Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (Р)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедический словарь (Р)"
Описание и краткое содержание "Энциклопедический словарь (Р)" читать бесплатно онлайн.
Рождество Христово
Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского; он совершался там 6 января под именем Богоявления (Epijanh), а на Западе праздновался 25 дек., под названием Natalis. Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его беседы на день Р. Христова, и на Востоке начали праздновать его 25 дек. Трудно сказать, почему именно зап. церковь стала праздновать его в этот день, Некоторые стараются поставить этот праздник в связь с Иудейской ханукой или римскими сатурналиями, но эти предположения произвольны. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта); отсюда явствует намерение привести эти даты в соответствие с обычным временем плодоношения. В восточной церкви праздник Р. Хр. считается вторым по Пасхе («трехдневная пасха»), а на Западе он стоит даже выше Пасхи. А. Д.
К достойному празднованию Р. Христова верующие приготовляются сорокадневным постом, известным под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу церковному в этот день полагается употреблять в пишу сочиво, т. е. сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По обычаю православных христиан, пост этого дня хранится до вечерней звезды. В V в. Анатолий, патриарх константинопольский, в VII в. Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, патриарх цареградский и др. написали для праздника Р. Христова многие священные песнопения, которыми церковь и ныне прославляет празднуемое событие. Уже в IV в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно случится в день воскресный (Феофила Александр. прав. 1-е). В навечерие издревле совершаются царские часы, так называемые потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов церковь воспоминает многоразличный ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Р. Спасителя. После полудня совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время; царские часы в таком случае переносятся на предшествующий пяток. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором церковь свою духовную радость выражает особенно пением пророчественной песни: «яко с нами Бог». В православной церкви русской торжественность богослужения праздника возвышается еще воспоминанием об избавлении России от нашествия галлов и с ними двадесяти язык в 1812 г. Это воспоминание совершается в благодарном молебном пении, после литургии. В пределах предпразднства и попразднства праздник Р. Христова продолжается 12 дней. См. П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890); прот. Г. С. Дебольский, «Дни богослужения православной кафолической восточной церкви» (т. 1, СПб., 1882); прот. и. Никольский, «Пособие к изучению устава богослужения правосл. церкви» (СПб., 1888); Ф. Смирнов, «Происхождение и значение праздника Р. Христова». (Киев, 1883).
К кратким евангельским сказаниям о Р. Христовом многое прибавляют апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этом отношении апокрифы Они оказали сильное воздействие на старинную литературу и на иконопись. В апокрифах говорится о вертепе, бабке Соломонии, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев (см. Пыпин, «Памят. стар. рус. литературы», III; Калитовский, «Матер. до литер. апокр.» и др.). В истории древнехристианской литературы и искусства наиболее оставили следов древние апокрифические сказания о присутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла. Уже в древнехристианских саркофагах являются осел и бык при Р. Христове. К IX в. на Востоке и Западе пользуется огромной популярностью следующие изображения Р. Христова: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит Христос: над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте. Известно, как традиционные осел и бык послужили великим итальянским художникам, напр. Корреджио. В Чети-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета. На осле ехала Пресвятая Дева, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы было чем уплатить царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Эти бессловесные животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней стужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему. Этот рассказ из Чети-Миней проник в народ и в духовных стихах и легендах малорусского народа передается почти дословно. Научная литература предмета – у акад. Веселовского, в «Сборн. Акад. Наук», 1891 г., Потебни во II т. «Объясн. малор. и срод. песен», Сумцова – в «Очерк. ист. южнор. апокр. сказ. и песен», «Этнограф. Обозрения» (см. по указателям Куликовского, 1 – XVI, 36; XVI – XXXI, 49).
Рождество Богородицы
Рождество Богородицы – двунадесятый праздник, 8 сентября, в память рождения Пресв. Девы Марии. Событие, чествуемое в этот день, сохранилось только в церковном преданий и представляется в таком виде. Родители Пресвятой Девы были благочестивые Иоаким, происходивший из царского рода, и Анна – из рода первосвященнического. Пресвятая Дева была единственное дитя их, рожденное ими в преклонных летах, по особому обетованию Божию. Имя ее было предуказано ангелом, предвозвестившим родителям и самое рождение ее. О времени установления праздника не сохранилось определенных сведений. Св. Елена, по палестинским преданиям, соорудила храм в честь и память Р. Богородицы. Более или менее ясные указания на праздник находятся у св. Златоуста, св. Прокла, Епифания и блаженного Августина. В V в. о празднике Р. Богородицы упоминается в служебнике (сакраментарии) Геласия; в этом же веке Анатолий, епископ константинопольский, написал на день Р. Богородицы стихиры, ныне поемые церковью в этот день. Р. Богородицы было прославлено Стефаном Святоградским в VI в., Андреем Критским и Сергием, патриархом константинопольским, в VII в., св. Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом константинопольским, в VIII в., Иосифом Студитом в IX в., в песнопениях, которыми православная церковь и поныне прославляет Пресвятую Деву в праздник Р. ее. В настоящее время праздник продолжается, в пределах предпразднства и попразднства, 6 дней, с 7 по 12 сентября. См. П. Лебедев «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890); прот. Г. С. Дебольский, «Дни богослужения православной кафолической восточной церкви» (СПб., 1882).
Рожок
Рожок – русский пастушеский духовой инструмент, имеет вид длинного усеченного конуса; делается преимущественно из бересты, с восемью перехватами из того же материала. В узкий конец Р. вставляются кленовый или осиновый мундштук, который крестьяне называют свистулькой. Русский сигнальный Р. – металлическая, согнутая овалом трубка, с конусообразным раструбом и мундштуком в виде чашечки – применяется в войсках. Почтовый Р. имеет форму уменьшенной валторны; в былые времена применялся почтальонами для сигналов. Английский Р. – духовой деревянный инструмент, в который дуют сквозь мундштук из двух пластинок. Это – гобой больших размеров. Н. С.
Рожь
Рожь (Secale cereale L.) – злак, разводимый во многих странах, но неизвестный в диком состоянии (см. ниже). Стебли у него развиваются пучками по нескольку, они прямые, высотой иногда до 2 м. Листья плоские, с длинными влагалищами, и вместе со стеблем сизые. Стебель несет на верхушке один удлиненный, немного поникающий колос; под колосом стебель немного волосистый. Колос состоит из клетчатого, почти четырехгранного, не разламывающегося стержня и плоских колосков, сидящих на выступах стержня и обращенных к нему плоской стороною. Колоски двухцветковые, и только у разновидности triflorum трехцветковые. Колосковые чешуйки шиловидные, короче цветковых чешуек, без ости и по килю шероховатые; нижняя цветковая чешуйка короче верхней, с длинною остью, превышающею во много раз колосок, по краю и по килю с щетинистыми ресничками; верхняя цветковая чешуйка без ости, но с ресничками. Тычинок три, с удлиненными пыльниками, выступающими из колоска; опыление ветровое. Зерновка продолговатая, немного сжатая с боков; по созревании она вываливается из колоска. Есть предположение что Р. происходит от рода Secale montanum Guss, дико растущего в южной Европе, юго-западной и Центральной Азии. Р. С.
Розанов Василий Васильевич
Розанов (Василий Васильевич) – современный философ, публицист и критик, род. в Ветлуге в 1856 г., окончил курс в московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 г. служит в центральном управлении государственного контроля. Неудовлетворенный схемою университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности, P., в обширном труде: «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки, как цельного знания» (М. 1886), дает план возможного понимания или познания мира, определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира. Все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннюю критику утилитаризма Р. дал в статье: «Цель человеческой жизни» («Вопр. филос.», 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Р. изложены в книге «Красота в природе и ее смысл» (М. 1894), написанной по поводу взглядов Вл. С. Соловьева. Гораздо больше внимания Р. посвятил философии истории. в связи с запросами и требованиями современности. («Религия и культура», сборник статей, СПб.. 1899). Выступив на это поприще статьей: «Место христианства в истории» («Русский Вестн.», 1890, 1 и отд.), Р. примкнул сначала к «Моск. Вед.», затем обнаружил довольно определенную славянофильскую окраску в духе К. Н. Леонтьева и, наконец, выступил решительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Р. о браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как единомышленников, так и противников Р. (по его мнению, напр., день Ходынской катастрофы есть, вместе с тем, и счастливый день русской истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова своеобразное освещение исторических. событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его педагогического содержания, собранных в книге: «Сумерки просвещения» (СПб., 1899). Критикуя современный строй школы и воспитания, Р. находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принцип целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило своего взаимодействия с нею; наконец, принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа. В своих порою блестящих и всегда крайне парадоксальных критических статьях Р. занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе» (СПб., 1893) и «Литературные очерки», сборник статей (СПб., 1899). О Р. cущeствует много полемических отзывов, из которых наиболее известна статья Вл. С. Соловьева: «Порфирий Головлев о свободе и вере» («Вест. Европы», 1894 г., 2).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедический словарь (Р)"
Книги похожие на "Энциклопедический словарь (Р)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (Р)"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедический словарь (Р)", комментарии и мнения людей о произведении.