Филип Коломб - Морская война

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Морская война"
Описание и краткое содержание "Морская война" читать бесплатно онлайн.
Перед вами книга контр-адмирала британского флота Филипа Коломба «Морская война, ее основные принципы и опыт», которая является классикой военно-морской литературы.
Автор обобщил опыт боевых действий на море начиная с XV века, а также изложил созданную им теорию морской войны.
Книга снабжена картами, указателями кораблей.
Она будет интересна как специалистам, так и любителям военной истории.
Факт этот был, без сомнения, признан обеими сторонами и побуждал союзников к дальнейшим операциям, которые предполагали обладание морем, а во Франции возбуждал стремление к восстановлению прежнего ее положения в среде морских держав.
Франция вооружала флоты в Бресте и Тулоне и предприняла в Дюнкерке в обширных размерах приготовления под начальством Форбэна. С английской стороны в помощь атакующим силам в Средиземном море под начальством графа Петерборо и сэра Клоудесли Шовеля посланы были оборонительные эскадры: к Бресту – сэра Джорджа Бинга и к Дюнкерку – сэра Томаса Дилькса[124].
В середине июля 1705 г. сэр Клоудесли Шовель прибыл в Лиссабон во главе флота из 58 линейных кораблей, из которых 38 было английских и 20 голландских, помимо фрегатов, брандеров, бомбовых и других судов, сопровождающих обыкновенно большой флот.
Французский Брестский флот в то время, как предполагало наше правительство, состоял из 18 линейных кораблей, а сэр Джордж Бинг, наблюдавший за ними, имел 12 линейных кораблей. Согласно предписаниям, он должен был крейсировать около Уэссана, и в случае, если увидит, что неприятельский флот снялся с якоря, и будет уверен, что он идет не к Каналу, отрядить сэра Джона Дженнингса с судами, предназначенными на усиление главного флота. Если сэр Клоудесли Шовель не имел прямых сведений о силе Тулонского флота, то он мог бы определить его численность, припомнив, что в предыдущем году французский флот достигал числа 49 линейных кораблей, которое было уменьшено потерей 5 судов де Пуэнтиса, хотя впоследствии оно и могло быть опять пополнено. Когда флот собрался в Лиссабоне, хотя сухопутные силы еще не были все налицо, созван был военный совет для обсуждения положения, важнейшим пунктом которого была возможность соединения Брестского и Тулонского флотов. Первым принятым решением было отрядить 46 или 48 судов для крейсерства от мыса Спартел до Кадиса, с целью воспрепятствовать соединению Брестского и Тулонского флотов. 20 июня было принято решение, «что неудобно отделять какие-либо суда от флота, раз предполагается наступательный образ действий его, и что есть вероятность, что неприятельские суда в океане могут соединиться с судами Средиземного моря».
Оставив графа Петерборо дожидаться прибытия из Ирландии на транспортах остальных войск армии и подкреплений из Португалии, Шовель с главными силами флота отплыл 22 июня из Лиссабона с целью прикрытия и поддержки проектировавшейся экспедиции. Общим заданием было крейсерство у мыса Спартел, согласно первой резолюций военного совета, в ожидании прибытия графа Петерборо с его армией[125]. Петерборо прибыл 17 июля; армия его достигала 12 000 человек. Вся экспедиция, соединившись у Гибралтара, отплыла оттуда 5 августа и 11-го числа стала на якорь в Альтейской бухте.
Принято было решение стараться возвратить австрийскому дому Барселону, которая находилась на стороне Бурбонов. Флот прибыл к означенному порту 12 августа. 13-го числа войска были высажены без сопротивления в двух милях от города. Но при ходе нападения генералы начали опасаться недостаточности имевшихся в их распоряжении войск. По требованию эрцгерцога Карла, 5 сентября они решились продолжать начатую ими атаку хотя бы на время, но 7 сентября граф Петерборо пришел к тому мнению, что надо прекратить нападение и посадить войска обратно на суда, в чем и был поддержан постановлением военного совета, гласившим, что «они, вопреки ожиданиям, не встретили помощи ни со стороны флота, ни со стороны местного населения; что король (Карл) непостоянен в своих решениях: один день за осаду, другой день за движение вперед, и что депутаты Каталонии заявили его светлости графу Петерборо, что они не могут принять участия в работах, где они будут подвергаться огню неприятеля».
То, что случилось в это время, заслуживает нашего полного внимания. Петерборо был адмиралом флота и генералом сухопутных сил, и Шовель с флотом находился у него в подчинении. Генералы на совещании, 5 сентября надеялись на высадку с флота матросов и морских солдат, произвести которую Петерборо, как адмирал, конечно, мог приказать. Потребовано было от флота, «кроме тех 1100 морских солдат, которые уже были в поле, еще 1500 человек для ежедневных работ по прорытию траншей, а также для службы на 52-пушечной батарее. Когда сэр Клоудесли Шовель получил это требование, им был созван на флагманском судне „Британия“ военный совет, к участию в котором приглашен был и граф Петерборо. Последний не явился тогда, но, кажется, прибыл немедленно к Шовелю после окончания военного совета сухопутных офицеров, собранного накануне. Теперь же послал совету флагманов свое мнение, что требование заключает в себе более того, что сложно было ожидать, и на что он лично мог бы дать свое согласие.
Это разногласие во мнениях генерала и адмирала, соединенных в одном лице, являлось плохой рекомендацией такого совместительства; но по крайней мере возможно, что он не сознавал, будучи в совете сухопутных офицеров, как сильно Тулонский флот влиял на все дело, и лишь после переговоров с Шовелем убедился в своей ошибке. Нет сомнения, что между сухопутными и морскими офицерами существовали разногласия, что особенно заметно из колкого замечания в протоколе совета флагманов по поводу отсутствия графа Петерборо. «Граф Петерборо счел для себя неподобающим почтить нас своим присутствием в этом большом совете». Но флагманы, предоставленные таким образом самим себе, зная прекрасно, что в случае неудачи люди, которые никогда не поймут стратегических условий, свалят всю вину на флот, согласились почти на все пункты требования. Они говорили:
«Мы соглашаемся послать с судов ее величества 2500 вооруженных людей, считая в том числе уже находящихся на берегу, что приведет судовую команду к среднему комплекту ее команд, не считая возможности заболеваний. И голландские флагманы соглашаются со своей стороны содействовать успеху сухопутных операций посылкой 600 вооруженных людей.
Флот не может дать своих парусов для устройства лагерных палаток на берегу, а потому все флагманы желают, чтобы для команд были заранее приготовлены помещения. Мы желаем, чтобы при получении какого-либо известия о нахождении неприятеля в море или приближении его к нам матросы, равно как и морские солдаты, были в постоянной готовности вернуться на свои суда по первому требованию. И далее, мы желаем немедленно знать, когда решено высадить людей и свезти орудия на берег, чтобы воспользоваться дня исполнения этого первым случаем благоприятной погоды».
Перед тем как были высажены люди и свезена артиллерия, армия, по внушению принца Гессенского, хорошо знавшего местность, сделала успешное нападение на укрепление, оказавшееся ключом позиции. Шовель исполнил все, им обещанное, и даже более, и при энергичной помощи матросов и солдат, прибывших с судов вместе с артиллерией, и бомбардировке с бомбардирских судов и нескольких кораблей, город был приведен в такое состояние, что приверженцы Карла возмутились против губернатора, и Барселона сдалась 3 октября 1705 г.
Из летописцев этих событий, кажется, ни один не отдает себе отчета в том, что дело находилось в полной зависимости от условий и действий французского флота в Тулоне. Хотя из цитированного выше протокола совета флагманов от 6 сентября и вполне видно, что последние были заняты соображениями об упомянутом флоте, но даже и теперь в своих донесениях лорду первому адмиралу сэр Клоудесли Шовель не находит нужным более распространяться по этому предмету. Я нигде не нашел указаний ни о том, какого мнения были флагманы относительно численности и состояния французского флота, ни о том, были ли ими приняты какие-нибудь меры предосторожности против внезапного вторжения с моря неприятеля. В том, что союзники имели море в своем обладании, – нет никакого сомнения; что флагманы, по крайней мере, хорошо знали условия, благодаря которым они удерживают его за собой, – это также ясно видно из их собственных слов. Мы поэтому не можем сомневаться в том, что все меры предосторожности были приняты в зависимости от обстоятельств момента, точно так же как мы ранее видели их (предосторожности) в деле Рука у Гибралтара, хотя на них и нет прямых указаний.
Возможно, что Шовель имел известия из Тулона и знал, что французы, далекие от мысли оспаривать обладание морем, смертельно боялись быть атакованными в самом Тулоне, а потому и были заняты исключительно заботами о самозащите. Только уже слишком поздно было принято намерение снарядить эскадру, да и та не составлялась более как из 32 линейных кораблей.
После сдачи Барселоны Петерборо вместе с армией и эрцгерцогом Карлом остался для оккупации Каталонии. Сэр Джон Лик был оставлен с сильной эскадрой в Средиземном море, где ближайшим вспомогательным портом его был только Лиссабон, а сэр Клоудесли Шовель с главными силами флота вернулся до зимы в Англию. Насколько операции при Барселоне были в зависимости от обладания морем – видно из исторического обзора их. Лик должен был вернуться за подкреплениями в Лиссабон, и когда он был там, в середине февраля 1706 г., то имел под своей командой 10 английских и 6 голландских военных судов. В марте маршал де Тессе прибыл со значительной армией к Барселоне[126]. Она снабжалась со стороны моря, и граф Тулузский расположился поблизости с 20 судами на якоре.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Морская война"
Книги похожие на "Морская война" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Филип Коломб - Морская война"
Отзывы читателей о книге "Морская война", комментарии и мнения людей о произведении.