» » » » Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (К)


Авторские права

Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (К)

Здесь можно скачать бесплатно "Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (К)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство Русское слово, год 1996. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедический словарь (К)
Автор:
Издательство:
Русское слово
Год:
1996
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедический словарь (К)"

Описание и краткое содержание "Энциклопедический словарь (К)" читать бесплатно онлайн.








Литература: Horaninow, «Prodromus monographiae Scitaminearum» (СПб. 1862).

Л. Бекетов.

Каннелюры

Каннелюры или ложки (архит.) – желобки, выдолбленные на стержне колонны, идущие по его длине и представляющие в своем разрезе либо сегмент круга (дорическ. орден), либо полное полукружье (ионическ. и коринфск. ордена). В средние века и в эпоху Возрождения, К. иногда заполнялись на всем своем протяжении, или только в нижней части, выпуклым валиком, или же снабжались лиственным украшением, а так же шли по колонне не в виде прямых вертикальных углублений, но в виде спиралей и зигзагов, обвивающих стержень.

А. С-в.

Каннибализм

Каннибализм или антропофагия, людоедство. Название «каннибалы» произошло от «Каниба» – имени, которым называли Колумбу жители Багамских островов обитателей Гаити, страшных, будто бы, людоедов. Впоследствии название «каннибал» стало равнозначительным антропофагу, хотя, по Гepрера, «canibal» значило собственно «храбрый». О племенах людоедов упоминают уже многие писатели древности и путешественники средних веков; у них же встречаются указания на случаи людоедства и у культурных народов, вызванные голодом. В новые времена (с XVI в.) К. был найден и описан у многих народов, во всех частях света (кроме Европы). Достоверно известно, что он практикуется местами и теперь, особенно во внутренней Африке, в Меланезии, на некоторых о-вах Малайского архипелага, в Австралии, во внутренних частях Бразилии, у некоторых народов сев.-зап. Америки. Еще в начале нынешнего и в конце прошлого века К. был распространен и на многих группах о-вов Полинезии, у многих североамериканских индейцев и эскимосов, в южн. Африке и т.д. В мифах, преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то, что К. не был чужд и предкам культурных народов; следы его можно констатировать в мифологии греков в преданиях и сказках немцев и славян и т.д. Некоторые исследователи предполагают даже, что людоедство характеризует собой одну из стадий развития – род болезни, через которую должно было пройти всё человечество, все племена, в известный, более или менее отдаленный период их жизни. Такое предположение невозможно доказать; доисторическая археология не дает ему достаточных подтверждений. Правда, были замечены как будто некоторые следы людоедства в отложениях каменного века (пещерах) Бельгии, Италии, Франции, даже в некоторых древних могилах или курганах; но, во-первых, следы эти очень редки, недостаточно явственны и некоторыми признаются совершенно неубедительными, а во-вторых, известно много пещер и мест погребений, давших обильные остатки каменного века, в том числе и остатки человеческой трапезы, расколотые и иногда обглоданные кости различных животных – но между ними не было найдено ни одной подвергшейся подобному же раскалыванию или обгладыванию кости человека. Не подлежит, однако, сомнению, что К. прежде был распространен гораздо шире, чем теперь, и что следы употребления человеческого мяса, в смысле непосредственного питания им или в религиозных, суеверных и символических целях, могут быть констатированы у многих народов. Вопрос о причинах, вызвавших людоедство, не разъяснен вполне и по настоящее время; они могли быть различны – то чисто физические, именно голод, то психические, соединенные с известными представлениями. С другой стороны, однажды войдя в употребление, людоедство могло поддерживаться и даже получить более широкое распространение вследствие удовольствия, вызываемого этим способом питания. Голод, недостаток в дичи и вообще в мясе – вот, по-видимому, побудительные поводы к людоедству у пешересов Огненной Земли, у жителей некоторых о-вов Полинезии, в Бразилии, хотя и тут мы знаем народы, питающиеся исключительно растительной пищей. Местами, в известное время года население (напр., первобытные дикари Австралии) вынуждено вообще голодать, и тогда, в особенности если далекие поиски за дичью приводят его к столкновению с другим племенем, павшие и взятые в плен враги легко могут быть употреблены в пищу. Затем, одним из наиболее первобытных мотивов К. должна быть признана ярость, инстинктивное желание уничтожить врага, в буквальном смысле этого слова. Примеры такой ярости представляет и история культурных народов, когда разъяренная толпа, убив ненавидимого ею человека, терзала его на части, пожирала его сердце, легкие и т.д. Среди дикарей такие случаи были констатированы в разных странах и в различные эпохи. Слепая ярость осмысливается, впоследствии, представлением, что съедением врага последний совершенно уничтожается или что его дух переходит в дух его победителя, даёт ему новую силу и храбрость. Вследствие этого съедаются преимущественно известные части тела: глаза, сердце, печень, мозг, или пьется кровь и т.д., в которых особенно предполагается жизненная или одушевляющая тело сила. У некоторых народов убивались и съедались старики, чтобы душа их не умерла вместе с телом путём постепенной дряхлости, а продолжала бы жить в их потомках и сородичах. Первобытный человек не мог дойти до представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди; даже в Греции показывались могилы Зевса, Дионисия, Афродиты и т.д. Поэтому воплощенный бог или жрец его, а также царь у некоторых народов убивались, дабы их души могли перейти ещё в полной силе в души других смертных. Впоследствии, вместо царя или бога, в жертву стали приноситься другие лица. У семитов, в важных случаях, приносился иногда в жертву, для блага народа, царский сын; обычай принесения в жертву первенцев существовал у многих народов. В таинствах Митры приносился в жертву мальчик, тело которого потом съедалось всеми присутствовавшими; у ацтеков Мексики также был религиозный обычай съедания бога, который чествовался в течение года в образе красивого юноши. Позже съедание бога заменяется съеданием посвященного ему животного или хлеба, которому придаётся иногда человекообразная форма (как и теперь ещё кое-где в Европе, после жатвы, из первого обмолоченного хлеба). У многих дикарей людоедство заключает в себе нечто религиозное, таинственное и совершается ночью, при участии жрецов или шаманов и т.д. У других диких или варварских народов оно превращается просто в обжорство, для удовлетворения которого предпринимаются набеги на соседние племена с целью захвата пленных. Такие племена каннибалов часто, в культурном отношении, стоят выше их окружающих, напр., монбутту тропической восточной Африки или жители о-вов Фиджи. Когда путешественник Шейнфурт гостил у короля монбутту, людоедство всячески скрывалось от европейца, так как королю было известно, что белые относятся к этому обычаю с отвращением. В настоящее время людоедство в больших размерах существует только во внутренней Африке и кое-где в Меланезии, преимущественно, следовательно, у тёмнокожих и курчавоволосых племён. Надо думать, что в скором времени, с распространением европейских колоний, людоедство окончательно исчезнет, и от него останутся только следы – в народных мифах, преданиях и верованиях. Ср. Andree, «Die anthropophagie» (Л., 1887); Воеводский, «К. в греческих мифах» (СПб., 1874); Schaffhausen, в «Archiv fur Anthropologie» (т. IV); Bergemann, «Die Verbreitung der Anthropophagie» (1893); Fraser, «The Golden Rough. A study in comparative Religion» (Л., 1890), а также многие путешествия и общие этнологические сочинения Леббока, Тэйлора, Летурно, Бастиана и др.

Д. А.

Канниццаро

Канниццаро (Станислав Cannizzaro) – итал. химик, род. в 1826 г., изучал химию в Пизе под руководством Пириа, ассистентом которого сделался в 1847 г. К., вследствие политических событий, вынужден был удалиться в Париж, потом был профессором в Генуе, Палермо, Риме; в 1871 г. сделан был сенатором. К. открыл бензильный алкоголь и цианамид, известен также своими исследованиями сантонина, но крупнейшие заслуги принадлежат К. в сфере общетеоретических воззрений по химии, где, благодаря ему, утвердились так называемые жераровские веса атомов. В таблице эквивалентов, предложенной Жераром, соотношения между атомными весами многих элементов были неправильны: изменив атомные веса кислорода, серы, углерода и приведя формулы органических соединений в соответствие с требованием двухобъемности в парообразном состоянии, Жерар, за недостатком летучих соединений, не мог твердо установить атомные веса металлов, а потому для них довольствовались эквивалентами. Заслуга указания необходимых дополнений к системе атомных весов Жерара, равно как путей для уничтожения встречающихся противоречий принадлежит К. Он предложил удвоить атомные веса всех металлов, кроме щелочных и серебра, основываясь частью на данных Реньо теплоемкостях металлов, частью на плотностях пара, напр. металлорганических соединений ртути и цинка, частью на химических соображениях, напр. на отсутствии для бария и магния способности образовать кислые соли. Новые атомные веса, предложенные К. на международном съезде естествоиспытателей в Карлсруэ, в сентябре 1860 г., на котором он явился главой последователей Жерара, в большинстве случаев остались без изменения поныне (см. статью Д.И. Менделеева об этом конгрессе в «СПб. Ведом.» 1860 г.). Из немногочисленных сочинений К. переведены на русск. яз. П.П. Алексеевым: «Обзор развития понятий об атоме, частице и эквиваленте и различных систем формул» (Киев, 1873) и «О пределах и форме теоретического преподавания химии» (в «Киевск. Унив. Изв.», 1873 г.. № 6). Ср. Н. Меншуткин «Очерк развития химических воззрений» (СПб. 1888, гл. XV).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедический словарь (К)"

Книги похожие на "Энциклопедический словарь (К)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ф. Брокгауз

Ф. Брокгауз - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (К)"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедический словарь (К)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.