Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (М)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедический словарь (М)"
Описание и краткое содержание "Энциклопедический словарь (М)" читать бесплатно онлайн.
Н. Б – в.
Молекула
Молекула или частица – система или группа атомов.
Молитвы
Молитвы – составляют неизменную принадлежность всякого религиозного культа. У древних греков и римлян М. играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним грозило гневом богов.
На отдельные случаи (рождение, бракосочетаниe, испрошение урожая и т. п.) установлены были особые формулы М., которые при общественных богослужениях произносились жрецами или магистратами. М. вообще приписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурным предзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие М.; к ней приступали, умыв предварительно руки. Во время М. древние воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытой головой, римляне (и Иудеи) – с покрытой. Ср. Lasaulx, Ueber die Gebete der Griechen und Romer" (Вюрцб., 1842). Индусы считают свои М. по шарикам или кораллам, в чем усматривают прототип четок, употребляемых мусульманами и христианами. Механическое отношение к М. достигает крайних пределов у буддистов и ламаитов, у которых существуют молитвенные машины или мельницы, впервые появившиеся в Индии около 400 г. по Р. Хр. Это – деревянные цилиндры, достигающие иногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси руками или ветренными или водяными двигателями; на бумаге, обвитой вокруг цилиндра; много раз повторяется М. ламаитов: ом-ма-ни и т. д. Одному обороту цилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как и произнесению этой М. столько раз, сколько раз она отпечатана на цилиндре. У мусульман М. считается делом особенно благочестивым; Мохаммед сам установил все омовения, коленопреклонения и др. обряды, сопровождающие М. Мусульмане читают М. главным образом, про себя: в состав общественного богослужения они почти не входят. М. носят у них более характеры славословий и благодарений, чем прошений. Во время М. мусульмане обращаются лицом к Мекке. Совершается М. у суннитов пять раз, а у пиитов – три раза в сутки. В Ветхом Завете встречаются частые указания на факта совершены М. (напр. Исаак молился о Ревекке), но точные формулы М. установлены в нем лишь на случай представления десятины (Второзак., XXVI, 13 – 15). Лишь в эпоху после первого изгнания М. подверглись тщательной регламентации; еще до пришествия Христа установлены были часы для совершения М.: третий (наш девятый по полуночи), шестой (наш 12-й) и девятый (наш 3-й по полудни) часы дня. Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытой головой, в филактериях предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних (т. е. имеющих право надевать филактерии), которое называется миньон. М. читаются исключительно на древнееврейском языке; в числе их, помимо псалмов, много поэтических гимнов, но в общем они поражают своей пространностью, нося иногда чисто повествовательный характер. Иисус Христос, придя в мир, осудил как лицемерие фарисеев, так и многословие и малосмысленность язычников (от Матфея, VI, 5 – 8), преподав вместе с тем совершеннейшую из всех М. христианских. Об этой молитве Господней см. Отче наш. Другой образец М., встречающийся в Евангелии – это молитва. Мытаря («Боже, милостив буди мне грешному»; Еванг. от Луки, XVIII, 13), переданная Иисусом Христом в притче о кающемся грешнике. Как примером Своим, так и в поучениях Своих, Спаситель постоянно указывал на спасительное значение М.: «бдите, молитеся, не весте бо, когда время будет» (Ев. от Марка, XIII, 33); «бдите на всяко время молящеся» (Ев. от Луки XXI, 36). На основании учения Христа и апостолов древняя церковь постепенно выработала единообразные правила, определяющие порядок совершения М. как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеев перешел обычай молиться стоя (от Марка XI, 25), только кающимся это было запрещено; от иудейского же культа заимствовано было и коленопреклонение. Уже в апостольские времена христиане стали осенять себя при М. крестным знамением (XVI, 648). В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амалскитянами с воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греч. обычай молиться с непокрытой головой; но для женщин установлено было противоположное правило (1 Посл. к корине. XI, 4 и сл.). Сообразно заповеди Христа о непрестанной М., христиане молились во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и ночь на 12 равных частей, и дневные часы делили на 4 части: 1-й (наш 7-й час по полуночи), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в христианской церкви, сверх литургии (XVII 838), издревле установлены 8 ежедненных служб: вечерня, повечерня, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой, так что верующие, особенно в монастырях, собирались на М. по 8 раз в день. С течением времени церковь, в виду заняли христиан в частной и общественной жизни, начала совершать эти службы большей частью в три времени дня: утром (полунощницу, утреню и последование первого часа), перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) и вечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие). Разли чают М. совершаемую без слов и др. внешних знаков – одним умом и сердцем (М. внутренняя, духовная, сердечная), и М., которая произносится словами и сопровождается разными знаками благоговения (М. внешняя, наружная). По содержанию своему, М. распадаются на славословия, прошения и благодарения; есть еще М. ходатайственная за других. В отношении формы, М. распадаются на три главные группы: ектении, псалмы и песнопения. Ср. Staudlin, «Geschichte der Vorstellungen und Lehren fon dem Gebet» (Геттиyген, 1825); Wiener, «Das Gebet» (Гота, 1885); Christ, «Die Lehre v. Gebet nach d. Ne3nen Testament» (Лейден, 1886); А. Никольский, «Молитвослов с замечаниями о важности М., о происхождении их и церковном употреблении» (Москва, 1884).
Молодая Италия
Молодая Италия – итальянской революционное сообщество основанное в 1831 г. Мадзини в Марсели. План организации его и программа были выяснены Мадзини в первом № журнала, издававшегося М. Италией. Уничтожая смертный приговор, грозивший непокорным или изменникам в прежних тайных обществах, требуя полной гласности во всем, что касается идей и стремлений, и допуская тайну только для подробностей организации, основатель М. Италии «отделял новое братство от прежних тайных обществ, от деспотизма невидимых начальников, от недостойного слепого повиновения, от пустого символизма, от многочисленной иерархии и от всякого духа мести». "М. Италия, – говорил он, – должна быть республиканской, ибо божественные законы создали всех людей равными и свободными, ибо в Италии нет монархических элементов, ибо народ можно поднять во имя его свободы и прав, а не во имя интересов какой-либо династии; М. Италия должна быть унитарной, потому что Италия нуждается в силе и в единстве, а федарализм обрек бы ее на бессилие. Основами общества Мадзини выставил идею божества и нравственного долга. Как на средства, которыми М. Италия должна пользоваться, было указано на воспитание и восстание. При поступлении в общество произносилась присяга, формула которой, не лишенная театральной эффектности, указывала на внутреннее родство между обществом карбонариев и М. Италией, несмотря на все желание основателей отделить их друг от друга. У М. Италии были свои цвета, свое знамя (с надписью: свобода, равенство, единство, независимость), своя эмблема (кипарисная ветвь), свой девиз (Оrа е sempre). Члены общества делились на посвященных и посвящающих. Центральный комитет, избираемый местными комитетами, заведывал всеми делами; каждый член общества вносил в кассу не менее 50 сант. ежемесячно. Общество издавало свой журнал: «La Giovine Italia», который только первые два года выходил более или менее регулярно; потом появлялись отдельные №№, а также прокламации, брошюры и книги. В общество вступили с самого начала более энергичные элементы из общества карбонариев и много новых сил – Гарибальди, Гверацци, Руффини, Джоберти, Дурандо, Брофферио, братья Бандиера, Леопарди; с ним были в сношениях Годефруа Кавеньяк, Арман Каррель, Лафайет. Французское правительство через полгода после основания М. Италии запретило деятельность ее во Франции; она переселилась в Женеву, где был впрочем, только центральный ее комитет, местные же комитеты распространились по всей Италии. Итальянское и австрийское правительства самым суровым образом преследовали за принадлежность к обществу; уже в 1833 г. в Ломбардии было казнено за нее 19 человек. Издания общества тоже преследовались самым строгим образом, но тем не менее они проникали в Италию в значительном количестве экземпляров, благодаря воспитанному веками заговоров и тайных обществ искусству деятелей М. Италии и в особенности Мадзини. Общество организовало несколько военных экспедиций, которые все окончились неудачно. Переселение Мадзини в Лондон и гонения, начатые швейцарскими властями, ослабили общество; тем не менее оно существовало до 1848 г. После этого были попытки оживить его, но отдельные кружки, бравшие на себя имя М. Италия, не приобретали сколько-нибудь значительного влияния. См. Cironi, «Die Naliouale Presse in Italien und die Kunst der Rebellen» (ним. перев., Лпц., 1863). По образцу М. Италии, и тоже не без прямого влияния Мадзини, в 1832 и 1833 гг. основались в Швейцарии еще два революционные общества: Молодая Польша и Молодая Германия (которую не следует смешивать с литературным течением обозначаемым тем же именем; см. выше). Первая из них состояла из польских эмигрантов, по преимуществу замешанных в восстании 1830 г. Общество не имело большого влияния, а изгнанием его членов из Швейцарии, произведенным в 1836 г., оно было почти совершенно уничтожено; попытки восстановить его в Лондоне не увенчались успехом. Более значения имела Молодая Германия, основанная тоже немецкими эмигрантами, а также немецкими ремесленниками и рабочими; она состояла из многочисленных клубов, рассеянных по Швейцарии и объединенных одним центральным комитетом. Стремления и программа ее были сходны со стремлениями М. Италии, но способы действия несколько отличались: так, в 1835 г. членами общества был убит близ Цюриха, как шпион, Людвиг Лессинг. Это убийство, а также последовавшее затем собрание членов общества в лесу около Берна., за которым, как предполагали (совершенно неосновательно), должно было последовать вооруженное вторжение в Баварию или Баден, вызвали тревогу как в германских, так и в швейцарских, властях; последовали аресты и высылки, вследствие которых деятельность общества прекратилась. В 1845 г. она вновь оживилась; общество организовывало мелкие восстания в Бадене и сыграло немаловажную роль в баденской революции 1849 г. В 1850 г. последовали новые высылки из Швейцарии, после которых общество окончательно прекратило свое существование. Три вышеупомянутых общества в 1834 г., на особом конгрессе представителей, решили объединиться. Их союз получил наименование Молодой Европы. Был составлен на трех языках акт соединения, с девизом: «свобода, равенство, гуманность»; был выбран союзный комитет, сделаны попытки создать общества Молодой Франции, Молодой Испании и Молодой Бельгии, основан на французском языке орган Молодой Европы: «Le Proscrit». Общество и его орган просуществовали до 1836 г., когда оно распалось на составные свои элементы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедический словарь (М)"
Книги похожие на "Энциклопедический словарь (М)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (М)"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедический словарь (М)", комментарии и мнения людей о произведении.














