» » » » Леонид Беловинский - Энциклопедический словарь советской повседневной жизни


Авторские права

Леонид Беловинский - Энциклопедический словарь советской повседневной жизни

Здесь можно купить и скачать "Леонид Беловинский - Энциклопедический словарь советской повседневной жизни" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентНЛОf0e10de7-81db-11e4-b821-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Беловинский - Энциклопедический словарь советской повседневной жизни
Рейтинг:
Название:
Энциклопедический словарь советской повседневной жизни
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4448-0378-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедический словарь советской повседневной жизни"

Описание и краткое содержание "Энциклопедический словарь советской повседневной жизни" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории повседневной жизни советского человека с 1917 г. до конца советской эпохи – начала 1990‐х гг. Здесь раскрываются основные черты частного и общественного быта советских людей, а также формировавшие его реалии политической, социальной, экономической жизни. Издание рассчитано на массового читателя, интересующегося жизнью своих отцов и дедов в ушедшую в небытие и уже забывающуюся эпоху. Создатель этой книги – доктор исторических наук профессор Л.В. Беловинский, специалист по истории повседневности и истории материальной культуры, автор ряда учебных пособий и многочисленных публикаций, в т.ч. вышедшего несколькими изданиями энциклопедического словаря по истории русского дореволюционного быта. Словарь содержит более 3000 слов и выражений.






БОНЫ – 1) длинная цепь из бревен, связанных за концы короткими цепями или веревками. Использовались для устройства запаней, плотного скопления бревен или дров лесосплава на «нижней бирже», откуда они поступали на лесопильные заводы или увозились потребителям, для буксировки «кошелем» «швырка», коротко напиленного дровяного леса, для огораживания на воде фарватера лесосплава, для предохранения гаваней от неожиданных набегов надводных кораблей противника; 2) ценные бумаги, суррогат денег, в основном выпускавшиеся в периоды денежных кризисов предприятиями и учреждениями для своих работников.

БОРМОТУХА – в разговорной речи название низкокачественных спиртных напитков, преимущ. крепленого «вина», по существу, подкрашенного и подслащенного спирта с какими-либо добавками. Название происходит от бормотанья пьяного человека.

БОРОДА – до революции была свойственна преимущ. крестьянству, мещанству, купечеству и являлась непременной принадлежностью духовенства. Во втор. пол. XIX в. бороды иногда носили также представители дворянства и интеллигенции, а с 1881 г. – офицерство. После революции по традиции старшее поколение продолжало носить бороды, вскоре оставшиеся принадлежностью только некоторых лиц в высшем руководстве, интеллигенции и крестьянства. Уже в 30‐х гг. в городах борода стала большой редкостью, а в 40–60‐х гг. у людей среднего возраста и молодежи привлекала всеобщее внимание и вызывала неодобрительные реплики и замечания. С сер. 60‐х гг. бороду постепенно стали носить представители интеллигенции, прежде всего под влиянием облика чрезвычайно популярного в это время писателя Э. Хемингуэя, а в 80‐х гг. они стали довольно распространенным явлением, уже практически не привлекавшим внимания.

БОРТАНУТЬ – на блатном жаргоне и в повседневной речи – обмануть, обойти при раздаче чего-либо, при дележе и т.п.

БОСОНОЖКИ – 1) танцовщицы, танцевавшие босиком в подражание Айседоре Дункан, американской балерине, в 1921–24 гг. жившей в РСФСР и танцевавшей без обуви и в тунике; 2) вид дамской обуви; появились, как следствие общей бедности, в т.ч. отсутствия полноценной обуви и кожаного «товара» на нее: ранее женщины носили только закрытые туфли. Оказались очень удобными и быстро получили популярность. Поскольку пальцы босой ноги, особенно у немолодых женщин, не всегда эстетичны (из-за мозолей и пр.), до появления в 60‐х гг. подследников обычно носились с носками.

БОСТОН – в 1930–40‐х гг. дорогая тонкая шерстяная ткань, из которой шились мужские костюмы и женские платья, очень модная, превратившаяся в символ благополучия.

БОТАЛО – жестяной большой колокольчик с глухим звуком, который привязывали на шею коровам и лошадям при пастьбе в лесу, чтобы по звуку можно было найти отошедшее за деревья животное. В народе боталом также называли пустопорожних болтунов.

БОТАТЬ ПО ФЕНЕ – говорить на блатном жаргоне или с широким употреблением жаргонных слов. См. Блатная феня.

БОТВИНЬЯ – старинное блюдо русской кухни, мало употреблявшееся в советское время (в основном в ресторанах), так что его название стало почти неизвестным широкому кругу людей. Холодная похлебка из кваса с зеленью свеклы и моркови (с ботвой) и хорошей рыбой (осетриной, севрюгой).

БОТИНКИ – разновидность кожаной обуви с высокими берцами на шнуровке, обычно спереди. В дореволюционный период были исключительно женской обувью (в единственном числе писалось «ботинка»), преимущ. из атласа, прюнели (проклеенная плотная ткань), лайки, тонкой козловой кожи, шевро. В советское время – преимущ. мужская обувь из тонкого хрома либо из грубой яловой кожи (рабочие «гады»), на заклепках в ответственных углах швов.

БОТЫ – разновидность низкой обуви, резиновой либо утепленной, из прорезиненной ткани (мужские боты «прощай молодость») на застежке-пряжке; до 60‐х гг. выпускались также женские зимние высокие фетровые боты, типа сапожек. Преимущ. женская обувь, в сырую погоду надевавшаяся поверх обычной кожаной, для чего подошва полностью воспроизводила профиль кожаной обуви, включая каблук. Обычно легкие изящные женские боты ласково назывались «ботиками». В кон. 50‐х – нач. 60‐х гг. вышли из моды, и их производство прекратилось. Ботами также назывались короткие резиновые сапоги большого размера («слоны»), надевавшиеся поверх обычной обуви электриками, работавшими с электрооборудованием под напряжением.

БОЦМАН – на кораблях военно-морского флота и на судах гражданского флота должностное лицо, на военных кораблях в звании главстаршины или мичмана. Главный помощник командира корабля или капитана судна по хозяйственной части, наблюдавший за такелажными и шлюпочными работами, отдачей и подъемом якоря, уборкой, окраской и т.д. На морском жаргоне – дракон.

БОЧАТА – на блатном жаргоне 1920–40‐х гг. – часы, преимущ. карманные.

БРАГА – самодельный слабый хмельной напиток из перебродивших солода и муки с хмелем; обладал своеобразным вкусом, слегка «шибал в нос», хорошо утоляя жажду, но был очень коварным: у пьющего при сравнительно ясной голове неожиданно отказывали ноги. Изготовление классической русской браги было возможно только при определенных условиях: требовалось довольно много муки и, особенно, солода. В 1960‐х гг. такая брага стала заменяться «бражкой» из сахара с дрожжами, невкусной, вонючей и вредной для здоровья из-за присутствия сивушных масел. В принципе эта бражка была полуфабрикатом для изготовления самогона, но широко употреблялась и в чистом виде, если жаждущему выпивки было невтерпеж. Вместо сахара в южных областях страны употребляли сахарную свеклу, раздавленные фрукты, а во втор. пол. 80‐х гг., в период очередной борьбы с пьянством и алкоголизмом, когда сахар стал исчезать из продажи, пользовались дешевыми конфетами, вроде «подушечек».

БРАЖКА – 1) брага из перебродивших сахара и дрожжей; 2) просторечно-жаргонное название какой-либо небольшой компании, напр. собутыльников, а также содружество уголовников.

БРАК – юридическое оформление супружеских отношений в ЗАГСе (бюро записи актов гражданского состояния). В дореволюционной России признавались только браки, венчанные в храме; т.наз. гражданский брак законом признавался «незаконным сожительством» и подлежал расторжению, а фактические муж и жена – церковному или даже уголовному наказанию; дети, рожденные в результате сожительства родителей, признавались «незаконными» и не имели никаких прав, в т.ч. права наследования имущества даже после матери. В Советской стране, где Церковь была отделена от государства, церковный брак (венчание) стал личным делом людей и привлекал внимание государственных и общественных структур только, так сказать, в негативном плане: обвенчавшиеся члены партии и комсомольцы исключались из своих организаций с последующими административными последствиями. Основы советской политики в области брачно-семейных отношений были зафиксированы в Кодексе об актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве 1918 г. Отказ государства от признания церковного брака поселил в 20–30‐х гг. в сознании значительной части населения осознание ненужности каких-либо формальностей вообще: люди просто сходились и жили вместе, иногда до старости. Это привело в 1926 г. к изменениям в брачно-семейном законодательстве, приравнявшим фактические браки к зарегистрированным. В таких случаях при разводе, заключавшемся лишь в разделе нажитого имущества и выплате алиментов на детей по решению суда, достаточно было факта ведения совместного хозяйства, подтвержденного свидетелями. Сама регистрация брака, как и развод, имела характер канцелярской формальности; развод совершался даже заочно, по письменному заявлению одного из супругов. Отсюда, преимущ. в 20‐х гг., распространились скороспелые и недолговечные браки. В 30–40‐х гг. режим совершает медленный поворот в сторону признания национальных ценностей и традиций, в т.ч. морали и брака; события Великой Отечественной войны и ее последствия (в частности, резкое сокращение мужской части населения) еще более расшатали моральные устои, и в стране началась борьба за их укрепление. В июле 1944 г. незарегистрированные браки были признаны незаконными, точнее несуществующими, что сразу же лишило детей, рожденных в таких браках, отцов. В результате множество уже пожилых пар, имевших вполне взрослых детей, были вынуждены спешно регистрировать свои браки. Стремясь к укреплению семьи, правительство стало затруднять развод, а затем и процедуру заключения брака, которой стали придавать торжественный характер. Между подачей заявления в ЗАГС и регистрацией вводился продолжительный испытательный срок, при регистрации стали требоваться два свидетеля, сама регистрация превратилась в торжественный длительный ритуал и производилась не просто в канцелярии, а во Дворце бракосочетаний. Однако на прочность браков это не повлияло.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедический словарь советской повседневной жизни"

Книги похожие на "Энциклопедический словарь советской повседневной жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Беловинский

Леонид Беловинский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Беловинский - Энциклопедический словарь советской повседневной жизни"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедический словарь советской повседневной жизни", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.