» » » » Леонид Беловинский - Энциклопедический словарь советской повседневной жизни


Авторские права

Леонид Беловинский - Энциклопедический словарь советской повседневной жизни

Здесь можно купить и скачать "Леонид Беловинский - Энциклопедический словарь советской повседневной жизни" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентНЛОf0e10de7-81db-11e4-b821-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Беловинский - Энциклопедический словарь советской повседневной жизни
Рейтинг:
Название:
Энциклопедический словарь советской повседневной жизни
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4448-0378-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедический словарь советской повседневной жизни"

Описание и краткое содержание "Энциклопедический словарь советской повседневной жизни" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории повседневной жизни советского человека с 1917 г. до конца советской эпохи – начала 1990‐х гг. Здесь раскрываются основные черты частного и общественного быта советских людей, а также формировавшие его реалии политической, социальной, экономической жизни. Издание рассчитано на массового читателя, интересующегося жизнью своих отцов и дедов в ушедшую в небытие и уже забывающуюся эпоху. Создатель этой книги – доктор исторических наук профессор Л.В. Беловинский, специалист по истории повседневности и истории материальной культуры, автор ряда учебных пособий и многочисленных публикаций, в т.ч. вышедшего несколькими изданиями энциклопедического словаря по истории русского дореволюционного быта. Словарь содержит более 3000 слов и выражений.






АНКЕТА – типичное явление советской эпохи, официальный документ, сдававшийся в учреждения и организации (отдел кадров, партком и т.д.). Имела вид печатного бланка со множеством вопросов о жизненном пути заполнявшего анкету. По существу, главным был вопрос о социальном происхождении. До 1960‐х гг. в анкетах содержались вопросы о происхождении родителей, дедов и бабок, вплоть до места их захоронения, об участии в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в Белой армии, о пребывании в политической оппозиции, в плену или на оккупированной территории, о наличии родственников за границей, о судимостях и т.д. На основании анкетных данных строилось отношение официальных органов к человеку, прежде всего решался вопрос о его праве на ту или иную работу, поездке за границу и пр. Анкетные данные проверялись кадровиками и сотрудниками спецотделов, и сокрытие каких-либо сведений могло печально сказаться на судьбе человека. Анкеты хранились в личном деле и вместе с ним поступали в архивы учреждений. В дальнейшем количество вопросов сильно сократилось, а анкета получила название «Листок по учету кадров».

АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ – группа исполнителей, выступающих как единый художественный коллектив. Структурно ансамбли включали хор, танцевальную группу, оркестр или ансамбль народных инструментов. В репертуаре были как отдельные номера (хоровая песня, танец, сценка), так и сложные сюжетные композиции. В 1928 г. А. Александровым в Москве был создан Ансамбль песни и пляски Красной Армии (с 1946 г. художественный руководитель Б. Александров) – в дальнейшем – Краснознаменный имени А. Александрова ансамбль песни и пляски Советской армии. В 1963 г. в СССР существовало 56 профессиональных ансамблей и огромное количество самодеятельных.

АНТИАЛКОГОЛЬНЫЕ КАМПАНИИ – Борьба с пьянством на официальном уровне, практически ведшаяся на всем протяжении советской истории с 1925 г., когда была разрешена свободная продажа спиртных напитков. Началась с осени 1926 г. с изданием специального декрета СНК, предусматривавшего меры по принудительному лечению алкоголиков в специальных диспансерах, открывавшихся с осени 1928 г. Торговля водкой дозволялась только в закрытых торговых помещениях, из ресторанов, столовых и буфетов на вынос она не продавалась, в воскресные, праздничные и особые дни торговля вообще запрещалась, после 19 час. по рабочим дням торговля водкой разрешалась только дежурным магазинам, лицам до 16 лет водка не продавалась, и каждому покупателю можно было взять не более одной бутылки. В 1928 г. было также создано Общество по борьбе с алкоголизмом, активно занимавшееся пропагандистской работой. В 1932 г. оно было закрыто, поскольку торговля водкой была важным средством перекачивания денег в промышленность, и практически все ограничения в торговле были сняты. Однако периодически проводились пропагандистские антиалкогольные кампании. В дек. 1958 г. было принято новое правительственное постановление о борьбе с пьянством, во исполнение которого прекратилась торговля водкой в разлив, закрывались различные распивочные, разрешена было торговля спиртным только с 10 час. утра, в ресторанах была установлена очень высокая наценка на напитки, повысились цены. Поскольку резко усилилось самогоноварение, в 1960 и 1961 гг. были приняты указы, предусматривавшие уголовное наказание за злостное производство самогона и торговлю им (до 3 лет лишения свободы).

Отстранение Н. Хрущева от власти привело к снижению антиалкогольной борьбы в соответствии с чаяниями народа, сложившего стишок: «Товарищ, верь, придет она, / На водку старая цена, / И на закуску будет скидка: / Ушел на пенсию Никитка». Но в мае 1972 г. появилось новое постановление о борьбе против пьянства и алкоголизма, предусматривавшее создание системы лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) и принудительное помещение в них на срок до двух лет лиц, «злоупотреблявших» алкоголем. Резко повысились цены на винно-водочную продукцию, на что народ заявил: «Было пять (руб. – Л.Б.), а стало восемь – / Все равно мы пить не бросим. / Передайте Ильичу (Л. Брежневу – Л.Б.) – / Нам и десять по плечу». Одновременно в прессе велась пропаганда «культурного» употребления вина. Была регламентирована продажа спиртных напитков с 11 час. утра до 19 час. вечера.

Последней вспышкой борьбы с алкоголизмом стало постановление ЦК КПСС 7 мая 1985 г. «О мерах по предотвращению пьянства и алкоголизма», вводившее драконовские меры, вплоть до увольнения с работы тех, кто устраивал и допускал выпивку в учреждениях и на производстве (даже после работы), произошло резкое сокращение производства и продажи не только водки, но и виноградных вин и пива (вводились талоны на покупку спиртных напитков, а торговля разрешалась с 14 час.), и т.д. Итогом стало колоссальное развитие самогоноварения, употребление суррогатов, появление токсикомании и распространение наркомании.

АНТИКУЛАЦКАЯ АКЦИЯ – По инициативе секретаря Сибирского крайкома Р. Эйхе (в 1938 г. расстрелянного) 2 июля 1937 г. на места была направлена секретная телеграмма ЦК партии, приказывающая взять на учет «бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока высылки вернувшихся в свои области», и «наиболее враждебных» из них немедленно арестовать и расстрелять в порядке административного проведения дел через тройки, а менее активных – выслать; репрессиям подлежало также уже арестованное или сосланное духовенство. Предполагалось направить в лагеря 200 000 чел., а 70 000, в т.ч. 10 000 уже сидящих в лагерях – расстрелять. Предписывалось в пятидневный срок представить состав троек и количество подлежащих расстрелу и высылке. 30 июля на утверждение Политбюро был направлен приказ наркома внутренних дел «Об операции по репрессированию…», требовавший начать ее с 5 по 15 авг. и закончить в 4-месячный срок. Всем краям и областям спускались лимиты по обеим категориям; всего следовало арестовать 259 450 чел., из них расстрелять 72 950; цифры эти неполны, т.к. отсутствовали данные по ряду территорий. Эта акция стала началом ежовщины.

АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ БОРЬБА – политика большевистского режима, направленная на внедрение в сознание людей материалистического понимания истории и природы и изживание религиозных верований, которые замещались коммунистической идеологией. В значительной мере была направлена против духовенства, которое пользовалось определенным авторитетом и поначалу в массе было настроено враждебно по отношению к новому режиму. Пиком этой политики в отношении православной религии в нач. 1920‐х гг. был арест патриарха Тихона и инспирирование и поддержка новой организации «Живая Церковь». Но вскоре под лозунгом изъятия церковных ценностей на нужды голодающего населения Поволжья начались массовые репрессии против активных верующих и духовенства: закрытие монастырей и храмов, аресты, отправка в ссылку и концлагеря, а также расстрелы не только сторонников Тихона, но и «обновленцев». В меньшей степени подвергались преследованию католики, численность которых до присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии была незначительна, но поскольку папа Пий X объявил «крестовый поход» (чисто религиозный, молитвенный) против большевиков, постольку и католические епархии, монастыри и храмы были закрыты повсеместно. Преследованию подвергались также духовенство и организации протестантов, сектантов, мусульман, иудаистов, буддистов. Но основной удар был все же нанесен по православию как религии большинства населения. В 1917–1940 гг. было репрессировано 134 тыс. клириков Православной Церкви и членов их семей, из 1246 монастырей были ограблены, разорены или взорваны более 1200, более 70 тыс. храмов подверглись разорению, закрытию или осквернению, из храмовых зданий изъято ценностей более чем на 7 млрд руб.

Антирелигиозная борьба изначально приняла кощунственный характер: комсомольская «легкая кавалерия» срывала богослужения и крестные ходы, во время обедни врывалась в храмы и устраивала там шутовские представления, под видом научного объяснения обмана церковниками народных масс вскрывались раки с мощами и сами мощи выбрасывались, на митингах и концертах всячески высмеивалось духовенство и верующие, пионеров призывали уничтожать домовые иконы и т.п. Во главе всего этого стояла организация «Воинствующий безбожник», выпускавшая журнал «Безбожник». Однако в сер. 30‐х гг. накал антирелигиозной борьбы резко спал, организация была распущена, журнал закрыт, а глава всей этой деятельности Ем. Ярославский попал в опалу: в предстоящей войне с нацистской Германией предполагалось использовать и церковь. Во время Великой Отечественной войны, когда было необходимо использовать все ресурсы, режим стал опираться и на церковь: антирелигиозная пропаганда практически прекратилась, было восстановлено патриаршество, открыты храмы и даже началась подготовка духовенства в семинариях. Однако западно-украинские униаты, признававшие духовную власть Папы, подвергались преследованиям, а после войны униатская (Греко-католическая) Церковь была вообще запрещена и ее храмы переданы Православной Церкви. В послевоенный период антирелигиозная борьба то затухала, то возобновлялась с новой силой (при Н. Хрущеве), но преимущ. была направлена против сектантов (баптистов, адвентистов седьмого дня), а секта «Свидетелей Иеговы» практически оказалась под запретом. Тем не менее, для лиц, занимавших руководящие посты, крещение ребенка, венчание или отпевание умерших родителей вело к изгнанию из партии и с работы (духовенство было обязано передавать сведения о требах в соответствующие органы), а верующая молодежь, если это обнаруживалось, исключалась из комсомола, что для студентов автоматически вело к отчислению из учебного заведения. В 70–80‐х гг. гонения на верующих практически прекратились, и среди молодежи даже появилась мода открыто носить крестики на шее как украшение, а антирелигиозная пропаганда, сосредоточенная в домах научного атеизма, приобрела академический характер.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедический словарь советской повседневной жизни"

Книги похожие на "Энциклопедический словарь советской повседневной жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Беловинский

Леонид Беловинский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Беловинский - Энциклопедический словарь советской повседневной жизни"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедический словарь советской повседневной жизни", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.