» » » » Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (С)


Авторские права

Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (С)

Здесь можно скачать бесплатно "Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (С)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство Русское слово, год 1996. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедический словарь (С)
Автор:
Издательство:
Русское слово
Год:
1996
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедический словарь (С)"

Описание и краткое содержание "Энциклопедический словарь (С)" читать бесплатно онлайн.








Обыкновенный сом (SiIurus glanis. L) принадлежит к крупнейшим из пресноводных рыб. Голова широкая, плоская, с огромной пастью, вооруженной многочисленными очень мелкими зубами, с 2 длинными усиками на верхней и 4 сравнительно короткими на нижней челюсти, с маленькими глазами, лежащими очень близко к верхней губе. Цвет варьирует в зависимости от местопребывания, возраста и времени года. Вообще спина почти черная, бока черновато-зеленые с оливково-зелеными пятнами, брюхо желтовато-белое или красноватое, обыкновенно с голубоватыми крапинками; плавники темно-синие, парные с желтоватой полоской. Озерные сомы темнее и брюхо их сероголубоватое. Молодые ярче. Сом водится в Зап. Европе на западе до Рейна и особенно распространен в реках Черноморского и Аралокаспийского бассейна; в водах Балийского бассейна сомы менее многочисленны и мелки, попадаются в Финляндии до Тавастгуса и в Онежском оз.; в бассейне Белого моря и Ледовитого ок. сом не известен. Область распространения сома видимо продолжает расширяться. Наиболее крупные сомы водятся у нас в Днепре (был пойман экземпляр более 2 сажень длиною и 18 пудов весом), Днестре (до 20 пудов); в бассейне Днепра, Дона и Урала теперь попадаются экземпляры до 10 – 12 пудов. Сом держится оседло, преимущественно в глубоких ямах дна рек и по большей части не удаляется оттуда значительно, кроме весны. Зимы проводит в спячке. Нерест начинается в мае. Сомы разбиваются на пары, которые затем охраняют выметанную икру. Число икринок определяется в 100000, диаметр их 3 мм. В Вост. Сибири и Средней Азии водится другой вид сома (Silurus asotus Pall.) темного цвета, с 4 усиками, длиною более 1/2 метра. В бассейне Амура водятся два вида рода Масгоnes (усиков 8, спинной плавник с шипом и сидит спереди от брюшных, жировой плавник развит) – М. fulvidraco Rich., длиною до 300 мм., и М. ussuriensis Dyb., длиною до 1 м., с очень длинным цилиндрическим телом. В Туркестане в горных речках водится Exostoma oschanini Herzenst. (усиков 8, спинной плавник с шипом, но сидит не спереди от брюшных, жировой плавник есть, голова и передняя часть тела утолщены, жаберная щель мала вследствие того, что жаберные перепонки приросли к коже нижней стороны головы), длиною около 200 – 300 мм.

Н. Книпович.

Сом в промысловом отношении имеет для России весьма важное значение, встречаясь в Каспийском бассейне (р. Урал, Волга, Кура) в громадном количестве. По сведениям за 1897 г., этой рыбы поймано на каспийско-волжском рыболовстве 562570 шт., в том числе 540830 штук в реках и 21740 штук в море. Уральское рыболовство дает 6000 – 7000 пуд. этой рыбы. С. Наибольшее значение С. имеет в рыбном промысле южного Каспия и впадающих в него рек, особенно в реке Куре, где в глубоких ямах ниже Божьего промысла (Сальяны) С. набирается многими тысячами на зимние лежбища (с осени), где и вылавливается в большом количестве. Кроме перечисленных мест, С. в промысловом количестве ловится в Аму-Дарье, в р. Дону, Днепре и Днестре. С. крайне прожорливы, что при его величине, силе. и громадной пасти, усаженной мелкими зубами делает его не безопасным даже для людей. Известны случаи, что крупные С. хватали и топили купающихся детей. Истребление же домашней водяной птицы (гусей, уток), особенно в омутах близ мельничных плотин – явление самое обыкновенное. С. питается преимущественно рыбой, которую не только хватает ртом, но и убивает ударом хвоста, «плеском». Хищничество этой рыбы особенно вредное проявляется с первого же года его жизни: сомята 4 – 6 месяцев, как выяснено посредством вскрытий их желудков, питаются преимущественно молодью севрюги, отчасти белуги. Таким образом молодые сомята представляют злейших врагов наиболее ценной красной рыбы. Способ лова сомов весьма разнообразен: их ловят неводами, баграми, ы и т. п. Наиболее оригинальным и весьма добычливым способом лова является так называемое «клоченье» С. Лов этот производится с лодки ручной донной удочкой, называемой лягушкой. Непременной принадлежностью этого лова является так наз. «клок» – деревянная колотушка с выдолбленной в ней ямкой. Удар этого клока на поверхности воды производит особенно характерный звук, на который С. подходит к месту лова и берет за лягушку. Мясо С. крайне жирно и цена на него стоит обычно выше, чем на сазана, жереха и др. частиковых рыб р. Волги. В Москве нередко С. сходит за красную рыбу. В продажу тело С.. поступает (в соленом виде) обычно без головы и с обрубленным хвостом. Из плавательного пузыря приготовляется «сомовий клей», идущий отчасти в замену более дорогого рыбьего клея осетровых пород. Н. Б – н.

Соната

Соната (не следует смешивать с сонатной формой). До конца XVII С. называлось собрание инструментальных пьес, а также вокальный мотет, переложенный на инструменты. С. разделялись на два рода: камерную С. (sonata da camera), состоявшую из прелюдий, ариозо, танцев и пр., написанных в разных тональностях, и церковную С. (sonata da chiesa), в которой преобладал контрапунктический стиль. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых инструментов, назывался не С., а большим концертом (concerto grosso). Позднейшая С. состоит преимущественно из четырех частей: первая часть в скором темпе в сонатной форме, вторая часть в медленном темпе, в простейшей форме рондо, третья часть – менуэт, введенный Гaйднoм, или скерцо, введенное Бетховеном, в форме песни с трио, и финал, в более сложной форме рондо или в сонатной форме. Прием С. встречается не только в С. для фортепиано или для фортепиано и скрипки или виолончели, но и в трио для фортепиано, скрипки и виолончели, квартетах, секстетах, октетах для струнных инструментов, квартетах, квинтетах, секстетах, септетах для фортепиано со струнными, септетах, октетах, нонетах, децетах для струнных с духовыми. Все эти сочинения относятся к области камерной музыки. С. применяется и в концертах для сольного инструмента с оркестром, а также в симфониях. В С. вводили иногда поэтический программный элемент, напр. Кунау (первая половина XVIII ст.), Бетховен ор. 71 (Sonate caracteristique: les adieux, l'absence et le retour). В позднейшее время собрание пьес в одно целое получило название С., потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме. Н. Соловьев.

Сонатная форма

Сонатная форма – При возникновении С. формы, до XVII ст., каждая пьеса, предназначавшаяся для исполнения на инструменте, называлась сонатой (от sonare или suonare – звучать), а для пения – кантатой (cantare – петь). Вокальные пьесы, переложенные на орган или клавикорд, носили тоже название. В таких пьесах украшение фиоритурами составляло необходимый прием. Кроме того, для оживления их прибегали к сопоставлению контрастов их, причем одна часть мелодии инструментальной пьесы разукрашивалась фиоритурами, а другая часть сопровождалась лишь сдержанными аккордами. Для контраста прибегали иногда к исполнению одной части forte, а другой piano. С. форма с двумя самостоятельными темами, контрастирующими между собой, является у Доменико Скарлатти, считающегося основателем С. формы, получившей в конце XVIII ст. полное развитие. Установившаяся С. форма начинается с главной партии (период) в главной тональности, побочной партии с новой темой (преимущественно период), в тональности по квинтовому направленно вверх с главной. Если главная партия в миноре, то нередко побочная партия пишется в параллельной мажорной тональности. За побочной следует в той же тональности заключительная партия (предложение, реже период), с новой темой. Этим заканчивается первый отдел сонатной формы, который повторяется. Второй отдел состоит из разработки тем первого отдела. Вся тема или ее часть (мотив) повторяется на разных ступенях. В этот мотив вносится новый элемент. Мотив дополняется, немного видоизменяется ритмически, иногда расширяется, затем переходят к другой теме первого отдела, прибегают к полифоническим приемам, делая имитацию из мотива темы. Нередко в разработке прибегают к секвенциям. Вообще, разработка скорее должна напоминать тематический материал первого отдела, чем представлять точное его повторение. Принцип разработки – новое музыкальное строение на основании предыдущего материала. В разработке преобладают модуляции в тональности преимущественно по квинтовому направление вверх от главной тональности первого отдела, причем не касаются тональностей тем первого отдела или долго на них не останавливаются. В конце разработки пользуются органным пунктом на доминанте главной тональности, после чего переходят к третьему отделу, составляющему повторение первого, с той только разницей, что все три партии – главная, побочная и заключительная – пишутся в той же главной тональности. В С. форме в минорной тональности побочная партия пишется в третьем отделе или в главной тональности, или в одноименном мажоре. То же делают и с заключительной партией. С. форме предшествует нередко вступление в медленном темпе, состоящее из цепи ходообразных предложений, модулирующих в тональности близкие, а иногда более или менее удаленные от главной тональности сонатной формы. Цель вступления – подготовить слушателя к главной тональности. В конце приписывается кода – род тематической разработки (преимущественно в темпе С. формы), модулирующей в тональности по квинтовому направлению вниз от главной и многократно возвращающейся к ней. Кода заканчивается в главной тональности. С. форма расширяется вставкою, партии так называемой переходной или связующей между главной и побочной партиями, а также между побочной и заключительной. В первой части эта переходная партия может иметь новое тематическое содержание. Находясь между главной и побочной партиями, она не пишется в тональности квинтой выше главной. В третьей части переходные партии являются весьма полезными, так как, модулируя в ближайшие тональности, они вводят освежающий элемент между тремя партиями, написанными в той же главной тональности. Иногда после побочной партии как в первом, так и в третьем отделах ставится еще новая побочная партия, в тональности предшествовавшей побочной. Такой прием применяется, если первая побочная партия недостаточно развита и содержательна, Сонатинная форма есть уменьшенная сонатная: все партии менее развиты и имеют более легкое содержание. Разработка во втором отделе очень малая или ее заменяют небольшим ходом в ритме первого отдела. Нередко второй отдел в сонатине вовсе выпускается. Характерный признак сонатины заключается в том, что побочной партии в первом отделе предшествует половинная каденция в главной тональности и побочная партия начинается с того же трезвучия, каким закончилась половинная каденция. Как сонатная, так и сонатинная формы пишутся обыкновенно в скором темпе, гораздо реже – в медленном. Сонатинная форма развилась благодаря трудам Джованни Самартини (первая половина XVIII стол.), Боккерини (конец XVIII стол.), Моцарта, Гайдна и в особенности Бетховена. С. форма – самая совершенная и обширная; она составляет принадлежность наилучших инструментальных произведений как для фортепиано, так для скрипки и для оркестра. В фортепианных сонатах, струнных квартетах, трио, секстетах, октетах, симфониях, увертюрах, концертах эта форма встречается в первой части этих сочинений, нередко в последней и реже в средней части (в медленном темпе). С. форма применялась и в вокальной музыке при Моцарте, Бетховене, но в сокращенном виде, напр. в операх Моцарта «Свадьба Фигаро». Н. Соловьев Сони – (Myoxidae) – семейство млекопитающих отряда грызунов (Rodentia s. Glires) подотряда Simplicidentata. Небольшие животные, напоминающие белок по своему образу жизни на деревьях. Голова вытянутая с заостренной мордой, большими глазами и широкими закругленными ушами. Ноги короткие и тонкие; передние имеют 4 пальца и бородавку со сплющенным когтем вместо пятого, задние – 5 пальцев. Хвост длинный и большего частью густо покрытый длинными волосами. Мех пушистый и мягкий. Череп без заднеглазничных отростков и сужен в лобной области; по форме приближается к черепу крыс. Нижняя челюсть отличается длинным и узким венечным отростком. Резцов 1/1, ложнокоренных 1/1, коренных 3/3. Коренные и ложнокоренные зубы имеют ясно выраженные корни и жевательная поверхность их покрыта невысокими поперечными складками эмали. Защечных мешков нет. Ключицы хорошо развиты. Большая и малая берцовые кости отчасти срастаются друг с другом. Слепой кишки вовсе нет, в отличие от всех остальных грызунов. Ведут большею частью ночной образ жизни. Питаются преимущественно растительной пищей, но более крупные представители истребляют яйца птиц и нападают на птенцов. Зимой впадают в глубокую спячку. Населяют палеарктическую и эфиопскую области. К этому семейству относятся 5 родов: Муоxus (Европа), Eliomus (эфиопская и палеарктическая область), Graphiurus (эфиопская область), Claviglis (зап. Африка), Muscardinus (Европа), из которых только последний безусловно самостоятелен, тогда как остальные 4 могут быть соединены в один род Myoxus. Наиболее известны: 1) полчок (Муоxus glis). Распространен по всей южн. Европе до Волги и Кавказа. Длина тела 16 стм., хвоста – 13 стм. Мех сверху пепельно-серого цвета; на животе, на внутренней стороне ног, на нижней части морды, на щеках и горле – белого. Перистый с пробором посредине пушистый хвост, переносье и верхняя губа буроватосерого цвета. Ложнокоренной и задний коренной зубы меньше обоих передних коренных. В конце апреля полчки спариваются. После 6-недельной беременности самка мечет 3 – 6 голых и слепых детенышей. Гнезда свои полчки устраивают в скрытых местах, в дуплах деревьев и в расщелинах скал и т. п. Отличаясь чрезвычайной прожорливостью, полчки к осени сильно жиреют. В горных странах уже в августе они устраивают себе на зиму гнезда и собирают туда пищевые запасы. Во время периода спячки, который длится 6 – 8 месяцев, они изредка просыпаются и едят. За полчками охотятся как ради меха, так и ради их мяса. Римляне разводили и откармливали их. Садовая С. (Eliomys nitella) водится в умеренной полосе зап. и средн. Европы и в русских прибалтийских губерниях, преимущественно в лесах гористых местностей. Длина тела 14 стм., хвоста 9, 5 стм. Мех сверху красноватосеро-бурый, брюшко белое. Хвост у корня покрыт короткой прилегающей шерстью серо-бурого цвета, а на конце длинной, с верхней стороны черной, а с нижней белой. Гнезда строит на открытых местах или пользуется старыми гнездами ворон, дроздов и белок. Беременность длится 24 – 30 дней; детенышей 4 – 6. Наносит страшный вред фруктовым садам. 3) Лесная С. (Eliomys dryas), быть может, разновидность садовой С. Родиной ее считается южная Россия, откуда она распространилась на запад до Венгрии, южной части Австрии и Силезии. Длина тела с хвостом 17 стм. Цвет меха сверху красновато-бурый или буровато-серый, на животе белый. 4) Орешниковая С. или мушловка (Muscardinus avellanarius). Водится в средней Европе от Швеции и Англии до Тосканы и северной Турции; Галиция и Венгрия представляют восточную границу ее распространения. Общая длина тела 14 стм., из которых половина приходится на хвост. Цвет меха желтовато-рыжий, только грудь и брюхо белого цвета. Держится преимущественно в ореховых рощах. Искусно строит гнезда из листьев, мха, травы, шерсти и т. п. в густых кустарниках на высоте 1 метра над землей. Спариваются в середине лета. После 4-недельной беременности самка мечет 3 – 4 детенышей, голых и слепых. Для зимовки устраивают гнезда в норах под сухими листьями и располагаются здесь целыми семьями. Д. Педашенко.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедический словарь (С)"

Книги похожие на "Энциклопедический словарь (С)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ф. Брокгауз

Ф. Брокгауз - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ф. Брокгауз - Энциклопедический словарь (С)"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедический словарь (С)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.