» » » Ольга Марченко - Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать


Авторские права

Ольга Марченко - Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать

Здесь можно купить и скачать "Ольга Марченко - Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, личное, издательство ЛитагентНеолит ОООdc14d78b-529b-11e7-aec0-0cc47a5453d6, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Марченко - Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать
Рейтинг:
Название:
Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-00091-207-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать"

Описание и краткое содержание "Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии изложен взгляд на риторику как искусство практического словесного взаимодействия, предоставляющее возможность мастерски использовать слово в качестве инструмента убеждения. Умелое обращение со словом является не только профессиональной компетенцией личности в любой сфере деятельности, но и показателем общей культуры человека.

В основе авторской позиции лежит представление о риторике как науке и искусстве красноречия. Описаны основные этапы истории европейской риторики со времен античности до наших дней, рассмотрены ее главные категории. Предложены методические рекомендации, связанные с художественно-выразительными возможностями речевого действия. Цель практикума – развитие творческих качеств личности, воспитание умения выразительно действовать словом, достигать эффективности речевого действия. Голосо-речевой тренинг помогает развить внутренние элементы психотехники: воображение, внимание, эмоциональную память; усовершенствовать аппарат воплощения: голос, интонацию, движения; в единстве внутреннего и внешнего достичь действенности звучащего слова.

Пособие адресовано специалистам, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами ораторского искусства.






В Древнем Риме признается преимущественно практически ориентированная этика. Высшая ценность человека заключается в приумножении славы своего рода, укреплении власти нобилитета и участии во внешней экспансии. Представителями римской научной этической мысли считаются Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Выработанное в I в. до н. э. понятие humanitas («Auctor ad Herennium») представляет собой первую попытку римлян одним термином определить сущность человека. Для Цицерона, благодаря которому про исходит трансляция греческой риторики в латинский мир, этот идеал воплощается в образе «совершенного оратора». Среди добродетелей, входящих в нравственно-прекрасное, Цицерон называет следующие: прежде всего, это познание истины, затем следует «двуединая» добродетель – справедливость и благотворительность, за тем величие духа, и наконец, благопристойность и умеренность. Составной частью благоразумия, кроме рассудительности и предусмотрительности, является «сокровищница изобретений и всех частей риторики» – память.

Древние мыслители не отделяют риторику от исследования и познания всей человеческой жизни и обогащают ее этическим со держанием. Античная красота обязательно предполагает и наличие в ней нравственной красоты. Сами философы часто незаметно для самих себя переходят от эстетической терминологии к этической и обратно. История пайдейи «как генетическая морфология идеальных отношений человека и полиса» (В. Йегер) может служить философским фоном для понимания античной культуры. Пайдейя означает руководство к изменению всего человека в его существе, создание совершенного характера. И хотя в основе всякого явления культуры лежит некое природное явление, возделываемое культурой, противоположностью культурного человека является вовсе не природный человек, а варвар.

Продвижение от одной культурной эпохи к другой преображает панораму риторического этоса, многообразие идей соответствует конкретно-историческим обстоятельствам и социальным факторам. В разные эпохи ценности обретали новое звучание, но культура сохраняла архетипы.

Русская христианская философия «смиренномудрия» дает свои названия искусству речи: благословие, доброречие, краснословие, истинноглаголание. Напутствия остерегали от бранных грязных слов, которые оскверняют и ранят души и произносящего, и слушающего. Пословицы, изречения, библейские заповеди, краткие поучения являлись непосредственным от печатком нравственной жизни. Этот язык мудрых мыслей был исторически исходным языком, на котором выражалось нравственное сознание. Риторика понималась как наука, наставляющая на правый путь и полезную жизнь, не случайно первым синонимом риторики было добрословие.

Среди жизненных свойств, обладание которыми составляет основной духовный багаж ритора, М. В. Ломоносов на первое место ставит человеческие дарования – понятие, память, соображение, рассуждение, волю, и добродетели – благочестие, воздержание, чистоту, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие, искренность, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, скромность. Обладая этим, ритор и распознает, какова мера добра и зла во всякой данной материи, и преклонит слушателей к своему мнению.

Классическая нравственно-философская традиция, получившая свое выражение в учениях риторов платоновской школы, в аристотелевской Риторике, в моралистических трактатах Цицерона, в определении страстей и нравов христианскими подвижниками и отцами церкви, пере осмысленная в первых теоретических трудах русской риторической науки и произведениях русской литературы, была подхвачена классическим образованием России XIX в.

В свете философско-этических исканий начала ХХ в., чтобы осознать собственное несовершенство, человеку необходимо пережить глубокую неудовлетворенность своим существовани ем, испытать стыд за себя и желание изменить неподобающий порядок вещей. Поворот к рефлексии, к самоосмыслению, моральному господству человека над самим собой всегда был и остается трудным делом, но в этом и есть его главный этический смысл.

3.2. Речевой этикет: нравственное и эстетическое содержание

Этос есть для речи содержательный принцип, но он задает поведению и форму, наполняющуюся разным содержанием в зависимости от социальных, житейских, индивидуальных обстоятельств. Мораль образует как бы внутреннюю сферу жизненной ориентации в отношениях с людьми, внешней стороной являются нормы этикета.

Об этикете следует говорить как о несомненном достижении человеческой культуры, цель которого – облагораживание человека. Человеческая природа и социальный порядок являются продуктами отношений, основанных на взаимных уступках людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу. Этикетные формы речевого поведения служат достижению понимания, согласия и взаимодействия, а значит, благоустраивают отношения между людьми. Задача этикета, таким образом, это создание устойчивых представлений о совокупности допустимых средств в общении. В этикете себя проявляет традиция, она сохраняет и передает культурную информацию. С помощью этикета человек научается нормам коллективного бытия, не получаемым от рождения, а вырабатываемым исторически и обретаемым индивидуально. Хороший тон, речевая культура, воспитанность состоят из бесчисленного множества внешних приемов, называемых этикетом, и в основе своей имеющих доброту и нравственность. Именно на этом построены нормы европейского социально-бытового красноречия. В знаках учтивости проявляется «естественная» выразительность, тем не менее, фиксируются они правилом, которое обязывает применять эти знаки. Подобный способ выражения основывается на коллективной привычке, на соглашении.

Этикет как компонент общения регулирует его эффективность. Речевой этикет как совокупность словесных форм вежливости и учтивости призван способствовать легкому, непринужденному, свободному, приятному и продуктивному общению. Этикет – явление историческое и национальное, первоначальной формой его был придворный порядок, или протокол, главным назначением которого – организация поведения таким образом, чтобы возвеличить царствующую особу и утвердить придворную иерархию. В дальнейшем «правила учтивости» вышли за рамки исторических, национальных и сословных границ и получили более общее этическое и эстетическое назначение для человеческого общежития. Но вопрос о том, являются ли они знаками благожелательности и внимания или узаконенной формой притворства и лицемерия, остался. До сих пор еще есть сторонники той точки зрения, что правила этикета носят сугубо формальный характер и не ставят человека перед проблемой свободного выбора между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, предлагая готовые модели конкретного действия.

Хорошие манеры демонстрируют естественное и непринужденное благородство. Этический смысл речевого этикета проявляется в том, что с его помощью можно выразить признание достоинства и значимости человека, с которым приходится вступать в контакт. При всем разнообразии этикетных форм это ритуализированное общение выражает поддержку и уважение другого лица. Благодаря взаимному соблюдению ритуала достигается согласие. Оформленное этикетом общение облагораживает и возвышает его участников. Как и мораль, этикет есть одна из форм регуляции чело веческого поведения. Для воспитанного человека соблюдение этих правил привычно и не вызывает особых затруднений.

Правила и формы этикета, хорошие манеры, благовоспитанность приобретаются человеком в процессе жизни. Речевые ритуалы особенно важны в семье, именно в отношениях со своими родными проявляется настоящая воспитанность. Доброжелательность, нежность, забота, такт, уважение в отношении к ребенку, мягкая и спокойная, простая и ясная манера разговаривать – вот первые уроки хорошего отношения между людьми, лучшее наследство, получаемое ребенком. В этом наследстве: тональность домашних речевых отношений, семейный лексикон, ответственность за судьбу другого, великодушие и бескорыстие, способность владеть собой в конфликтной ситуации, не раздражаться, умение оценить свои промахи и ошибки, извиниться. Взрослый человек в общении с другими членами общества приноравливает и корректирует свою форму общения к речи окружающих. Это такие способы и формы общения, при которых все чувствуют себя хорошо. Кроме того, в каждой профессиональной среде вырабатываются свои характерные черты языка. Уместность языковых манер укрепляет репутацию, помогает людям чувствовать себя комфортно и уверенно в любых ситуациях повседневного и делового общения. Сложившиеся правила поведения позволяют избежать ненужных конфликтов, натянутости в отношениях. Интерес к языку, речевому ритуалу равнозначен интересу к людям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать"

Книги похожие на "Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Марченко

Ольга Марченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Марченко - Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать"

Отзывы читателей о книге "Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.