» » » » Александр Виноградов - Записки геологоразведчика. Часть 1: Семейные хроники, детство, школа


Авторские права

Александр Виноградов - Записки геологоразведчика. Часть 1: Семейные хроники, детство, школа

Здесь можно купить и скачать "Александр Виноградов - Записки геологоразведчика. Часть 1: Семейные хроники, детство, школа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство ЛитагентSelfpub.ru (искл)b0d2ae6e-b0bc-11e6-9c73-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Записки геологоразведчика. Часть 1: Семейные хроники, детство, школа
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Записки геологоразведчика. Часть 1: Семейные хроники, детство, школа"

Описание и краткое содержание "Записки геологоразведчика. Часть 1: Семейные хроники, детство, школа" читать бесплатно онлайн.



1 часть мемуаров "Семейные хроники, детство, школа" – это краткая история двух семей, которых в полной мере коснулись все российские беды первой половины ХХ века: революция, голод, пандемия гриппа в 1918 г., гражданская война, гонения на духовенство и ограничение его в правах, раскулачивание и высылка из родных мест, репрессии 1937 г., война, потеря почти всех близких родственников, трудное военное и послевоенное время. Детские воспоминания автора охватывают события, произошедшие в г. Североуральске Свердловской области и его окрестностях, где автор родился и прожил с 1936 по 1954 гг.






Через полтора года, меня почему-то перевели в 3 "Б", хотя учился я неплохо. Мама пошла к директору школы за разъяснениями. Я не знаю, какие аргументы повлияли, но меня вернули в 3 "А" класс и с тех пор не трогали до окончания школы. Хотя, начиная с 5 класса, я не очень ответственно относился к учёбе. Не она, а многочисленные хобби занимали мои мысли и время. Такого нерадивого ученика вполне можно было перевести в класс "В".

Родители снимали флигель на ул. Чкалова у пожилого хозяина по фамилии Шмак. Он торговал на рынке гуляшом из конины с отварным картофелем – 10 руб. чашка. Где брал лошадей для гуляша, неизвестно. Во флигеле были сени и комната. В ней нашлось место всем: и родителям, и мне, и бабушке.

Шла война. В семье не особенно обращали внимание на разнообразие пищи. Особых разносолов в доме не было. Отец ездил в сельскую местность и что-то менял на продукты. Летом из с. Чернушка привёз сырокопчёного барана, мясо которого мне показалось очень вкусным. В то время многие горожане ездили в сельские районы и меняли вещи на продовольствие.

Когда осенью этого же года родину отца освободили от оккупации, он уехал в В. Дуброву – мама, бабушка и я, оставшиеся в Североуральске, стали испытывать голод. Мы не имели ни усадьбы, ни даже огорода с картофельными грядками, ни домашних вещей для продажи или обмена на продукты. Надо было платить за съём жилого флигеля, за дрова для его отопления. Деньги в то время почти ничего не стоили – имели чисто символическую цену. Всё продовольствие и промтовары распределялись по карточкам, выдаваемым ежемесячно по категориям населения. Нормы ежедневной выдачи хлеба по госцене следующие:

иждивенцы (в основном старики) – 250 грамм;

дети – 300 грамм;

служащие – 400 грамм;

рабочие неосновных профессий – 600-700 грамм;

рабочие основных профессий (проходчики, забойщики, кузнецы и т. д.) – 1000 грамм.

Всякие крупы, сахар, масло тоже выдавались по карточкам нерегулярно, по мере поступления в магазины. На нашу семью выходило всего 2-3 кг на месяц. На базаре буханка хлеба стоила 200 рублей, а ведро картофеля – 800 рублей. Для сравнения зарплата технички в те годы – 260 рублей, а служащих – 400-600 руб. Относительно нормально жили люди, имеющие свой дом, большой огород и домашнюю живность. Не особо бедствовали и рабочие разных категорий, т. к. имели высокую зарплату и могли покупать пищу на базаре. Сводили концы с концами и семьи, где активно занимались сбором грибов, ягод, орехов, охотой и рыбной ловлей. Часть заготовленного активно продавали. Моя семья не относилась ни к одной из трёх вышеназванных категорий, поэтому выживали только доступным путём. За хлебом чаще всего ходила бабушка. В магазинах взвешивали хлеб строго по суточным пайкам на талон каждого человека. Пока бабушка несла хлеб домой, съедала свою пайку, а потом начинала общипывать мою. Когда я приходил из школы и видел пайку, то часто плакал и ругался с бабушкой. Мне её тоже хватало на раз. Чтобы увеличить как-то объём пищи, с весны начинали варить суп из лебеды и крапивы, куда добавляли для цвета и улучшения вкуса по ложке молока, стакан которого покупали у соседей, держателей коров. Осенью, после уборки хозяевами картофеля с огородов, малоимущие просились перекапывать землю, чтобы найти случайно оставленные клубни. Как правило, все частники держали скот и сами старались очень чисто убрать огород, включая и мелочь. Потому, перекапывая землю целый день, удавалось набрать 1-2 кг картофеля. Это делала, в основном, бабушка. По выходным дням ходили втроём – бабушка, мама и я, тогда сбор был побольше.

Несколько раз зимой в маленьком овощехранилище частично подмерзал картофель, и нам разрешали брать его понемногу за символическую цену. Перед приготовлением овощ размораживали в воде. Варить его нельзя – он превращался в муку. Делали из картофеля дранцы, но у них был такой поганый вкус, что нельзя передать словами. Однако всё кушали. В школе ученикам в середине учебного дня давали по четверти ломтика чёрного хлеба, посыпанного сахаром. Дети обеспеченных родителей, в основном, девочки, отказывались от этих порций в пользу подруг. Парням ничего лишнего не доставалось. Моя одноклассница Нина Антропова как-то рассказала историю, что гостила в доме у другой ученицы состоятельных родителей, и та отказалась кушать предложенную ей молочную манную кашу. Её и нас такое поведение шокировало.

На родине отец умер 3 декабря 1944 г.

В 1945 г. маме дали комнату в двухэтажном бараке коридорного типа с удобствами во дворе на пересечении улиц Североуральская, Будённого и Вокзальная. Это центр той части города. Напротив располагалась столовая №8, водоразборная колонка. Через несколько месяцев после гибели Ватутина улицу Вокзальную переименовали в честь командующего фронтом.

До нас в квартире жил какой-то мужик, который, как говорили, "сгорел по пьяни". Я думал, что мужик напился, упал на топящуюся плиту в комнате и сгорел до горстки пепла. Пока жили в этой комнате, у меня не выходила из головы эта картинка. Я постоянно ощущал от этого какой-то дискомфорт.

Этот дом запомнился несколькими событиями. Во-первых, наличием бесчисленного полчища клопов. Велась мужественная борьба с ними. Еженедельно кровать и мебель, все их щели, поливали крутым кипятком. Для больших гарантий все ножки кровати ставились в консервные банки, залитые водой. Но позднее обнаружили, что это не является преградой. Клопы заползали на потолок и оттуда падали на кровать. И вообще, борьба с ними в отдельной комнате, в доме, где сплошные коридоры, – занятие совершенно бесперспективное. Один раз я проснулся от укусов паразитов ночью, встал на пол и увидел там движущиеся, живые дорожки из клопов. Взял туфель и стал их давить.

Другие впечатления на ул. Ватутина связаны с обучением колке. Все комнаты имели плиты и отапливались дровами, которые хозяева приобретали, кто где мог. Привозили, как правило, долготьё. Потом его пилили на коротьё, кто как мог, но, в основном, двуручными поперечными пилами, что требовало немало физических сил. Колоть дрова я пытался и годом раньше. Но здесь сосед научил меня это делать правильно – топор ставить между сучков, как раскалывать сучки, какой топор на какие дрова и т. д. В те годы было очень много пацанов, отцы которых или воевали, или уже погибли на фронте. Взрослые мужики-соседи считали своим долгом обучать этих пацанчиков нехитрым домашним ремёслам, чтобы те оказывали посильную помощь семье. Пилить, колоть дрова, сучить дратву и подшивать валенки, чинить эл. утюг и эл. плитку, простейшие плотницкие работы в сарае – всему этому учился с восьми лет. С этого же времени у меня появился специальный ящик, куда я складывал инструмент и всякую всячину для использования в хозяйстве. Дома ругались и говорили, что несу всякую дрянь, но всё это когда-то находило применение. Домашние сравнивали меня с дядей Георгием, который тоже не мог пройти мимо брошенного гвоздя.

В этом доме у мамы появилась хорошая подруга – Фира Соломоновна. Работала она где-то машинисткой. Родом из Москвы, жена работника органов НКВД, который арестован и обвинён в каких-то грехах. После этого бесследно исчез. Сын их, Фима, закончил семь классов нашей школы и поступил в Ленинграде в техникум авиационного приборостроения. По специальности не работал, а ушёл в киношные дела. Кстати, в 1956 г. муж Фиры Соломоновны реабилитирован. Ей предложили вернуться в Москву и дали 2-комнатную квартиру, причём разрешили делать выбор. Видимо, муж был достаточно высоким чином в той иерархии. Вскоре мама привела к соседке и меня. У неё имелась очень большая фонотека пластинок и патефон (это в те годы акустический проигрыватель с ручным пружинным заводом). В основном, это были записи оперных арий Шаляпина и Карузо. Эти имена и музыка прозвучали для меня впервые, но особого впечатления не произвели. В стране в то время Шаляпин и Карузо не то чтобы были под запретом, но не были разрекламированы. Однако потом Фира Соломоновна поставила румбу и фокстрот. Вот эти ритмы, живые и экспрессивные, мне очень понравились. Такую музыку я услышал впервые, как оказалось, полюбил джаз на всю жизнь. Потом, уже позднее, приходя к соседке в гости, ставил, в основном, джазовые пластинки, которых у неё имелось десятка два.

В доме проживали несколько семей проходчиков и забойщиков на подземных работах. Нам как-то и в голову не приходило, насколько опасен тот труд. По соседству жила красивая семейная пара Гаврилюк. Он молодой, здоровый парень с мощной шевелюрой на голове. И вдруг соседи сказали, что произошёл несчастный случай. Во время бурения шпуров сосед попал то ли на отказ, то ли на "стакан". В забое произошёл взрыв. Это происходит в том случае, если во время последней плановой отпалки9 забоя не вся взрывчатка сдетонировала и часть её осталась в концах шпуров ("стаканы") или, вообще, если один из шпуров не взорвался ("отказ"). Это халатность взрывника, который должен после отпалки внимательно осмотреть забой, ликвидировать все остатки взрывчатки и дать разрешение на дальнейшее бурение шпуров. Гаврилюк остался жив, но страшно покалечился. Помню, как через месяц или два его привезли домой из больницы. Человека не узнать – это был глубокий инвалид. Весь дом переживал это событие. Я ещё несколько лет встречал в городе соседа – жена помогала ему передвигаться. Позднее я с этой семьёй не сталкивался, поскольку поменял место жительства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Записки геологоразведчика. Часть 1: Семейные хроники, детство, школа"

Книги похожие на "Записки геологоразведчика. Часть 1: Семейные хроники, детство, школа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Виноградов

Александр Виноградов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Виноградов - Записки геологоразведчика. Часть 1: Семейные хроники, детство, школа"

Отзывы читателей о книге "Записки геологоразведчика. Часть 1: Семейные хроники, детство, школа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.