Филип Коломб - Морская война

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Морская война"
Описание и краткое содержание "Морская война" читать бесплатно онлайн.
Перед вами книга контр-адмирала британского флота Филипа Коломба «Морская война, ее основные принципы и опыт», которая является классикой военно-морской литературы.
Автор обобщил опыт боевых действий на море начиная с XV века, а также изложил созданную им теорию морской войны.
Книга снабжена картами, указателями кораблей.
Она будет интересна как специалистам, так и любителям военной истории.
Итак, мы видим три состояния моря, рассматриваемого как стратегический путь сообщения: состояние индифферентное («indifference»), оспариваемого обладания («disputed command») и обеспеченного обладания («assured command»). И, очевидно, должен существовать непрерывный переход из одного состояния в другое, высшее, и обратно.
Не следует забывать, что термины эти относятся к возможным или предполагаемым высадкам на неприятельский берег, но они ничего не имеют общего по отношению к свободе морской торговли, потому что она беззащитна и поэтому может быть атакована всем тем, что по всей незначительности даже вовсе не может быть названо правильной морской силой. Нападения на портовые суда, согласно истории, имели слишком мало или совсем не имели отношения к состоянию моря в смысле обладания им, исключая пример Крымской войны, когда это обладание было абсолютным. Во всех периодах наших морских войн, со времен народной войны, пленение коммерческих судов было принято обеими сторонами как способ расплаты за все несомые при ведении войны убытки и расходы. Я полагаю, что буду прав, если скажу, что это было не так только в Крымскую войну. Особенно же заметно это было в междоусобную войну; и даже во франко-германскую войну совершалось настоящее возмездие от германского флота торговле Франции за тот серьезный ущерб, который потерпела торговля Германии. В эти войны имели место все три состояния моря; и не всегда держава, обладавшая последним, умела вполне помешать успеху нападений на ее территорию с моря. Рассматривая три состояния моря как условия успеха или неудачи экспедиций, мы должны заметить, что на командуемом море ни одна из последних не может быть приведена в исполнение слабейшей морской державой иначе как при помощи уклонения от столкновения с флотом сильнейшей державы; в противном случае мы должны допустить, что море было в состоянии оспариваемого обладания или в состоянии индифферентном. С другой стороны, держава, пользующаяся обладанием моря, никогда бы не должна терпеть неудачу в предпринимаемых ею атаках до тех пор, пока она не отрезала себя от морских сообщений.
Транспортирование и доставка продовольствия сухим путем никогда не могли конкурировать в равной степени с теми же операциями с помощью водных путей. Так это было во времена начала морских войн, и так подтверждается вплоть до наших дней во всех военных действиях. Даже железнодорожные поезда, хотя они и двигаются с громадной скоростью, гораздо большей, чем пароходы, давно уже достигли предела этой скорости, тогда как никто не может утвердительно сказать, где предел скорости парохода. Железная дорога должна быть еще построена, и провозоспособная площадь ее ограничена; море же всегда готово и беспредельно, как суша. Если десант может быть высажен на каком-либо пункте, сообщение которого с кораблями обеспечено, то весь вопрос занятия его обусловливается только достаточной силой; удержание же места против всяких сухопутных сил будет делом совершенно верным и обеспеченным, так как оно основывается лишь на усилении войсками и доставке припасов, а оба последних действия выполняются морем с большей свободой, чем сухим путем.
Хотя эта доктрина верна в объективном выводе, приложения ее имеют свои ограничения; она предполагает, что база или базы, от которых прибывают подкрепления и продовольствие, находятся приблизительно на одинаковом расстоянии водой и сушей. Хотя и верно, что перевозка морем быстрее, чем сушей, но морские базы могут быть настолько дальше сухопутных, что сравнение времени не только будет затруднительно, но даже преимущество может перейти на сторону суши. Абстрактная истина ограничивается географическими условиями, и каждый подобный исторический случай должен быть рассматриваем не иначе как в связи с этими условиями, влияющими на меру приложения принципа.
Мы увидим примеры неудач в завоеваниях портов или укрепленных мест, когда атака производилась через действительно командуемое море. Эти примеры мы прямо можем приписать недостаточности сил или умения пользоваться ими. Мы также найдем случаи неудач в отстаивании укрепленных мест, захваченных силой или приобретенных другим способом и затем поставленных в зависимость от моря по отношению к подкреплениям и продовольствию. Там мы заметим, что неудача действительно заключалась в продолжительности морского путешествия между базой подкреплений и снабжения и портом или укрепленным местом, которое необходимо было удерживать. Следствием было то, что подкрепление и продовольствие осаждавших войск сухопутными средствами производились быстрее, чем снабжение осажденного гарнизона морем.
Эти случаи могут быть поставлены рядом с теми, когда сообщение сухопутных сил бывало отрезано от моря или по причине погоды, или вследствие слишком неосторожного углубления их внутрь страны; но они не подходят к тем, когда сообщение отрезано неприятелем. В этом последнем случае мы должны принять, что море находится или в сомнительном обладании, или что обладание им находится в руках державы, на территорию которой сделана высадка, и причины неудачи тогда лежат в том или другом из этих фактов. Если обладание морем оспаривается, то морские экспедиции, отправляемые от базы или от баз до пункта атаки, должны стараться для достижения успеха приобрести сперва местное обладание морем или же идти на риск, рассчитывая уклониться от столкновений с неприятелем. Если же при этом есть намерение удерживать атакованные пункты, то экспедиции должны обеспечить себя от необходимости посторонней помощи, так как нельзя поручиться, что в каждую данную минуту сообщения не будут отрезаны. Время часто является серьезным вопросом, так как занятое место может быть само по себе непроизводительно в деле продовольствия и, следовательно, находиться в зависимости от заготовленных запасов, которые с течением времени уменьшаются. Такие пункты должны сдаваться, если сообщение прерывается на достаточно долгий промежуток времени. Из этого следует, что все береговые пункты, продовольствуемые с моря, в конце концов переходят в руки обладателя последнего во время войны. Падение или сдача их могут быть отсрочены сообразно количеству продовольственных запасов, но рано или поздно они неизбежны.
Условие индифферентности моря есть одно из тех условий, которые с историческим ходом времени теряют свое значение все более и более. С каждым усовершенствованием в судостроении, особенно с каждым усовершенствованием в корабельном двигателе, расстояния измеряются меньшими промежутками времени; а так как время есть действительная мера расстояний в войне, то более короткое время обозначает меньшее расстояние, или – другими словами– площадь обладания морем для всякой морской силы постоянно расширяется.
Если бы в такого рода операциях, которые мы рассматривали, принималось в расчет только относительное время перехода через море, то усовершенствование в судостроении внесло бы мало видоизменения в искусство морской войны[87]. Но, очевидно, это не так во всех случаях морских набегов на территорию, если только необходимая продолжительность атаки не уменьшалась в равной пропорции. В течение периода, обнимаемого морской историей, нелегко указать на какой-либо случай подобного уменьшения потребного для атаки времени и, быть может, в войнах последнего времени, при паровых судах, единственное очевидное проявление в этом направлении влияния усовершенствований в двигателе состояло в употреблении небольших пароходов для буксирования к берегу барок с войсками, провизией и другими запасами.
Если процесс нападения на какой-либо пункт сил, переправленных к нему морем, не ускорился в той же пропорции, в какой увеличилась быстро та морского перехода, то в таком случае море бывшее до тех пор индифферентным, может сделаться морем сомнительного обладания, а местное обладание морем может сделаться менее обеспеченным.
Взяв опять тот гипотетический пример, к которому мы уже не раз обращались – Ямайку, Мартинику и Сент-Люсию, – предположим, что в более отдаленное от нас время кораблям было необходимо употреблять 4 или 5 недель для перехода против пассата от Ямайки до Сент-Люсии, а позднее – только 3 недели. Результатом этого сокращения времени было бы то, что, при нахождении в обоих случаях морских сил на Ямайке, успех экспедиции из Мартиники в последнем случае был бы менее верным, чем в первом. И это потому, что время, необходимое для занятия Сент-Люсии, может быть признано одинаковым в обоих случаях, точно так же, как может быть признано одинаковым время, в течение которого атакующий будет зависим от моря в деле продовольствия и подкрепления с целью удержания за собой завоеванного порта; сокращается же тот промежуток времени, который необходим для обеспечения экспедиции от вмешательства ямайского флота. Переходя теперь ко времени паровых судов, мы должны заключить, что огромное сокращение продолжительности перехода от Ямайки ставит Мартинику в невозможность рассчитывать на индифферентность моря для переправы своих сил.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Морская война"
Книги похожие на "Морская война" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Филип Коломб - Морская война"
Отзывы читателей о книге "Морская война", комментарии и мнения людей о произведении.