» » » » Леонид Сбойко - 7 чудес Гватемалы. В сердце страны майя


Авторские права

Леонид Сбойко - 7 чудес Гватемалы. В сердце страны майя

Здесь можно купить и скачать "Леонид Сбойко - 7 чудес Гватемалы. В сердце страны майя" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Мифы. Легенды. Эпос, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
7 чудес Гватемалы. В сердце страны майя
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "7 чудес Гватемалы. В сердце страны майя"

Описание и краткое содержание "7 чудес Гватемалы. В сердце страны майя" читать бесплатно онлайн.



Гватемала… По разнообразию природы, культурно-историческому богатству, археологии эта сотня с небольшим тысяч квадратов даст фору иной стране в десять раз крупнее. Земля чудес! Своеобразны даже их названия: Киригуá, Каминалюйý, Сакулеу, Якшá, Пополь-Вух, Чилам-Балам, Тикаль, Накбэ, Такалик Абах, Таканá, Пакайя, Толиман, Чичикастенанго, Исабаль, Альмолонга, Кайалá, Текпан… Наконец, Куаухтемаллан – «Гватемала». Но самое яркое чудо этой страны – ее народ, хранящий наследие великой цивилизации.






Когда все это было? Жизнь цивилизации майя делится на три периода: доклассический (с 2000 г. до н.э. до 250 г. н.э.), когда было построено большинство городов, находящихся на территории современной Гватемалы, в том числе Тикаль, Эль Мирадор (возможно, самый древний), Киригуа; классический (250 – 900 гг.), когда были возведены Чичен-Ица и другие города майя на территории современной Мексики (в основном, на полуострове Юкатан), и последний период, когда практически ничего не строилось, а города майя медленно умирали. Заканчивается все приходом испанских колонизаторов. По последним данным, периоды доклассический и классический разделяет этап упадка этой цивилизации (конец второго или третьего века нашей эры).

Глядя на карту расселения майя, нетрудно заметить, что многие более старые города лежали там, где сейчас находится Гватемала и Белиз, а более поздние – в Мексике, куда многие народы майя рано или поздно уходили. Народность майя итцá – исключение. Они, пожив на Юкатане, пошли в XIII веке на юг, пришли к озеру, которое теперь обязано им своим названием, основали там, на нынешнем острове Флорес, свою столицу Та-Ицá («Место народа ица») и прекрасно там жили, пока испанцы, долго терпев их существование, не собрались с силами в 1697 году. Та-Ица стал последним городом майя, покоренным испанцами. Кортес, увидев его, отказался в свое время (в 1525 г.) от его завоевания, ввиду его исключительно удачного с оборонительной точки зрения расположения. Можно сказать, что цивилизация майя окончательно ушла с трона в течение 170 лет, что она сосуществовала с испанской колониальной конкистой.

Старейшие города – Ламанай, Куэйо и Кахаль-Печ – найдены в Белизе. Ученые относят их к 2000 г. до н. э. Позже возникает Копан на севере нынешнего Гондураса (1100 г. до н.э.). В Тикале наиболее древние сооружения датируют седьмым веком до нашей эры. Вскоре вырастают Эль Мирадор и Накбé – соседи Тикаля с севера. Еще позже возник знаменитый Теотиуакан.

Причем города майя по населению превосходили существовавшие в то время средние европейские города.

Спрашиваю у гида, какова была численность населения Тикаля. Фернандо с готовностью отвечает: «В период расцвета население было от ста до ста пятидесяти тысяч человек. Наиболее вероятная цифра – 115 000. Это был один из крупнейших городов майя».

От майя почти не дошло книг. Конкистадоры сжигали их. Известно об одном акте сожжения, когда объем брошенных в костер томов составил три кубометра. Книги в основном превозносили правителей того или иного народа – точнее, княжества, государства-города разных времен. Среди крупнейших дошедших до нас письменных документов потомков древних майя – «Анналы какчикелей» («Текпан»), «Пополь-Вух» (или «Поп-Вух») и «Чилам-Балам». Они – еще одно чудо Гватемалы. О «Пополь-Вухе» специалисты говорят, что это лучший литературный памятник доколумбовой Америки, свидетельство богатства языка кичé.

Письменность у майя зародилась в период основания Тикаля или чуть раньше, и основополагающее влияние на нее оказала иероглифика древних ольмеков. Письменность майя не расшифрована до конца и по сей день. Она оказалась смешанной: иероглифической и фонетико-силлабической. Первым это понял советский ученый Юрий Валентинович Кнорозов, которого многие считают крупнейшим майянистом в истории. О самом Кнорозове и его трудах стоит поговорить отдельно. Сейчас же вернемся в джунгли Петена, тем более что автобус уже прибыл к руинам Тикаля.

Глава седьмая

Как это часто бывает с крупными археологическими памятниками, знали о существовании Тикаля давно. Если не сказать, всегда.

Начиная с 17-го века, упоминания об этих руинах встречаются, со ссылкой на рассказы других, в письменных источниках. В начале 19-го века о развалинах в петенских джунглях поведал Джон Ллойд Стивенс. Но до 1848 года, ввиду крайней труднодоступности Тикаля, никаких экспедиций сюда не предпринималось. О походе же 1848 года к не известным миру руинам рассказывается в отчете тогдашнего губернатора Петена Амбросио Тута и коррехидора Модесто Мендеса.

Во главе экспедиции 1848 года встал Эусебио Лара, который зарисовал монументы. За тем памятным первым походом последовали новые изыскания. Монументы зарисовывались еще и еще, а потом и фотографировались. Рисовались карты.

Информацию из отчета губернатора Петена опубликовали в «Гасета де Гуатемала». В 1853 году о Тикале написала Академия наук Берлина. Так о нем узнали ученые.

Почти через 100 лет – в 1951 г. – поблизости от развалин была устроена небольшая взлетно-посадочная полоса. До того, до Тикаля можно было добраться только за несколько дней пешего хода или на мулах. С 1956 по 1970 год раскопками в Тикале занимался Пеннсильванский Университет (США). В 1979 году, когда один из университетов Гватемалы выпустил первых археологов страны, государство, наконец, начало археологическую работу в Тикале, который кстати тут же попал в перечень ЮНЕСКО, в самый редкий список – список такого наследия человечества, которое сочетает в себе природную и культурную ценность. Спустя 30 лет работы, раскопано в Тикале лишь несколько процентов от всего, что там есть.

Сейчас артефакты Тикаля хранятся в музеях Нью-Йорка, Лондона, Турина и других городов. Вернуть их на родину крайне тяжело. Согласно имеющемуся на этот счет международному договору, возврату на родину подлежат лишь объекты, вывезенные после даты ратификации договора. А дата эта не такая давняя.

В посвященных Тикалю залах музея древности Гватемалы выставлено 28% хранящегося в нем тикальского материала.

Слово «Тикаль» означает «Место голосов» или «Место языков» на майя. В оборот было введено ученым Сильванусом Морли. Согласно же фрагментам дошедших до нас письменных источников, подлинным названием города было «Мутуль» или «Яш Мутуль», от слова «мут» – «узел».


Надпись гласит: «Государство-город Ти-к-аль»


Сразу у входа находится каменная плита, где на языке майя написано «Государство-город Тикаль». Здесь пять символов. Самый крупный – тот, что в правом нижнем углу – означает «город-государство». Это фактически иероглиф: один знак, пусть и сложный, передает некое понятие. Символ в левом нижнем углу передает слово и слог «ти», означавший «место» (сравним с Та-Итца – «Место народа итца»). Символ слева вверху – это определенный артикль мужского рода. Знак в середине вверху передавал у майя обычно слог «ах» или звук «к». Получаем «ти-к». И наконец символ в правом верхнем углу передавал звучание «аль». Получаем «Ти-к-аль» (с несколько раздельным произношением слогов, что свойственно и современным языкам, являющимся потомками майя – киче, какчикель, цутуиль, мам, и другим). Плита эта сделана учеными. Напомним, подлинное название Тикаля – Мутуль.


Потомок древних майя


За этой современной доской – другая современность: разноцветные лавки торговцев для неразборчивых туристов, а также модель Тикаля, каким его видят археологи в еще не скорый момент окончания раскопок. Неплохая лежачая карта предстоящего нам лабиринта.

За магазинами для туристов протянулся прудик. По словам гида, был он и во времена майя. Подхожу к берегу. Здесь меня ожидает табличка: «Осторожно! Крокодил!». Вспоминаю, что Фернандо три раза сказал, что в Петен-Итца есть три вида этих древних рептилий. Прудик размером с треть футбольного поля. Гид настаивает, что крокодил тут есть, и не один. Проверять не хочется. Проходим вдоль берега и присоединяемся к группе туристов, пялящихся в воду. Что там? Крокодил! Крокодиленок. Он застыл под водой, высунув наружу только полпасти – свой инструмент выживания.


Автор у подножия гигантской сейбы в Тикале


К самим руинам ведет довольно ровная проселочная дорога. Престарелые туристы садятся в пикап на скамейки, а кто-то и соглашается ехать стоя. Идти немало. Войдя в лес, вскоре слышу лай. Собаки? Нет, это обезьяны-ревуны. Оказывается, они еще и лают. Вдоль обочины цепочкой протянулись туристы, пытаясь увидеть хотя бы одного ревуна. Но не тут то было. Через пару сотен метров на придорожной поляне не могу не остановиться: сейба. Такое дерево не каждый день встретишь.

Еще через сто метров, тоже справа – тропический кедр. Еще дальше – красное дерево. А вот и тот вид пальмы, листья которого идут в Центральной Америке на покрытие крыш.


Развалины близ главной площади. Северный акрополь


Где же пирамиды? Словно для того, чтобы подразнить нас, Фернандо повел нас дальней дорогой. Первым нам попадается бывший дворец. Предназначение дворцов в Тикале не ясно. Это могли быть и административные, и жилые здания для знати. Я подхожу к стенам. Здание покрылось кое-где мхом. Можно легко поскользнуться на ступеньках и покатых поверхностях. Ступенек обычно немного: они ведут от уровня земли ко входу в каменную комнату размером 4—5 квадратных метров. В одной обнаруживается каменное поднятие на уровне пояса: здесь спал какой-нибудь майя. В другой – два поднятия, одно напротив другого. Здесь, по словам Фернандо, два майя садились друг против друга и обсуждали вопросы политики и философии. Дворец имеет П-образную форму. При нем – поляна. Молодая пара безуспешно пытается здесь, в тени руин, уединиться.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "7 чудес Гватемалы. В сердце страны майя"

Книги похожие на "7 чудес Гватемалы. В сердце страны майя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Сбойко

Леонид Сбойко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Сбойко - 7 чудес Гватемалы. В сердце страны майя"

Отзывы читателей о книге "7 чудес Гватемалы. В сердце страны майя", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.