» » » » Коллектив авторов - Исламская цивилизация. История и современность


Авторские права

Коллектив авторов - Исламская цивилизация. История и современность

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Исламская цивилизация. История и современность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство ЛитагентСадраa5cd683a-31ad-11e3-bfee-002590591ea6, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Исламская цивилизация. История и современность
Рейтинг:
Название:
Исламская цивилизация. История и современность
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-906859-17-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Исламская цивилизация. История и современность"

Описание и краткое содержание "Исламская цивилизация. История и современность" читать бесплатно онлайн.



Специфика и ценность данной книги состоят в том, что она рассматривает некоторые проблемы исламской цивилизации в критериях исторического, культурного и национального самосознания. Она рассматривает различные аспекты исламской цивилизации не как «экспонат» музея всемирной истории, а как существенный аспект самого себя. Отсюда переплетение теологического, исторического и философского уровней в рассмотрении и понимании исламской цивилизации как определённой модели самопознания в традициях современной иранской мысли.

Книга состоит из множества исследований, посвященных двум аспектам: творческому познавательному духу исламской цивилизации и проблемам цивилизационных альтернатив. Для широкого круга читателей.






Знакомство с миром. Некоторые мусульманские путешественники стремились познакомиться с различными странами и с самого начала своего путешествия искали сведения о расположении городов, обычаях, традициях, местных диковинах и исторических достопримечательностях, не забывая при этом встречаться с крупными учеными и получать от них знания. Итогами их путешествий становились не просто отчеты об увиденном, но и труды по истории и географии или же по каким-либо иным научным вопросам.

Официальные миссии. Часть путешественников были послами, делегатами государств или религиозных властей, которых отправляли в миссии в другие страны. Выполняя эту миссию, они одновременно фиксировали свои впечатления и описывали общественное положение народов тех районов и территорий, их обычаи и традиции. Путевой очерк Абу Дулафа[59] был создан в ходе такой официальной миссии.

Труды мусульманских путешественников. Все записанное сохраняется, а из записанного остается в памяти то, что прекрасно и полезно, тогда как бесполезные вещи постепенно исчезают. Наши сведения о путешественниках опираются на оставленные ими труды. Однако не все путевые записи обладают одинаковой ценностью: одни авторы предлагают что-то новое, а другие упоминают об аналогичном социальном и экономическом положении в определенный исторический период. Все же можно сказать, что сочинения путешественников обладают большей цельностью, глубиной и красотой, а также имеют множество преимуществ перед другими сочинениями, потому что содержащиеся в них знания претендуют на достоверность и опираются на увиденное собственными глазами. Труды мусульманских путешественников можно разделить на две основные группы: путевые очерки и другие труды.

Труды второго типа мусульманские путешественники писали во время путешествий или после них, посвящая их различным вопросам, и они по целому ряду пунктов имеют даже большее значение, чем путевые очерки, потому что в них исследуется конкретный предмет, что ставит их выше простого отчета. Они содержат в себе новизну и множество удивительных моментов, демонстрируя, какую роль путешествия играют в передаче научных знаний, обычаев и убеждений в те или иные научные центры, и создавая условия для новых дискуссий.

Прежде чем рассмотреть путевые очерки, мы представим эту группу трудов мусульманских путешественников в трех категориях: книги по географии, книги по истории и книги с описанием обычаев и убеждений.

Книги путешественников по географии. Мусульманские путешественники оставили после себя немало книг по географии, и некоторые из них использовали название «География и путешествия»[60] при перечислении исламских наук. Мусульманские путешественники писали после совершения путешествий различные книги по географии, оказав тем самым ценную услугу науке. Современный мир считает, что в вопросах, связанных с географией, находится в долгу перед мусульманами. Они сообщали о различных городах и странах, о которых сегодня ничего не известно, или же о тех, от которых ныне остались одни лишь развалины. Арабы-мусульмане питали большой интерес к вопросам, касающимся географической науки. Географическое положение Аравийского полуострова, находящегося посередине пути с Запада на Восток и протянувшегося на пересечении торговых путей от Оманского моря до Красного моря и Средиземноморья, а также торговые поездки, совершавшиеся ими в зимнее или летнее время, необходимость прохождения через засушливые пустыни привлекали их внимание к географической науке. Расширение Аббасидской державы и принятие ее власти всеми автономными государствами региона обусловили формирование определенного рода связи с Багдадом, установление безопасности на дорогах, поскольку правители старались использовать свою связь с халифами, чтобы получить от них новые титулы. Спокойствие и политическая стабильность создали условия для изучения путей, измерения расстояний между городами и определения длины маршрутов.

Одна из определяющих характеристик созданных путешественниками книг состоит в том, что они писались людьми, занимавшимися канцелярской работой и на практике имевшими дело с исламскими территориями. Авторы некоторых путевых очерков рассматривали в качестве центральной точки Багдад, писали свои сочинения там или измеряли расстояния между городами длиной пути до Багдада, тогда как другие авторы начинали свои отчеты с Мекки. Подобные книги придавали большее значение следующим моментам: расстояния между городами и их географическое положение; ситуация с выплатой хараджа[61], поступавшим из этих городов доходом и производимыми в них товарами; рассказы о происходивших в городах удивительных событиях или имеющихся в них диковинах, включая памятники древности; составление карт городов; сообщение об обычаях и традициях, культуре населения городов, залежах полезных ископаемых и минералов; описание семи населенных климатов в свете деления мира на климатические пояса.

Далее мы представим характеристику книг мусульманских путешественников, написанных ими как труды по географии.

Дороги и населенные пункты. Многие книги, написанные в III в. х. (IX в.), носят название «Пути и страны». Ал-Амули в своей энциклопедии в описании этого названия отмечает: «Это считается одной из наук, которая рассказывает о положении городов, их длине и ширине, а также дорогах»[62]. Первым написал книгу под таким названием ал-Марвази (ум. 274 г.х. (887 г.))[63]. Книга «Ал-масалик ва-л-мамалик» Ибн Хордадбеха (ум. ок. 300 г. х. х.), написанная им примерно в 230–234 гг.х. (846–848 гг.)[64], оказала значительное влияние на последующие сочинения. Ахмад ал-Хаззар (ум. 252 или 259 г.х. (866 или 872 г.))[65], ас-Сирахси (ум. 284 г.х. (897 г.)), который был учеником Ал-Кинди[66], ал-Балхи (ум. 322 г.х. (934 г.))[67] написали книги под таким названием. Ал-Джайхани[68] (был еще жив в 367 г. х.) будто бы написал свой труд «Ал-масалик ва-л-мамалик» в 310 г. х. (922 г.) после путешествия Ибн Фадлана в Булгар.

Ал-Истахри[69] (был еще жив в 340 г. х. (951 г.)) и ал-Бакри (ум. 487 г. х. (1091 г.)) также написали книги под таким названием. Книгу Ибн Хаукаля тоже иногда упоминают под этим названием.

В этих книгах не только говорится о состоянии дорог, размерах хараджа, географическом положении и административном управлении в тех или иных исламских и даже неисламских землях, но также рассказывается о товарах, производимых в городах. Ал-Истахри хвалит некую вкусную рыбу из Дарабджира и розовое масло из Джура (Фирузабада)[70], а также упоминает о хороших орехах из Кума[71]. Ибн Хордадбех сообщает о египетских пирамидах и находках, сделанных в них во время правления Ибн Тулуна[72].

Диковины. Некоторые мусульманские путешественники ввиду своего интереса и внимательного отношения к удивительным и диковинным явлениям уделили в своих путевых записях особое внимание изложению всех диковинных вещей, которые они увидели или о которых услышали и прочитали.

Абу Абдаллах ал-Гарнати (473–565 г.г.х. (1080–1169 гг.))[73], которого некоторые называли Абу Хамид Мухаммад б. Абд ар-Рахман[74], был путешественником, родившимся в Гренаде и отправившимся в 508 г. х. (1114 г.) в Египет, а в 555 г. х. (1161 г.) – в Багдад, обучавшимся в Хорасане и Алеппо. Он оставил множество разных книг о своих путешествиях. Один из его трудов, посвященных дальним странствиям, носит название «Подарок умам и подборка чудес». Например, он сообщает о зебрах, живущих в районе Занзибара, и описывает их черно-белый окрас: «Определенное количество этих зебр было также и в Египте, но там они вымерли. Жители Египта набили их шкуры хлопком и выставляли их напоказ по праздникам»[75]. Книга о его поездках в Испанию, Африку, Дамаск, Ардебиль, к побережью Каспийского моря и в земли хазар известна под названием «Подборка воспоминаний о чудесах стран». Другие два его труда озаглавлены «Ясное изложение некоторых чудес Магриба»[76] (посвящен Магрибу и написан в 556 г. х. (1162 г.)) и «Подарок великим относительно путешествий по морям»[77] (о его морских путешествиях).

Еще одна книга «Диковинные творения и странные существа» была написана ал-Казвини (600–682 гг.х. (1204–1283 гг.)), автором труда «Памятники стран». В предисловии к этой книге он пишет: «И так: говорит презреннейший из рабов Закарийя б. Мухаммад б. Махмуд ал-Камули ал-Казвини, да облагодетельствует его Аллах своей милостью. Когда по воле Божьей случилось расставание с соотечественниками, я предпочел сидеть с книгами. Как говорит поэт: «Во все времена лучший собеседник – это книга». Я постоянно приходил в волнение, читая о диковинных творениях Создателя (Пречист Он и Возвышен!), и размышлял над следующим айатом: «Неужели они не размышляют о творении небес и земли?» Человеческие души желают познать истину вещей, а если их постигнет затруднение, они испытывают от этого страдание, тогда как, если их трудность разрешится, они питают удовольствие. Сказал Всевышний: «Скажи: «Постранствуйте по земле и посмотрите…» Здесь под взглядом подразумевается не вращение зрачками, ибо это значение доступно и зверям, а размышление об истинных сущностях (мира) и рассуждение о его качестве, которое становится причиной мирских удовольствий и счастья в следующей жизни. Именно поэтому Пророк (с) сказал: «О Аллах! Покажи мне вещи такими, каковы они есть». Однако обращение взора на творения Создателя (Велик Он и Возвышен) ведет к увеличению уверенности и изучения, а потому (Пророк) сказал: «Размышляйте о творениях Аллаха, но не размышляйте о Боге». Однако взгляд на решения и заповеди Творца дается лишь тому, кто обладает познаниями, воспитал себя и улучшил свой нрав, после чего открылось око его проницательности, и он видит такие чудеса, в которые другой и не поверит»[78].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Исламская цивилизация. История и современность"

Книги похожие на "Исламская цивилизация. История и современность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Исламская цивилизация. История и современность"

Отзывы читателей о книге "Исламская цивилизация. История и современность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.