» » » » Дж. Клиер - Россия собирает своих евреев


Авторские права

Дж. Клиер - Россия собирает своих евреев

Здесь можно скачать бесплатно "Дж. Клиер - Россия собирает своих евреев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Мосты культуры, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Россия собирает своих евреев
Автор:
Издательство:
Мосты культуры
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия собирает своих евреев"

Описание и краткое содержание "Россия собирает своих евреев" читать бесплатно онлайн.



Цель настоящего исследования – рассказать о том, как Россия приобрела значительное еврейское население в конце XVIII – начале XIX вв. и как управляла им. Обращаясь к истории русско-еврейских отношений, я ставлю три важные проблемы: что означал для русских «еврейский вопрос»? Как в России осознавали его существование? Как собирались его решать?

В настоящей книге присутствует также одна важная тема, сопутствующая основной. В рассматриваемый период русская юдофобия преобразилась из простого, примитивного религиозного предрассудка, гласившего, что евреи – богоубийцы и «враги Христа», в комплекс более изощренных современных мифов, основанных на мнении, будто евреи – религиозные фанатики и эксплуататоры русских крестьян. К концу XIX в. эти стержневые мифы дополнились легендами о мировом еврейском заговоре, направленном против самих основ христианской цивилизации и власти. России предстояло внести собственный вклад в развитие этих мифов в виде «Книги кагала» Я.Брафмана (Вильна, 1869; 3-е изд.: СПб., 1882-1888) и «Протоколов сионских мудрецов».

Подготовка русского издания этой книги дала мне редкую возможность переработать и дополнить ее текст. Благодаря этому я смог включить в работу значительный объем нового исследовательского материала, основанного на моих недавних архивных разысканиях. Кроме того, я использовал новые труды коллег, появившиеся с наступлением теперешнего подъема в изучении европейского еврейства нового времени.

Автор






[177] Eisenbach A. Emancipation… Р. 77-78.

[178] Там же. Р.96.

[179] Особый интерес представляет план Т. Чацкого, так как он прямо повлиял на идеи русских реформаторов в 1802 г. См. его издание 1807 г.: Czacki Т. Rozprawa о Zydach i Karaitach. Wilno, 1807. S.215-220.

[180] Eisenbach A. Emancipation… P. 109.

[181] Там же. Р. 106. Прогрессисты, мечтавшие о призыве евреев в армию, также осознавали связь между военной службой и гражданскими правами.

[182] Там же. Р.94. См. также: Zuk A. A Mobile Class: The Subjective Element in the Social Perception of Jews: The Example of Eighteenth Century // Polin. Vol. II. Oxford, 1987. P.163-178.

[183] Eisenbach A. Emancipation… Р.93.

[184] Там же. Р. 82-83

[185] MDSC. T. VI. S.27-42.

[186] Там же.

[187] Там же. S. 132-135,

[188] Там же. S.276-278.

[189] Там же.

[190] Eisenbach A. Emancipation… P. 110-111.

[191] Там же. Р.87-88. Malino F. A Jew in the French Revolution: Zaikind Hourwitz. Oxford, 1996. P.85.

[192] MDSC. T. Vl.

[193] См. классическую работу о Мендельсоне: Altmann A. Moses Mendelssohn: A Biographical Study. L., 1973 и важное новое исследование: Sorkin D. Moses Mendelssohn and the Religious Enlightenment. L., 1996.

[194] Mendelssohn M. Jerusalem and Other Writings. N.Y., 1969. Р. 90-91.

[195] Рассуждения об идеале «нейтрального общества» см.: Кац Я. Евреи в средневековой Европе… С. 269-271.

[196] Mendelssohn M. Jerusalem… Р. 104.

[197] Цинберг И. Шклов и его «просветители» конца XVIII века // ЕС. 1928. Т. XII.С.17-44.

[198] Fishman D.E. Russia's First Modern Jews: The Jews of Shklov. N.Y., 1995.

[199] Madariaga I. de. Russia in the Age of Catherine the Great. New Haven – L., 1981. P.310, 324.

[200] Madariagal. Russia… P.308-314.

[201] Kamendrowsky V, Griffiths D.M. The Fate of the Trading Nobility Controversy in Russia: A Chapter in the Relationship between Catherine II and the Russian Nobility //JGO. 1978. Vol. XXVI. P. 198-221.

[202] «Ландзассен» представляли собой ливонских землевладельцев, которые часто служили офицерами русской армии, но тем не менее не признавались дворянами согласно «Matricula» – родословной книге, принятой тогда в Ливонии. Следовательно, им были недоступны посты в местном управлении, открытые для вписанных в книгу дворянских родов. (См.: Madariagal. Там же. Р.322). Мирзы – татарская знать, имевшая земли в Крыму. Екатерининские администраторы стремились включить их в обширное сословие русского дворянства. (См.: Fisher A. The Crimean Tatars. Stanford, 1978. Р. 75).

[203] Madariaga I. de. Russia… P. 74. Ежегодные издержки на Украину в годы правления гетмана Кирилла Разумовского (1750-1764) составляли 48 тысяч рублей.

[204] Thaden E.C. Russia's Western Borderlands, 1710-1870. Princeton, 1984. P.44-45.

[205] Mahler R. A History of Modem Jewry, 1780-1815. N.Y, 1971. P.379.

[206] Dubnow S.M. A History of the Jews in Russia and Poland. Philadelphia, 1916. Vol.1. P.307.

[207] Greenberg L. The Jews in Russia. New Haven, 1965. P.8. Автор этой работы следует концепции Дубнова. Р. Пайпс приводит цифру 100 тысяч, которая тоже слишком высока. (CM.: Pipes R. Catherine II and the Jews // SJA. 1975. Vol. V. P.7).

[208] Кабузан В.М. Народонаселение России в XVIII – первой половине XIX в. М., 1963. С. 161. Перепись в Белоруссии проводилась в 1772 г., чтобы дополнить данные третьей переписи. В Витебской провинции насчитали 289877 душ мужского пола, и 325116 в Могилеве.

[209] Mahler R. Yidn in amolikn Poiln in likht fun tsifem. Warszawa, 1958. Оценки Малера основаны на статистике, содержащейся в издании: Переписи еврейского населения в юго-западном крае в 1765-1791 гг. // Архив Юго-Западной России. Часть 5. Т.П. Отд. 1-2. Киев, 1890. См. обзор этой работы: Eisenbach A. Zydzi w dawnej Polsce w swietle liczb // Kwartalnik Historyczny. 1959.No.66. S.511-520,a также важную статью: Stampfer Sh. The 1764 Census of Polish Jewry // Bar-Dan: Annual of Bar-Dan University Studies in Judaica and the Humanities. Vol. XXIV-XXV. Ramat-Gan, 1989. P. 41-59.

[210] Коробков X. Перепись еврейского населения Витебской губернии в 1772 г. //ЕС. T.IV No.2. Апрель-июнь 1912. С. 164-177. Эта губерния также называлась иногда Псковской или Полоцкой. По польской переписи 1764 г. местное еврейское население составляло немногим более двух процентов от общей численности. Эта цифра ниже среднего пятипроцентного уровня по стране.

[211] Державин Г.Р. Сочинения. СПб., 1864-1883. Т.7. С.313; Анищенко Е.К. Черта оседлости (Белорусская синагога в царствование Екатерины II). Минск, 1998. С.29-30.

[212] Балабан М. Переход польских евреев под власть Австрии… С.290-291.

[213] WischnitzerM. Jewish Crafts… P.223.

[214] Бершадский С.А. Положение о евреях 1804 года//Восход. 1895.T15.No.!. С.89-90; Wischnitzer M. Jewish Crafts… P.223-224; Baron S. Economic History… P.75-78. Ср.: данные о еврейском населении Житомирского района за 1789 г. (когда эта территория еще была под властью Польши): из 10526 местных евреев 54 процента жили в тринадцати разных городах, 10,6 процента – в пяти крупных селениях и 35,5 процента – в 421 деревне. Что касается занятости, то 73,7 процента из них так или иначе были связаны с торговлей спиртным. (Weinryb B.D. Neueste Wirtschafts geschichte der Judenin Russland und Polen. Breslau, 1934. Р.219-223).

[215] Liashchenko P.I. History of the National Economy of Russia to the 1917 Revolution. N.Y, 1970. P.341-342.

[216] Гессен Ю.И. История еврейского народа. T. I. Пг., 1916. С.129-130.

[217] Голицын Н.Н. История русского законодательства о евреях… С. 104-108; Словарь Академии Российской. СПб., 1809. 4.2. С.822.

[218] Гессен Ю.И. История еврейского народа. Т. 1. С. 130, сн. 1.

[219] Этот вопрос рассмотрен в работе: Rest M. Die Russische Judengesetzgebung von der Ersten Polnischen Teilung bis zum «Polozenie dija Evreev» (1804). Wiesbaden, 1975.S.251,n. 148.

[220] Это был не первый случай, когда русское государство поспешно обещало привилегии, суть которых толком не понимало. При подтверждении традиционных прав ливонского дворянства в декабре 1762 г. Екатерина писала одному корреспонденту, что готова утвердить любой закон, лишь бы сохранить спокойствие. (Madariaga I.de. Russia… P.61-62).

[221] Голицын Н. История… С.329, сн. 182.

[222] Dubnow S.M. History of the Jews. Vol. 1. P.320.

[223] Fishman D. Modem Jews… P.80; Фельдман Д. «Московское изгнание» евреев 1790 года//Вестник Еврейского Университета в Москве. 1996. No. 1(11). С. 180

[224] См. мою статью: Zhid: The Biography of a Russian Epithet // SEER. 1982. No.50/(l). Rl-15. Основываясь на этих сведениях, Д.Фишман оспаривает мое мнение, утверждая, что слово «жид» «в течение первой половины ХX в. постепенно превратилось в антисемитский термин» (Fishman D. Modern Jews… R 158, п.3). Я же считаю, что этот термин тогда все еще имел двоякий или просто безобидный смысл в устах многих россиян, и липа развернувшаяся на рубеже 50-60-х гг. XIX в. полемика утвердила оскорбительное значение этого слова. См.: Klier J. Imperial Russia… P.108-110.

[225] Pipes R. Catherine П and the Jews… P.7.

[226] LeDonne J.P. Absolutism and Ruling Class. N.Y.-Oxford, 1991. P.36.

[227] Анищенко Е.К. Черта оседлости… С.28.

[228] Там же. С.65. В этих шестнадцати местечках проживало в общей сложности 7093 христианина и 2873 еврея.

[229] Там же. С.62.

[230] См. примеч. 58 к этой главе.

[231] См.: Рашин А.Г. Формирование промышленного пролетариата в России. М., 1940. С.59.

[232] ППСЗ. Т.ХIХ. No.13,850. 13 сентября 1772 г. С.554-555.

[233] [Записка Каховского] в кн.: Державин Г.Р. Сочинения. Т.7. С.308.

[234] Там же. С. 311.

[235] Там же. С. 310.

[236] Там же. С. 312.

[237] Там же. С. 310.

[238] Оршанский И.Л. Из новейшей истории евреев в России // ЕБ. 1872. T.II. С.209-210; Гессен Ю.И. История еврейского народа… T.I. С.44; Еврейская энциклопедия. T.XVI. С.82.

[239] Анищенко Е.К. Черта… С.31-33.

[240] Там же.

[241] Недавно вышла в свет работа Ш.Штампфера, в которой показано, как сильно компрометировала раввинат покупка выморочных земель: Stampfer Sh. The 1764 Census of Polish Jewry // Bar-Ilan: Annual of Bar-Ilan University Studies in Judaica and the Humanities. Vol.XXTV-XXV Ramat-Gan, 1989,P.41-59.

[242] Анищенко Е.К. Черта… С.42.

[243] Дубнов С.М. Исторические сообщения // Восход. 1894. T. XIV. No. 2. С.90-107.

[244] ППСЗ. T.XXI. No. 15,436. 16 июля 1782 г. С.584.

[245] Анищенко Е.К. Черта… С.42-43.

[246] Гессен Ю.И. История еврейского народа… T. I. С.54.

[247] Fishman D. Modem Jews… P. 10. В число пяти «земель», или общин, составлявших эту единицу, входили Шклов, Могилев, Мстиславль, Старый Быхов и Чаус. Как сообщает Д.Фишман, непрерывная деятельность ваада прослеживается до 1790 г., когда его раввинский суд одобрил книгу Давида Каро, изданную в Шклове. (Ibid. P.141, n. 16).

[248] Гессен Ю.И. История еврейского народа… T. I. С.55.

[249] Анищенко Е.К. Черта… С.43-44.

[250] ППСЗ. Т.ХХ. No. 14,522. 17 октября 1778 г. С.436; Там же. No. 14,892. 3 июля 1779 г. С.849. Указ от 17 октября 1776 г. гарантировал особые привилегии евреям, принявшим одно из христианских вероисповеданий. Таким выкрестам было обещано право вступать в любую купеческую гильдию или ремесленное сословие, после чего они подлежали юрисдикции и администрации этих сословий, а не кагалов. Это подразумевало, что еврейская администрация, существовавшая в форме кагала, отличалась от христианской. Этим указом было также предписано всем евреям регистрироваться в городах. Указ от 17 октября 1776 г., которым предоставлялись особые льготы евреям, перешедшим в христианство, на первый взгляд, казалось бы, противоречил заверениям Екатерины о равенстве всех народов и вероисповеданий перед законом. Впрочем, политика прозелитизма была не нова и вовсе не ограничивалась евреями. Вот как Р.Бартлетт определяет обращение Екатерины с нехристианами на границах империи: «Российская политика в отношении подданных-нехристиан традиционно придерживалась двух принципов – терпимости и прозелитизма. Последний особенно одобрялся, так как переход в православие означал признание гегемонии России и русского образа жизни» (Bartlett R. Human Capital: The Settlement of Foreigners in Russia, 1762-1804. Cambridge, 1979. Р. 11).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия собирает своих евреев"

Книги похожие на "Россия собирает своих евреев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дж. Клиер

Дж. Клиер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дж. Клиер - Россия собирает своих евреев"

Отзывы читателей о книге "Россия собирает своих евреев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.