержать себя и свою семью. Кроме того, больше половины дней в году приходилось на посты, когда пить не разрешалось. В православной стране не соблюдать это правило было нельзя. Правда, быстрый рост экономики и очень быстрый рост доходов в начале 10-ых годов ХХ века вызвал у некоторой части россиян всплеск потребления спиртного. И об этом можно прочитать в русской периодике тех лет. Но сухой закон, введенный с началом Первой Мировой, строго соблюдался и проблему снял.

Неверно думать, что большевизм начал со спаивания граждан, ситуация в этой сфере в СССР была более сложной.

Потребление алкоголя, как писал Маркс, это пассивная форма протеста против существующего строя и одновременно, добавим мы, специфический способ контроля власти над обществом. Большевицкий переворот не сопровождался отменой сухого закона. Часть россиян пошла в Белое движение и протестовала с оружием в руках. Потом большевики удерживали свой режим, отправляя недовольных в Гулаг, на этом этапе спаивание населения для власти было чем-то излишним…

Роспуск лагерей заставил задуматься над новыми методами контроля. И с середины 50-ых потребление вино-водочной продукции пошло в гору, превысив дореволюционные показатели. Ну а к концу совсистемы страна потребляла 10,0 литра спирта на человека в год. В последние десятилетия социальное напряжение и социальные проблемы возрастают, пропорционально растет производство и потребление спиртного. То, что не очень заметно в столице, хорошо видно в сельской местности и в малых городах. На рубеже нулевых и десятых Россия обогнала по потреблению алкоголя все страны мира .

Но хватит «отступать», продолжим наступать.

Вернемся в мэйнстрим, к главной теме. С конца XIX века – третья эпоха; обустройство.

В эти годы русские политики, дипломаты, военные осознали необходимость стратегических перемен. Концепцию количественного роста надлежало трансформировать в философию качественного развития. (Большинство наших соседей тоже стремилось к увеличению территорий, но в силу различных причин они отказывались от экспансии и переходили к качественному развитию раньше, чем Россия. Шведы – после поражения под Полтавой, французы прекратили свои имперские походы на европейском континенте после поражения в войне 1812 года…)

Переход к обустройству реально проявился в демографической политике и практике. Уже Император Александр III не вел никаких войн. А с 1894 по 1917 годы – время правления Николая II – население Империи выросло в полтора раза – со 124 до 186 миллионов человек. Детская смертность еще оставалась высокой, но динамика ее снижения приближала нас к наиболее передовым европейским странам. По количеству въезжающих Россия занимала 2-ое месте в мире, после США. Первый россиевед – Д. И. Менделеев – анализируя результаты всероссийской переписи 1897 года, представил прогноз, согласно которому население страны в 2000-ом году должно было составить 593 миллиона человек. (Сегодня в России проживает 143 миллиона человек. Цена «коммунистического» эксперимента – 450 миллионов жизней; это те, кто живет на потерянных и отделившихся территориях, кто не въехал в страну, кто эмигрировал, это не родившиеся, погибшие в Гражданской, Отечественной и других войнах и, конечно, прямые жертвы ленинско-сталинского тоталитаризма – ГУЛАГа, Красного и Большого терроров, трех искусственных Голодоморов, массовых депортаций и др.)

В начале ХХ века по уровню ВВП Россия занимала 3–4 место в мире, но по темпам экономического роста она лидировала, первое экономическое чудо в Европе – это Россия. На протяжении трети столетия – с 1885-го по 1915 год – ежегодный подъем экономики составлял не менее 5 %. Зарубежная и отечественная пресса писала о «русской весне». За 20 лет была построена самая большая трансширотная магистраль – Транссиб, еще раньше завершено строительство не менее протяженной КВЖД: Москва – Чита – Порт-Артур. (За семь советских десятилетий автотрасса Москва – Владивосток так и не была построена). Россия входила в тройку лидеров по выплавке стали и чугуна, по добыче нефти и угля; с конца XIX века император запретил экспортировать сырую нефть, и в стране были созданы мощности по переработке углеводородов. (В РФ переход к газо- и нефтепереработке декларировался на протяжении 20 лет, после чего вспоминать об обещанном перестали).

Анализируя положение в сельском хозяйстве, надо иметь в виду, что Россия не просто сама себя обеспечивала, ее доля в мировом агроэкспорте составляла 40 %. (Сегодня примерно половина необходимого нам продовольствия закупается за рубежом). Треть мирового урожая зерновых собирали русские крестьяне. В 1913 году урожай составил 89,6 млн. тонн (в 2012 в РФ – 70,9 млн. тонн, в 2013–91,3 млн. тонн зерна). В начале второго десятилетия ХХ века сбор зерновых был у нас выше совокупного урожая США, Канады и Аргентины. Урожайность на единицу обрабатываемой площади не была высокой, но с начала ХХ века быстро росла. Реформа П. А. Столыпина решала самый сложный вопрос – крестьянский, от общинного земледелия страна уверенно переходила к семейным фермерским хозяйствам. (В ходе Первой Мировой среди воюющих государств только в Империи не потребовались продовольственные карточки). Добавлю, что каждая третья лошадка планеты бегала по российским лугам и дорогам…

Что касается социальной политики, то и здесь Россия лидировала. Бесплатную земскую медицину дополняло вводившееся с 1908 года всеобщее бесплатное начальное образование (в СССР аналогичное решение было принято только в 1930 году). Про трезвость я уже рассказал, в 60-ые годы прошлого века замечательный русский писатель Василий Белов заметил – если в старой деревне на всю деревню был один пьяница – это много, а нынче, если в деревне один трезвенник – это много! Рабочая неделя, с учетом многочисленных праздничных дней, была короче, чем в других европейских странах. Труд женщин и детей в ночное время запрещался. Заработки рабочих в 10-ые годы ХХ века были самыми высокими в Европе. В Питере и Москве охотно трудились шведские и финские гастарбайтеры.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Как нам понимать свою страну. Русская идея и российская идентичность: прошлое, настоящее, будущее"

Книги похожие на "Как нам понимать свою страну. Русская идея и российская идентичность: прошлое, настоящее, будущее" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Чубайс

Игорь Чубайс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Чубайс - Как нам понимать свою страну. Русская идея и российская идентичность: прошлое, настоящее, будущее"

Отзывы читателей о книге "Как нам понимать свою страну. Русская идея и российская идентичность: прошлое, настоящее, будущее", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.