Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (М)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедический словарь (М)"
Описание и краткое содержание "Энциклопедический словарь (М)" читать бесплатно онлайн.
Мартенс Федор Федорович
Мартенс (Федор Федорович) – известный русский юрист. Род. в г. Пернове, Лифляндской губ., в 1845 г.; 10 лет поступил в спб. сиротский институт, а затем в университет. Защитив магистерскую диссертацию («О праве частной собственности во время войны», СПб., 1869), М. занял кафедру международного права в спб. университете; тот же предмет он преподает в Имп. училище правоведения и в Александровском лицее; член совета министра иностр. дел. Мартенс принадлежит к представителям господствующего в современной литературе международного права направления позитивного, не ограивчивая, однако, задачи научного исследования одним констатированием действующих юридических норм и учреждений. Он пытается путем исторического изучения открыть законы их развития и анализом условий современной жизни определить их значение и жизнеспособность. Подобная попытка сделана им в докторской диссертации («О консулах и консульской юрисдикции на Востоке», СПб., 1873; нем. перев. Skerst'a, Берл. 1871), целью которой было «исследование законов международной администрации». Междугосударственные отношения М. считает нужным изучать не изолированно, а в их естественной связи с юридическими учреждениями отдельных государств и разнообразными, как духовными, так и экономическими интересами общества. Так как удовлетворение последних находится в тесной зависимости от уважения, которым пользуется в государстве человеческая личность, то степень ее свободы, в результате, является для М. мерилом интенсивности участия государства в международных сношениях. Прогресс международного права обусловлен различием свободных государственных учреждений. Только государство, в котором личность получила признание своих прав, может стать членом правильно организованного международного общения. М. ограничивает поэтому действие международного права обществом государств европейской цивилизации, считая возможным применять в сношениях с остальными одно лишь "естественное правою, содержание которого он точно не определяет. В связи с этими воззрениями, хотя и далеко не всегда последовательно, построена система международного права (лучшая из существующих) в его известном и по достоинству оцененном курсе: «Современное международное право цивилизованных народов» (СПб., 1882 – 83; т. 1, изд. 3, 1895; перевед. на нем., франц. и испан. яз.). – Это первое в России самостоятельное и полное руководство по международному праву. В основание системы положена заимствованная у философской школы мысль о международном общении, но отдельные части не согласованы с нею. Важнейшим трудом М. является «Собрание трактатов и конвенции, заключенных Россией с иностранными державами» (СПб., с 1874), с весьма ценными историческими пояснениями. Вышедшие тома содержат: I – IV договоры с Австрией (1675 – 1878), V – VIII – договоры с Германией (1656 – 1888), IX (X) и XI – договоры с Англией (1710 – 1831). Публицистический характер носят его работы: «Восточная война и Брюссельская конференция 1874 г.» (СПб., 1879), «La Russie el l'Angleterre dans l'Asie Centrale» (1879; перев. на русском, английском и немецком яз.) и др. Много статей по разным вопросам международного права и политики напечатаны М. в «Сборн. Госуд. Знаний», «Ж. М. Н. Пр.», «Вестн. Европы», «Журнал Гражд. и Угол. Пр.», «Воен. Сборники», «Revue de droil internalional» и др. С 1874 г. М. состоит членом института международного права и принимает самое живое участие в его работах; не раз его проекты получали санкцию института (смешанное судопроизводство в консульских судах, судоходство по международным рекам, меры против работорговли на море и пр.). М. был представителем русского правительства на многих международных конференциях, в том числи на брюссельских 1874 г. (о кодификации военного права) и 1889 – 90 г. (для борьбы с работорговлею).
Мартиролог
Мартиролог (от martuoV, мученик, logoV слово) – сборник повествований о мучениках (а также исповедниках), претерпевших страдания за Иисуса Христа от язычников, особенно в первые три века (см. Жития святых). В греческой литературе древнейшим, из сохранившихся сборников таких повествований служит «Книга о палестинских мучениках» Евсевия Кесарийского, а более полным – «Менологий» Василия Македонянина (IX в.). На Западе древнейшие М. известны с именами блаж. Иepoнима и Беды Достопочтенного, хотя принадлежность их названным лицам оспаривается. Позже явились М. лионского диакона Флора (ок. 800 г.), Рабана Мавра (ок. 845 г.) и Ноткера (Balbulus; умер в 912 г.). По распоряжению папы Григория XIII знаменитый Бароний составил всеобщий М., о мучениках всех стран и народов (Рим, 1536), дополненный и вновь изданный Росвейдом в 1613 г. Впоследствии М. стал входить в общий состав святцев или церковных месяцесловов, где повествования о мучениках размещаются наряду с биографиями других святых – преподобных и т. д.
Мартос Иван Петрович
Мартос (Иван Петрович) – знамен. русский скульптор, род. около 1750 г. в Полтавской губ., принят в воспитанники имп. акд. в первом году по ее учреждении (в 1764), окончил курс в 1773 г. с мал. золотой медалью и отправлен в Италию, в качестве пенсионера акд. В Риме усердно занимался своею отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса. Возвратился в СПб. в 1779 г. и тотчас же был определен преподавателем ваяния в акд., а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. – ректором и, наконец, в 1831 г. – заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами М. составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях. Умер в СПб., 5 апр. 1835 г. Простота и благородство стиля, правильность рисунка, отличная лепка форм человеческого тела, искусная укладка драпировок и добросовестное исполнение не только существенного, но и деталей – составляют отличительные черты произведений М., до некоторой степени напоминающих Канову, но не столь идеалистических и грациозных; как работы этого мастера; в композиции барельефов, особенно многосложных, он стоял наравне с первостепенными скульпторами новейшего времени. В ряду работ М., главные: колоссальная бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая собою портик Казанского собора в СПб.; большой барельеф: «Моисей источает воду из камня», над одним из прездов в колоннаде этого храма; памятник. вел. княг. Александре Павловне, в дворцовом парке г. Павловска; монумент Минину и кн. Пожарскому в Москве – самое важное из всех произведений художника (1804 – 18); колоссальная мраморная статуя Екатерины II, в зале московского дворянского собрания; такой же бюст имп. Александра I, изваянный для спб. биржевого зала; памятники имп. Александра I в Таганроге, герц. Ришелье в Одессе, кн. Потемкина в Херсоне, Ломоносова в Холмогорах; надгробные памятники Турчанинова и кн. Гагариной в Александро-Невской лавре, и статуя «Актеон», исполненная из бронзы для Петергофского сада и затем несколько раз повторенная художником.
А. С – в.
Мартышки
Мартышки (Cercopithecus) – род обезьян Старого Света (именно африканских) – небольшие обезьяны с стройным телом, тонкими конечностями, длинным болбшим пальцем передних конечностей, большими защечными мешками и большими седалищными мозолями, выдающейся (менее чем у макаков) мордой, длинным хвостом без кисти на конце. Крайне живые, подвижные и общительные животные, живут в лесах, стадами, под предводительством вожака-самца; часто делают нападения на поля и приносят местами очень чувствительный вред. Они легко приручаются, очень понятливы, легко выживают и размножаются в неволе. Монгаб (С. или Cercocebus fuliginosus Geoffr.) сверху тусклого черного, снизу от шиферно-серого до желтовато-белого цвета, лицо и руки черные, верхние веки белые, длина тела до 65 стм., хвост до 60. Зап. Африка. Зеленая обезьяна (С. sabaeus F. Cuv.), зеленовато-серая с черными крапинами, брюшная сторона беловатая, лицо, уши, руки черные; длина тела 48, хвост 64 стм. Вост. Африка, малоотличающаяся от нее форма (вероятно, разновидность), и в зап. Мона (С. moha Erxl.), на верхней стороне и боках каштаново-бурая, верхняя часть головы желто-зеленая с черными крапинками, над глазами серая светлая поперечная полоса, бакенбарды желто-белые, грудь, брюхо и внутренняя сторона рук белые; такой же величины.
Н. Кн.
Марш
Марш (ит. – marcia, франц. – marche, от франц. marcher – идти) – род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска. М. пишется в четыре четверти или 2/4 в двухколенном или коленном складе, с трио. Ритм должен быть ясный, простой и энергичного характера. Смотря по скорости движения, М. получает разные названия. Церемониальный М., в 4/4 медленнее скорого М., который пишется в 2/2 или в 4/4 alla breve. Похоронный М. имеет одинаковые движения с церемониальным или еще более медленные. М. – один из главных элементов военной музыки. Похоронный М. пишется в миноре, a триo в мажоре; другие М. пишутся в мажоре. Форма М. применяется не только в полковой музыке, но и во всякой другой. Она получила художественную обработку в операх, напр. коронационный М. в «Иоанне Лейденском» Мейербера, М. в «Тангейзере» Вагнера, шествие в «Лоэнгрине», у Моцарта в «Волшебной флейте», М. цыган в «Прециозе» Вебера, у Бетховена в «Фиделио», у Глинки М. Черномора, у Серова в «Рогнеде», у Чайковского в «Орлеанской деве», у Рубинштейна в «Нероне». Кроме того, форма М. встречается в симфониях, напр. в военной симфонии Гайдна, Marcia funebre в героической симфонии Бетховена, у Шопена, в сонатах Бетховена, в симфонии Шпора «Die Weihe der Тonе», у Берлиоза венгерский М. в «Гибели Фауста», у Мендельсона свадебный М. в музыке «Сна в летнюю ночь». Существуют М. и как самостоятельные симфонические произведения, напр. коронационный М. Чайковского, Kaiser-marsсh, Huldigungsmarsch Вагнера. Из вокальных М. особенно известна марсельеза . Marciale или Marziale – музыкальный термин, требующий исполнения в характере М.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедический словарь (М)"
Книги похожие на "Энциклопедический словарь (М)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (М)"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедический словарь (М)", комментарии и мнения людей о произведении.