» » » Коллектив авторов - Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1


Авторские права

Коллектив авторов - Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Образовательная литература, издательство ЛитагентСадраa5cd683a-31ad-11e3-bfee-002590591ea6, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1
Рейтинг:
Название:
Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-906016-49-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1"

Описание и краткое содержание "Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемый сборник содержит обзор взглядов на проблемы педагогики пятерых известнейших мусульманских мыслителей: Ибн Мискавайха, Зарнуджи, Сухраварди, Ходжи Туси и Маулави. Изучение их богатого философского наследия способно оказать немалую помощь при создании исламской педагогической системы, а также может стать отправной точкой для изучения истории исламской мысли и цивилизации в целом.

Данный сборник может быть полезен не только в учеб но-практическом плане, но сможет иметь также теоретическое и исследовательское применение, послужив началом для классифицирования педагогических школ в исламской истории, их анализа и критики.

Сборник предназначен для специалистов в области исламской педагогики, а также для широкого круга читателей, интересующихся развитием исламской философской мысли.






Ибн Мискавайх считает, что человек с помощью своей воли может достичь счастья и совершенства, и убеждённо заявляет: «Наличие человеческой сущности зависит от могущества его Творца, однако облагораживание этой сущности зависит от самого человека и его воли»[40]. Поэтому в другом месте он, называя выбор человека источником его благородства или подлости, счастья или злосчастья, пишет: «Взгляни, куда ты помещаешь свою душу, и на каком из уровней, определённых Богом для своих созданий, ты хочешь остановиться. Несомненно, это решение зависит от тебя, и тебе следует сделать свой выбор. Поэтому если ты хочешь опуститься до уровня скота, то непременно станешь одним из них. Или, если хочешь, можешь находиться на уровне хищных зверей или возвыситься до уровня ангелов и быть одним из них»[41].

Но, конечно, человек может применять свою волю только в тех случаях, когда это реально, но не в тех, которые выходят за рамки его возможностей, например, для формирования собственной внешности, роста и т. п. Для того чтобы свершить какое-либо действие, допустим, построить здание, необходимо наличие следующих условий.

1. Действующее лицо, которое может быть не посредственным (например, строитель) или опосредованным (например, архитектор).

2. Материал, которым производится действие, как, например, строительные материалы.

3. Цель, ради которой совершается действие, к примеру, комфортное проживание.

4. Воображаемая действующим лицом картина, которую оно хочет воплотить в жизнь.

Если человек посмотрит на свои действия лишь с одного ракурса, то вполне вероятно, что он будет склоняться к идее кадаритов[42] или джабаритов[43]. Но если он рассмотрит комплекс причин и факторов со вершения действия, то поймёт неверность идей обоих течений и познает истинную тайну идеи «ал-амр байна ал-амрайн» (промежуточного положения)[44].

Подражая благочестивым предшественникам, Ибн Мискавайх разделяет жизнь и смерть на два вида – избранную и естественную. Под «избранной жизнью» подразумеваются физические удовольствия, к которым человек стремится в дольней жизни, а под «естественной жизнью» – вечная жизнь души благодаря при обретённым истинным знаниям и избавлению от невежества. И также под «из бран ной смертью» имеется в виду умерщвление своих страстей, а под «естественной смертью» – уход души из тела[45].

2. Социальность

Человек по природе своей социальное существо, и, в отличие от животных, которые по своей сути и воле инстинктов могут обитать поодиночке, он не может жить вне человеческого общества. У него масса малых и больших потребностей, которые он не способен удовлетворить без взаимодействия с обществом. Одни эти потребности, такие как продукты питания, одежда, жильё, должны удовлетворяться ради поддержания жизни, а другие – ради большего уюта и комфорта. Поэтому людям дарован разум, чтобы они могли лучше взаимодействовать друг с другом и использовать свои возможности. Животные же, напротив, сотворены таким образом, что могут жить поодиночке. Они способны инстинктивно добывать себе пищу, их покров может защитить их от зноя и стужи, а с помощью дарованного им природой оружия они могут спасаться от врагов[46].

Посредством взаимодействия и взаимопомощи люди могут не только удовлетворять потребности, но и развивать и совершенствовать свои способности. Благодаря взаимосвязям и взаимоотношениям в людях процветают добродетели, а без этого они будут терять свои силы и способности. Никто не сможет развить в себе чувство смелости и справедливости, уединившись и укрывшись от людей[47].

Любовь и привязанность к людям – часть человеческой природы. Обычаи и традиции, а также религиозные учения поощряют эти чувства. Ежедневные коллективные молитвы, еженедельная пятничная молитва, ежегодное паломничество в Мекку – вот некоторые примеры того, как Ислам воспитывает в людях взаимную любовь и привязанность[48].

Исходя из всего вышеизложенного о необходимости взаимодействия между людьми, Ибн Мискавайх разъясняет возникновение человеческих цивилизаций следующим образом:

«Взаимодействие – насущная необходимость, а объединение многих людей ради сохранения от дельных индивидов – естественное явление. Поэтому люди должны цивилизоваться, т. е. объединяться и распределять меж со бой дела и ремёсла, чтобы эта цель, т. е. жизнь и сохранность в наилучшем образе, была достигнута всеми вместе»[49].

Люди отличаются друг от друга. У них разные потребности. И эти различия идут им на пользу, так как человек по своей натуре цивилизован. Если потребности людей будут одинаковыми, то не будет ни общества, ни цивилизации. Потому что именно различность вкусов и способностей людей создаёт культуру и формирует цивилизацию. Другими словами, эти различия кажутся таковыми лишь при поверхностном взгляде. Но на самом деле, если рассмотреть их глубже, можно убедиться, что это не что иное, как элемент взаимосвязи и единства.

3. Способность принимать и передавать

Отвечая на вопрос Абу Хаййана Таухиди, Ибн Мискавайх пишет, что у души есть две силы – принимать и передавать. Но учитывая его многократные заявления о том, что человеческой душе присущи только три силы (страсти, гнева и разума), эти две силы можно назвать сущностными особенностями человека.

Первая особенность, которая имеет пассивный характер, побуждает человека учиться и получать новые знания. В детстве он любит слушать сказки, в зрелости жаждет познать истины, т. е. он желает постичь все тайны и достичь совершенства. Вторая же особенность, которая имеет характер действия, побуждает человека научить своим знаниям других людей. Это внутреннее желание принимать и передавать информацию побуждает человека раскрывать тайны и вносит огромный вклад в передачу знаний последующим поколениям[50].

Эти две особенности человека, т. е. его любовь к учению и обучению, упоминаются в сочинениях древних мыслителей, в частности Джахиза, под названием «любовь к информированию и разведыванию» (ихбар ва истихбар)[51]. Но, конечно, эти особенности не в одинаковой мере проявляются в людях. Одни больше любят слушать и учиться, а другие – говорить и обучать[52].

4. Самолюбие

Человек по природе самолюбив. Поэтому он считает себя красивым и лишённым недостатков. Из-за своего самолюбия он скрывает свои плохие качества и не достатки, демонстрируя достоинства, и приписывает себе те добродетели, которыми не обладает. Он любит, когда его хвалят, и не любит, когда критикуют. Поэтому он пытается отомстить тем, кто злословит о нём[53].

Различия между людьми

Все творения, будь то минералы, растения или животные, отличаются друг от друга. Даже между одинаковыми предметами есть различия. Например, одни ножи острые, другие – тупые. Кроме того, среди животных существуют разные виды, и даже между особями одного и того же вида есть различия. К примеру, арабская чистокровная лошадь отличается от других лошадей.

Также и между людьми существуют различия, хотя каждый из них в отдельности называется человеком[54].

В этом отношении Ибн Мискавайх, помимо внешних физических различий между людьми, указывает на их различия в плане нравов, знаний и навыков. Он убеждён, что люди не одинаковы с точки зрения наклонностей и способностей. Так, одни занимаются дублением, другие – медициной, т. е. одним интересно работать с кожей и мехом мёртвых животных, а другим – лечить такое благородное создание, как человек. Также одни увлекаются такими науками, где необходимо яркое воображение, другие – теми науками, где требуются глубокие размышления, а третьи – теми наука ми, где необходима отличная память. Это всё вызвано тем, что у людей разная сила воображения, размышления и запоминания, а также естественными причина ми, божественной волей. Также люди различаются между собой в способности воспитывать в себе благие нравы, т. е. с точки зрения восприятия добродетелей находятся на разных уровнях[55].

Ибн Мискавайх считает, что основные причины раз ли чия людей заключаются в их сущностных особенностях, способностях, характере и среде воспитания.

Победа одной из трёх сил приводит к тому, что человек начинает отличаться от других. Например, если сила страсти берёт верх, людьми овладевает стремление к богатству, а если верх берёт сила гнева, они становится тщеславными.

Сущностные особенности, как, например, способность принимать и передавать знания, о которой говорилось выше, также вносят различие между людьми. Порой в человеке превалирует желание получать информацию, и тогда он стремится к учёбе и познанию тайн, а порой он больше хочет передавать имеющуюся у него информацию, и тогда он проявляет больший интерес к обучению других[56].

Различность характеров тоже является одной из при чин различия между людьми. Так, сангвиник из бегает одиночества и стремится всегда быть в окружении людей, так как он очень общителен, а меланхолик, наоборот, предпочитает уединяться и избегать общества. У кого горячий темперамент, тот активен и агрессивен, а у кого холодный – тот пассивен и пессимистичен. Влияние темперамента прослеживается даже в животных, например, в контрасте поведения льва и лисы[57].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1"

Книги похожие на "Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1"

Отзывы читателей о книге "Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.