Исмаил Денильханов - Иран в мировой политике на рубеже XX—XXI вв.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Иран в мировой политике на рубеже XX—XXI вв."
Описание и краткое содержание "Иран в мировой политике на рубеже XX—XXI вв." читать бесплатно онлайн.
Это книга будет полезна для тех, кто изучает Ближний Восток в целом и Исламскую республику Иран в частности. Автор затронул такие темы, как участие Исламской республики Иран в каспийском вопросе, влияние Ирана в регионе в целом и взаимоотношение Исламской республики Иран с ведущими мировыми державами – Китай, США и Россия. Книга также будет интересна широкому кругу читателей и исследователей, так как подана на доступном языке.
Не менее приоритетным направлением внешней политики Исламской Республики Иран является Евросоюз. Особенность внешней политики с ведущими странами Евросоюза – это налаживание прочных торгово-экономических отношений. Расширение переговорного процесса и заметное увеличение количества двусторонних встреч с представителями Евросоюза, рост числа подписанных договоров и соглашений в различных сферах экономики, особенно в нефтегазовой области, говорят о том, что Западная Европа, в свою очередь, также заинтересована в сотрудничестве с Исламской Республики Иран. Еще одной причиной приоритетности развития внешней политики и налаживания экономических связей с Евросоюзом является то, что Исламская Республика Иран на сегодняшний день – один из крупнейших поставщиков энергоносителей в Италию, Германию и Францию. С другой стороны, на долю этих стран приходится 77% всего экспорта Евросоюза в Исламскую Республику Иран, что также подчеркивает взаимозаинтересованность сторон в развитии торгово-экономических и политических отношений42.
После распада СССР и становления современной России у иранского руководства появилась надежда получить стратегического союзника, имеющего право вето в СБ ООН и обладающим мощным ядерным арсеналом. К тому же, Россия уже не расценивается Ираном как потенциальный агрессор. Россия и Исламской Республика Иран не имеют сухопутной границы, но в сферу интересов обоих стран входят такие регионы как Кавказ, Средняя Азия и Афганистан. Развитие отношений с Россией является для Исламской Республики Иран приоритетным направлением его внешней политики, это в частности диктуется стратегическими интересами Тегерана. Немаловажную роль сыграло и то, что Россия является партнером Тегерана в реализации программы использования атомной энергии в мирных целях. «Двустороннее сотрудничество в области мирного использования атомной энергии началось в 1992 с подписанием соответствующего договора43. В 1995 был подписан контракт на строительство атомной электростанции в городе Бушер на юге Ирана»44.
Перспективные возможности имеет также сотрудничество России и Исламской Республики Иран в военно-технической, экономической и торговой сферах. Особый интерес для Республики представляет военно-техническое сотрудничество. Взаимные визиты военно-политических деятелей России и Исламской Республики Иран за последнее десятилетие стали привычным делом. Сегодня Иран и Россия активно развивают военно-техническое сотрудничество. Россия весьма успешно использует санкции западных стран в отношении Ирана, поставляя вооруженным силам республики свою технику – самолеты Су-27, МиГ-29, Ил-76, системы ПВО Тор и т. д., постепенно заменяя западную технику. И на сегодняшний день Тегеран – третий по величине российский клиент после Китая и Индии. Конечно, санкции СБ ООН против Тегерана мешают развитию двусторонних отношении и многие контракты Россией приходится замораживать. В частности, Россия в рамках санкции СБ ООН отказалась поставлять системы С-300 для Исламской Республики Иран45. Так или иначе, на данный момент Россия является седьмым по значимости торговым партнером Исламской Республики Иран, более 5% иранского экспорта приходится именно на Россию.
Таким образом, Исламская Республика Иран находится на стратегическом стыке Ближнего и Среднего Востока и граничит с основными игроками Большого Ближнего Востока, Центральной Азии, Южного Кавказа, в том числе и с Россией. Исламская Республика Иран, как государство занимает геостратегически важный перекресток, являющийся энергетическим транспортным узлом. Учитывая тот факт, что Исламская Республика Иран занимает четвертое место в мире по добычи нефти и второе – по добычи газа, можно утверждать, что Иран является важным звеном в системе международных отношений в области обеспечения энергоресурсов – добычи и транспортировки. Что касается политического курса, то сразу после окончания исламской революции, государство приступило к налаживанию внешнеполитических и экономических связей с ведущими акторами мировой политики. С приходом к власти более прогрессивных сил во главе Рафсанджи, Исламская Республика Иран направила свой взор в сторону Запада в условиях наличия широкого спектра энергоресурсов внутри страны и потребности стран Запада в их дешевых и стабильных поставках. Также Тегеран интересовало военно-техническое сотрудничество и сотрудничество в сфере мирного атома. Но, как мы знаем из истории, эти направления в силу понятных обстоятельств не стали развиваться как отношения в энергетике и в легкой промышленности. Можно утверждать, что эра прогрессивных сил Рафсанджи-Хатами стала переломным моментом в отношениях Запада и Исламской Республики Иран. За короткий по историческим масштабам период Тегеран практически вышел из международной изоляции, куда был загнан хоменистской политикой, сначала требующей от иранского народа отрешения от мирового сообщества, а затем предлагающей экспортировать исламскую революцию в соседние страны региона, в частности мусульманские.
«Иранское руководство проводит мероприятия по структурному реформированию нефтяной отрасли страны. Эти мероприятия включают: децентрализацию управления отраслью; реформу системы управления и повышение эффективности работы подразделений; приватизацию ряда структур и компаний, входящих в систему министерства нефти и другие меры призванные улучшить ситуацию в энергетическом секторе Исламской республики Иран»46.
Таким образом, Исламская Республика Иран находится на стратегическом стыке Ближнего и Среднего Востока и граничит с основными игроками Большого Ближнего Востока, Центральной Азии, Южного Кавказа, в том числе и с Россией. Исламская Республика Иран, как государство занимает геостратегически важный перекресток, являющийся энергетическим транспортным узлом. Учитывая тот факт, что Исламская Республика Иран занимает четвертое место в мире по добычи нефти и второе – по добычи газа, можно утверждать, что Иран является важным звеном в системе международных отношений в области обеспечения энергоресурсов – добычи и транспортировки. Что касается политического курса, то сразу после окончания исламской революции, государство приступило к налаживанию внешнеполитических и экономических связей с ведущими акторами мировой политики. С приходом к власти более прогрессивных сил во главе Рафсанджи, Исламская Республика Иран направила свой взор в сторону Запада в условиях наличия широкого спектра энергоресурсов внутри страны и потребности стран Запада в их дешевых и стабильных поставках. Также Тегеран интересовало военно-техническое сотрудничество и сотрудничество в сфере мирного атома. Но, как мы знаем из истории, эти направления в силу понятных обстоятельств не стали развиваться как отношения в энергетике и в легкой промышленности. Можно утверждать, что эра прогрессивных сил Рафсанджи-Хатами стала переломным моментом в отношениях Запада и Исламской Республики Иран. За короткий по историческим масштабам период Тегеран практически вышел из международной изоляции, куда был загнан хоменистской политикой, сначала требующей от иранского народа отрешения от мирового сообщества, а затем предлагающей экспортировать исламскую революцию в соседние страны региона, в частности мусульманские.
«Иранское руководство проводит мероприятия по структурному реформированию нефтяной отрасли страны. Эти мероприятия включают: децентрализацию управления отраслью; реформу системы управления и повышение эффективности работы подразделений; приватизацию ряда структур и компаний, входящих в систему министерства нефти и другие меры призванные улучшить ситуацию в энергетическом секторе Исламской республики Иран»47.
Исламская республика Иран стремится стать членом ШОС ввиду совпадении геостратегических и экономических интересов ведущих игроков это организации – России и Китая. Исламская республика Иран также высказывается против вмешательства стран Запада в региональные проблемы и к стремлениям установить контроль за энергоресурсами. Исламская республика Иран считает, что такое совпадение интересов является прочной базой для взаимовыгодных и прочных отношении в рамках ШОС. Но с другой стороны члены ШОС не желают резкой конфронтации с Западом с принятием в организацию резкой антизападной риторикой что может негативно сказаться на интересах стран членов ШОС. Понятно, что Исламской республики Иран на фоне принятых в последнее время экономических санкции, направленных на склонение Тегерана к выполнению требовании по приостановке разработок по ядерной программе а возможное применение военной силы против ядерных объектов – необходимо иметь гарантию безопасности. Полноправное участия Исламской республики Иран в ШОС может смягчить конфронтацию с Западом и предоставить Тегерану гарантии безопасности. но с другой стороны трудно представить что Китай и Россия пойдут на противостояние с Западом в ущерб своим национальным интересам в угоду растущих амбиции Исламской республики Иран.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Иран в мировой политике на рубеже XX—XXI вв."
Книги похожие на "Иран в мировой политике на рубеже XX—XXI вв." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Исмаил Денильханов - Иран в мировой политике на рубеже XX—XXI вв."
Отзывы читателей о книге "Иран в мировой политике на рубеже XX—XXI вв.", комментарии и мнения людей о произведении.