Александр Широкорад - Битва за Новороссию

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Битва за Новороссию"
Описание и краткое содержание "Битва за Новороссию" читать бесплатно онлайн.
Как Дикая степь стала цветущей Новороссией – главным индустриальным и сырьевым регионом нынешней Украины? Кто освоил этот огромный край? Цари, полководцы и инженеры, использовавшие все ресурсы Российской империи? Или имела место спонтанная колонизация степи запорожскими казаками и беглыми украинскими крестьянами?
Что представляло собой население Новой России в начале ХХ века? Как и почему большевики проводили «украинизацию» Новой России и к чему это привело? Были ли события 2014 года неизбежным финалом эволюции Украинской державы или имелась альтернатива? Что ждет Новороссию в ближайшей перспективе?
Об этом и многом другом рассказано в книге историка Александра Широкорада «Битва за Новороссию».
2 сентября 1889 г. состоялось торжественное открытие Мариупольского порта – на набережную порта было подано 18 вагонов, груженных углем. Уголь погрузили на пароход «Медведица».
Во второй половине XIX века Мариупольский порт замерзал с середины декабря по начало марта, и толщина льда достигала 1 фута (около 30 см).
В 1897–1906 гг. порт был вновь расширен, и подходы к нему углублены до 20 футов (6,1 м). К концу войны порт стал вторым на Черном море по грузообороту после Одессы. В мирное время военные корабли не пользовались Мариупольским портом.
Новый порт вызвал оживление торговли и приток населения в город. В 1890 г. в Мариуполе проживало уже 19 тыс. жителей. О большом значении Мариуполя в жизни тогдашней России свидетельствует то, что в начале Первой мировой войны в городе находились консульские учреждения 7 европейских государств: Греции, Италии, Австро-Венгрии, Турции, Бельгии, Германии, Великобритании.
19 апреля 1896 г. предприниматели А.В. Ротштейн из Пруссии и Э.Д. Смит из США обратились к правительству Российской империи за разрешением учредить «Никополь-Мариупольское горное и металлургическое общество». Не ожидая решения властей, они закупили в США металлургический завод с трубосварочным цехом. 6 июля 1896 г. в Петербурге первое общее собрание акционеров избрало правление общества. В 5 км от Мариуполя начали работать геодезисты. Монтаж начался в декабре, а уже 1 (13) февраля 1897 г. был пущен трубосварочный стан (в трубном цехе).
Бельгийское общество «Провиданс», существующее и поныне, получило у Мариупольской городской управы два участка земли. И на одном из них в апреле 1898 г. началось строительство завода. Затем – с целью привлечения бельгийского и русского капиталов – они создали дочернюю компанию «Русский Провиданс». В 1898 г. завод уже работал: функционировали 2 доменные печи, 2 мартеновские печи, 3 томасовских конвертора, 126 коксовых батарей, крупносортный и рельсобалочный цеха.
Железную руду везли из Керчи на пристань, расположенную на берегу Кальмиуса (современная Гавань). В конце XIX века в Мариуполе работали, таким образом, бок о бок 2 металлургических завода. Однако продукция их была не из лучших. Первые домны «Никополя» привезли из-за океана в разобранном виде. С ними прибыли в Мариуполь их создатели американцы братья Джулиан и Вальтер Кеннеди. Домны «Никополя», в отличие от домен «Русского Провиданса», были последним словом техники. Первая домна «Никополя» дала чугун в ночь с 14 на 15 июня 1902 г. Первым директором «Никополя» был Г. Лауде. В 1909 г. «Никополь» произвел 1,3 млн пудов стали, в 1913 году – 4,8 млн пудов. «Русский Провиданс» в 1912 г. выпустил 11 млн пудов чугуна, а уже в 1913 г. – 13 млн пудов чугуна. В 1909 г. Мариупольским портом переработано 96 млн пудов грузов, а в 1911 г. уже 122,4 млн пудов.
По переписи 1897 года в Мариуполе проживало 31 тыс. человек, в том числе русских – 19 670, евреев – 4710, малороссов – 3125, греков – 1590. Накануне Первой мировой войны в городе насчитывалось уже 58 тысяч жителей.
К истории Мариуполя мы еще вернемся, а пока перейдем к триумфу князя Потемкина – путешествию в Крым Екатерины II.
Таврический вояж императрицы не имел прецедентов в отечественной, да и, видимо, в мировой истории. Со 2 января по 11 июля 1787 г. Екатерина и ее спутники проделали путь в 5657 верст по маршруту Санкт-Петербург – Смоленск – Киев – Херсон – Севастополь – Феодосия – Белгород – Москва – Санкт-Петербург.
Цель путешествия – показать Новороссию австрийскому императору Иосифу I. Не будем забывать, что менее чем через год Австрия стала союзницей в войне с Оттоманской империей. Попутно нужно было заткнуть рты придворным, завидовавшим Потемкину и рассказывавшим байки о его грандиозных хищениях и полном запустении в присоединенных землях.
При выезде из Петербурга императорский поезд состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Екатерина II ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми, где ее сопровождали придворные, прислуга, а также представители иностранных дипломатических миссий. Принять участие в инспекции Новороссии были приглашены иностранные министры: граф Кобенцель – посол немецко-римского императора, Фицгерберт – английского и граф Сегюр – французского двора. Один из участников процессии вспоминал:
«Путешествие представляло торжественное шествие. Во время ночи по обеим сторонам дороги горели смоленые бочки. Во всех губернских городах, где ее величество останавливалась, давали балы, и все улицы и дома иллюминированы.
На каждой почтовой станции поезд ожидали 560 свежих лошадей. На лошадях императрица ехала до Киева. А там в апреле, когда сошел лед на Днепре, пересела на галеру “Днепр”. Специально для ее путешествия у Смоленска в 1785–1786 гг. было построено семь галер. Иностранные послы разместились на “Сейме”, на “Соже” плыли придворные, “Десна” служила рестораном, на других галерах были склады провианта, конвой и т. п. Кстати, в Херсоне все галеры были обращены в боевые суда. На той же “Десне” выкинули всю ресторанную рухлядь и установили один пудовый единорог и шестнадцать 3-фунтовых пушек».
В Каневе[63] Екатерину ждал польский король Станислав Понятовский. Императрица холодно встретила своего старого любовника и не пригласила его в путешествие, на что тот так рассчитывал.
Ниже Канева на галеру к императрице подсел австрийский император Иосиф II. В Херсон Екатерина и Иосиф въехали через Триумфальную арку с надписью «Дорога в Византию».
В мае Екатерина и Иосиф побывали в Крыму. В Севастополе Потемкин приготовил им интересный спектакль. Французский посол Сегюр писал: «Между тем как их величества сидели за столом, при звуках прекрасной музыки внезапно отворились двери балкона, и взорам нашим представилось величественное зрелище: между двумя рядами татарских всадников мы увидели залив верст на 12 вдаль и на 4 в ширину; посреди этого залива, в виду царской столовой, выстроился в боевом порядке грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный в два года. Государыню приветствовали залпом из пушек…»
Однажды Екатерина сказала, смеясь, Сегюру: «Вы не хотите, что я прогнала ваших питомцев, турок. Хороши они. Они вам делают честь. Будь у вас в Пьемонте или в Савойе такие соседи, которые ежегодно беспокоили бы вас голодом и чумой, убивали и уводили бы в плен по целым тысячам ваших соотечественников, – что сказали бы вы, если бы мне вдруг вздумалось защищать их? Разумеется, вы назвали бы это варварством с моей стороны».
Позже путешествие Екатерины обросло многочисленными анекдотами. Появилось даже выражение – «Потемкинские деревни». Бесспорно, как всегда было на Руси и в иных державах, при посещении главы государства не обходится без большой показухи, зачастую превосходящей изощренную фантазию сатириков.
Но главное было в другом. Потемкин в Дикой степи построил города и верфи. Впервые в истории на Черном море были не казацкие чайки или «новоизобретенные корабли», а настоящие боевые суда, не уступавшие по мореходности и огневой мощи ни туркам, ни французам. Главное же было в том, что на берегах Черного моря и на кораблях были десятки тысяч людей, готовых постоять за государство Российское.
Известие о войне дошло до Петербурга лишь 29 августа, когда на юге уже шли боевые действия. 7 сентября 1787 г. Екатерина издала манифест, где говорилось: «Оттоманская Порта, утвердивши торжественными договорами перед лицом света вечный мир с Россией, опять вероломно нарушила всю святость онаго… Мы полагаем в том Нашу твердую надежду на правосудие и помощь Господню, и на мужество полководцев и храбрость войск Наших, что пойдут следами своих недавних побед, коих свет хранит память, а неприятель носит свежие раны».
Глава 7. Города Новороссии
Херсон
В 1737 г., в ходе похода на Очаков армии фельдмаршала Хистофора Миниха, в низовьях Днепра было построено земляное укрепление Александр-Шанц, названное так в честь генерала Александра Ивановича Румянцева, официального отца Румянцева-Задунайского[64].
Александр-Шанц представлял собой трапециевидное земляное укрепление с двумя земляными бастионами. За валом находилось 10 землянок и три жилых «покойца». Сейчас на этом месте порт-элеватор.
Надо ли говорить, что сейчас официальные украинские историки с пеной у рта утверждают, что Александр-Шанц построили запорожцы, да еще и в инициативном порядке.
К началу войны (1774 г.) на месте Александр-Шанца имелись лишь остатки земляных рвов и валов. Второе рождение Александр-Шанц пережил после 1991 г. – в Херсоне появилось множество одноименных заведений – ресторан, банный комплекс и т. д.
После победы в Русско-турецкой войне 1768–1774 гг. возникла необходимость в верфи на Черном море для строительства полноценного военного флота.
Мелководность Дона и его притоков, где находились верфи, строившие суда для Азовской военной флотилии, и малые глубины Таганрогского залива затрудняли постройку крупных боевых кораблей. Адмиралтейств-коллегия обратила внимание на Керченскую бухту и Днепро-Бугский лиман как на возможные центры судостроения и места базирования будущего Черноморского флота. Для кораблестроения предлагалось использовать крымские дубовые леса, которые, как тогда считалось, произрастают там в большом количестве.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Битва за Новороссию"
Книги похожие на "Битва за Новороссию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Широкорад - Битва за Новороссию"
Отзывы читателей о книге "Битва за Новороссию", комментарии и мнения людей о произведении.